Урок-проект (литературное чтение + окружающий мир) "Гордое слово – Победа!"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Воспитывать любовь к Родине, Отечеству через знакомство с историей;
  2. Способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за героическое прошлое своего народа;
  3. Познакомить с неизвестными страницами истории;

Задачи урока:

  1. Привлечь учащихся к созданию проектов для понимания значимости Победы в Великих войнах, битвах, сражениях;
  2. Развивать умения самостоятельной работы, умения работать в группах.

Оборудование: листы А-3, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, заготовки заданий, осенние листья для деления детей на команды.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя:

Здравствуйте, дорогие ребята! Быстро пролетело лето. Наступил новый учебный год. Я очень рада видеть Вас отдохнувшими, загорелыми, весёлыми. Вы стали на год взрослее, умнее, самостоятельнее. Впереди Вас ждут новые открытия, много интересного и неизвестного. Сегодня 1сентября. С этого праздничного дня начинается каждый учебный год. Теперь вы четвероклассники. Самый первый урок во всех уголках нашей страны – Урок Мужества по теме: “Гордое слово – Победа! (Читают хором с доски.)
Как Вы понимаете эти слова? Почему, Первого сентября мы с Вами говорим о Победе?
Ребята! Этот год в нашей стране юбилейный. 9 мая 2010 года наша страна будет отмечать 65-ую годовщину Победы. Весь год будут проводиться торжественные мероприятия, посвящённые этой дате. И уже сегодня, 1сентября наш урок тоже будет посвящён этому событию.
И мы сегодня этому событию посвятим наш урок-проект.
Для этого нам надо разделиться на четыре команды. Вы будете доставать из конверта разные осенние листочки. Таким образом, мы сформируем команды. (Дети делятся на четыре команды.)

Учитель. В название ваших проектов ляжет тема нашего урока. Выберите капитана. Давайте вспомним, как надо работать в команде, чтобы у вас всё получилось?

Учитель. В конце урока мы вывесим ваши проекты на доску и оценим их. Не забудьте, что успех работы будет зависеть от вашей дружной, сплочённой команды.
На столах у вас лежат листы формата А-3 и полоска, на которой напечатана тема урока. Это и будет названием вашего проекта. Наклейте тему на ваш лист, но так, чтобы у вас осталось место для следующих четырёх заданий. Делайте всё аккуратно и красиво.
“О светло-светлая и украсно украшенная земля русская. И многими красотами удивлена еси, реками, горами крутыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, сёлы дивными…”
“За светло-светлую и украсно украшену” Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля и солдаты Бородино. Великое слово Родина стучало в их сердцах.
Долгие века наша Родина отражала бесконечные нападения врагов: сначала на Русь рвались половцы, затем неисчислимая татаро-монгольская орда, с запада тяжёлой кованой стеной шли рыцари-крестоносцы, мчались на Москву поляки и литовцы.
На их пути вставала русская армия и её воины-полководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Суворов и Кутузов, Георгий Жуков.
Великий князь Александр Невский говорил: “Приходите на Русь с миром – с миром Вас встретим. Но кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская Земля!”

Дети:

От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский
Наш великий советский народ!

Выходил он свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну.

Сокрушая железо и камень,
Он врага беспощадно разил,
Над Берлином победное знамя-
Знамя правды своей водрузил!

Учитель.

Лучшими защитниками во все времена были простые русские солдаты. И Великую Отечественную войну, которую развязала 22 июня 1941 года фашистская Германия, ожидал тот же конец, потому что поднялся весь народ от мала до велика за Родину, за честь, за свободу.

В каждой битве, в каждом сражении, в каждой войне наш народ одерживал победу, совершая великий подвиг.

Для нас с Вами слова ПОБЕДА и ПОДВИГ являются священными.

Объясните, как вы понимаете значения этих слов. В толковом словаре Ожегова даётся такое толкование:

ПОБЕДА – успех в битве, войне, при полном поражении противника.

ПОДВИГ – героический, самоотверженный поступок.

Первым заданием ваших проектов будет составление ассоциограммы к словам ПОБЕДА и ПОДВИГ.

П – патриотизм, память, подвиг, победа, полководцы.
О – объединение, Отчизна, отвага.
Б – бессмертие, боец, битва, бодрость, боль, блиндаж, борьба, бессонные ночи.
Е – единство, еда.
Д – доблесть, дружба, долг, дивизия, дети, друзья-однополчане, день, Дон, Днепр.
А – армия, атака.

