Цель: сформировать у учащихся представление о грамматической категории имени существительного – род; научить детей определять род имен существительных, воспитание внимательности, чувства коллективизма.
Оборудование: карточки с названиями учебных предметов, толковый и этимологический словари О.Д.Ушаковой у каждого учащегося, словарь синонимов М.Львова, карточки с обозначением рода имен существительных, иллюстрации чудес России, В.Тикунова “Прописи-ступеньки”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чистописание № 28.
III. Работа над новым материалом.
У. На доске карточки со словами: изобразительное искусство, окружающий мир, музыка, геометрия, литературное чтение, русский язык.
Что объединяет эти слова? Какой отдельный предмет мы не изучаем? Его происхождение (Этимологический словарь, с 68).
Перед вами стоит задача: распределить на три группы, обосновать свой выбор, отправить в портфель. Иллюстрации трех портфелей.
Итак, тема сегодняшнего урока: Род имен существительных.
– Каковы отличительные черты имен существительных каждого рода?
Записать эти слова в тетради в три столбика:
М. р. мир язык |
Ж. р. геометрия музыка |
Ср. р искусство чтение |
У. Теперь сконцентрируем свое внимание на слове мир. Подберем к нему синонимы. Воспользуемся для этого словарем синонимов Михаила Львова. Вселенная, Космос, спокойствие, дружба. Определим род этих имен существительных и запишем их.
IV. Работа с учебником. Правило на с19.
- Прочитать.
- Рассказать.
- Применить.
Словарь синонимов, с8.
Битва, бой, сражение, схватка, побоище (слова даны в порядке усиления их действия).
V. Устно, у. 404. Обратная связь. Работа с карточками: М.Р., Ж.Р., СР.Р..
Огонь, фабрика, трактор, улица, площадь, библиотека, платье, местность, место, метель, лебедь, рюкзак, пальто, аллея, трамвай, село, музей, кофе.
VI. Работа с учебником.: у 406.
– Прочитать.
– Определить главную мысль текста.
– В каких значениях употребляется в этом тексте слово хлеб?
– Списать первое предложение, разобрать по членам предложения, определить род
имен существительных.
На столе лежит буханка свежего хлеба.
VII. Самостоятельная работа в парах.
У. Каждой группе предлагается иллюстрация семи чудес России: Собор Василия Блаженного в Москве; музей-заповедник “Петергоф”; долина гейзеров, Камчатка; Байкал – глубочайшее озеро планеты; столбы выветривания, плато Мань-Пупу-Нер, Урал; Эльбрус – высочайшая вершина России; Мамаев курган в Волгограде. Вам надо найти слово, которое обозначает чудо, выписать его, определить род. Например: Собор Василия Блаженного в Москве. Главное слово Собор (м.р.). (Музей-заповедник, долина, озеро, столбы, вершина, курган.)
(Байкал – самое глубокое озеро в мире. Его возраст более 25 млн.лет. Воды в нем больше, чем в Балтийском море. Глубина этого пресноводного озера достигает 1620 метров. В Байкал впадает 336 маленьких и больших рек, а вытекает из него только одна могучая река Ангара. Местные жители называют озеро Байкал морем.)
VIII. Домашнее задание: п. с 19, у. 405.
IX. Подведение итогов.
– Чему научились на уроке?
– Какого рода бывают имена существительные?
– Как определить род имени существительного?
Дополнительное задание. Подобрать подходящее по смыслу имя существительное и определи его род.
Добрая, любимая, родная … .
Весенний, звонкий, говорливый … .
Интересная, библиотечная, любимая … .
Шелковое, красивое, длинное … .
Круглый, обеденный, деревянный … .
Новогодний, веселый, долгожданный … .
Яркое, весеннее, игривое … .
Сочное, вкусное, спелое … .
Сладкий, ночной, кошмарный … .
Чистая, питьевая, прозрачная … .