П – плач, предки, павшие, пепел, пожар, правда, патриот, покой, поколение, письмо с фронта, поле-боя, подруга, пуля, пилот, прощание, пехота.
О – огонь, орудие, отец, окоп, окружение, оборона, опыт, однополчане.
Д – дорога, детство, дым, деды.
В – вера, верность, война, высота, враг, войска, варварство, Волга.
И – иго, история, имя.
Г – героизм, город-герой, горе, гибель, год, годовщина, гордость, газета, грудь, герой, “горячий снег”

Время работы 5 минут.

(Дети зачитывают свои ассоциограммы и объясняют, как подобранные ими слова связаны с Великой Отечественной войной.)

С давних пор в нашей стране существовал обычай награждения воинов за героизм и мужество. Князья награждали отличившихся дружинников крестами, золотыми цепями и кубками, монетами и гривнами (не надо путать с денежной единицей Украины). Гривна – это первый из известных знаков отличия. Представлял он собой серебряный или золотой обруч, который надевался на шею.
С 15 века участников походов и сражений стали награждать медалями. Внешне они выглядели как монеты разного размера и веса. Награждали также саблями, шпагами, сделанными из золота и украшенные драгоценными камнями. Наряду с оружием награждали и орденами.
Самый первый в России орден появился при Петре Первом. Это орден святого Андрея Первозванного. (Он был учеником Христа, проповедывал христианскую религию, распространял веру. Поэтому святого Андрея считали покровителем России.) Орден представляет собой косой андреевский крест (на таком кресте он был казнён за проповедь христианства) с изображением Андрея Первозванного и восьмиконечную серебряную звезду с надписью “за веру и верность”. Крест носили на широкой голубой ленте.
Позже, уже после смерти Петра Первого, был учреждён орден святого Александра Невского. Этот орден представлял собой крест из красных стёкол, покрытых эмалью. Между лучами креста были помещены золотые двуглавые орлы, а в центре – изображение Александра Невского. Носили орден на красной ленте вместе с серебряным крестом.
При императрице Екатерине Второй были учреждены четыре степени ордена святого Георгия, ставшего высшей русской наградой за военные заслуги. (Воинов, которые имели все четыре георгиевских креста, было всего четверо. Один из них – М.И.Кутузов.)
В те годы орденами в России награждали лишь офицеров и дворян. Остальным за военные заслуги давали медали или георгиевские кресты. Но это были знаки отличия, а не ордена.
Для того, чтобы отметить подвиги защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны Советским правительством было учреждено 10 орденов и 21 наградная медаль. Среди них: медаль “За оборону Москвы”, “За оборону Сталинграда”, “За оборону Ленинграда”, медаль “Партизану Отечественной войны”, “За взятие Берлина” и другие. Наиболее отличившихся награждали орденами. Это “Орден Славы” трёх степеней, орден Отечественной войны 1 и 2 степени, “Орден Нахимова” и, конечно же, орден “Победы”, который представляет собой выпуклую пятиконечную рубиновую звезду размером 72 мм. По краям звезды вкраплены бриллианты. Сейчас в нашей стране за героические подвиги учреждена золотая звезда “Герой России”.

Второе задание проекта.

У вас на партах лежат заготовки с изображением орденов и медалей. Вам надо расположить их по временным событиям и написать, за что награждали воинов этими наградами.

Время работы 5минут.

(Дети зачитывают свои работы)

Учитель.

Во все времена народ славил подвиги наших воинов. О них слагали легенды, былины, песни, сказания, стихи, пословицы.

Какие-то из них становились призывами, некоторые наказами, а многие и нравоучениями.

Например:

– Один в поле не воин.
– Сам погибай, а товарища выручай.
– Трудно в ученье, легко в бою.

Третье задание проекта.

У вас на партах лежат две пословицы. Но они состоят из двух частей. Вам надо правильно собрать их, наклеить и объяснить значение.

(На каждой парте лежат заготовки.)

Храбрый впереди, трусишку и позади убивают.
Тот герой, что за Родину горой.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Наша армия не одна, с нею вся страна.
Мало на врага злиться – надо с ним биться.
Родину предать – негодяем стать.
За наше жито – много врагов бито.
Солдат честь не кинет, хоть головушкой сгинет.

Время работы 5минут.

(Дети зачитывают свои пословицы.)

Физкультминутка.

Учитель.

Ребята! Не только пословицы стали для воинов наказами. Наказами были и слова наших великих полководцев, военачальников, святых отцов, русских князей. Из истории нашей страны вам известны такие имена, как Ярослав Мудрый и его внук Владимир Мономах. Я напомню вам, что Ярослав Мудрый жил в 11веке. Во времена своего правления Ярослав строил церкви и города, велел открывать школы для детей, так как сам очень любил учиться и много читал. Он издал первый сборник русских законов, который назывался “Русская правда”. За что же его прозвали Мудрым? А за то, что он учил делать полезные дела, завещал народу жить дружно и мирно, любить друг друга, не враждовать.

Он говорил, что если будете враждовать, то погубите себя и землю свою.

Своё завещание он передал своим сыновьям. Но не послушались они отца своего, забыли слова его. То один, то другой собирали войска и шли войной друг на друга. От бесконечных войн страдала и слабела Русь. И только в 12 веке успокоил и примирил русские земли внук Ярослава – Владимир.

Ещё мальчиком он вместе с отцом разъезжал по РУСИ и видел горькие плоды войн. Повзрослев, князь Владимир решил призвать князей земли Русской объединиться. Он отложил в сторону меч и стал объезжать всех князей. Он сказал им: отныне объединимся единым сердцем и будем свято блюсти землю Русскую. Это значит, что все должны объединиться и быть как одно сердце.

И послушались князья Мономаха и стали единым войском, которое стало одерживать победы над врагами.

А детям своим и внукам написал князь Владимир “Поучения”. Они лежат у вас на партах. Каждой команде по одному поучению. Вам надо прочитать его, наклеить на свой проект и рядом написать, как можно сказать эти правила по-другому.

Четвёртое задание проекта.

1-я команда.

Старого чтите, как отца,
а молодых – как братьев.

2-я команда.

В доме своём не ленись,
ни питью, ни еде не потворствуй, ни сну.

3-я команда

Ни единого человека не пропустите,
не поприветствовав его и не одарив
его добрым словом…

4-я команда.

Не забывайте того хорошего,
что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь…

Время работы 5минут.

(Дети зачитывают своё толкование правил.)

А теперь попробуйте сочинить своё правило и зачитайте его.

Учитель.

Ребята! В годы Великой Отечественной войны подвигу советских солдат было посвящено много стихотворений. О войне писали такие известные поэты, как Константин Симонов, Маргарита Алигер, Александр Твардовский, Роберт Рождественский и другие. Свои произведения они писали по ночам, в вагонах теплушек, в землянках, блиндажах, а потом читали их солдатам в редкие минуты передышек от боёв. Их стихи помогали воинам самоотверженно сражаться за нашу Родину.

Спустя годы, произведений о войне становилось всё больше и больше. Почему? Да потому, что о такой страшной войне и прекрасном Дне Победы народ забыть не имеет права.

Пятое задание проекта.

В следующем задании проекта, я предлагаю вам из отдельных строк составить четверостишие. Чтобы оно получилось правильным, мы должны с вами вспомнить о рифме.

1-я команда.

Мы хотим, чтоб братья наши,
Наши мамы и отцы,
Чтобы все спокойно жили,
Чтобы не было войны.

2-я команда.

Пусть все люди позабудут
Слово страшное “война”.
Пусть всегда на свете будут
Счастье, радость и весна.

3-я команда.

Пусть светит солнце с вышины
Над горами, нивами –
Мы против горя и войны.
Хотим расти счастливыми.

4-я команда.

Земля надежду вечную несёт.
И смотрит вдаль бессонными глазами.
Отечество никто нам не спасёт.
Спасти его мы можем только сами.

Время работы 5минут.

(Дети зачитывают свои четверостишия.)

Учитель.

Говорят, что войны закончатся, когда будет похоронен последний солдат. Но кто может сказать, когда это будет? Со второй Мировой войны прошло почти 65 лет… Но нет покоя, нет тишины… Приходят в российские семьи горькие похоронки из различных горячих точек. Но сегодня их намного больше. Это Афганистан, Чечня, Дагестан, Беслан…

Афганистан болит в моей душе.
И отголоски этой острой боли
Звучат во мне, когда я слышу о Чечне,
И вновь смотрю в глаза, застывшие от крови.

Ученица.

Помните, через века, через года,
Помните, о тех, кто уже не придёт никогда,
Пожалуйста, помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!

Учитель.

Александр Корявин, Дмитрий Берило, Бойцы Сергиево-Посадского ОМОНа, дети Беслана. Они достойны того, чтобы мы склонили свои головы перед их светлой памятью в минуте молчания. (Минута молчания.)

Ученик.

Родина суровая и милая
Помните все жестокие бои.
Вырастают рощи над могилами.
Славят жизнь по рощам соловьи.
С ней живут любя, страдая, радуясь,
Падая и поднимаясь ввысь
Над грозою торжествует радуга,
А над смертью торжествует жизнь.

Учитель.

Сейчас, ребята, я попрошу капитанов ваших команд выйти к доске и вывесить проекты своих команд.

(Дети выходят с проектами, прикрепляют их к доске.)

Учитель. Ребята, сегодня на уроке присутствует ветеран ВОВ. Давайте поблагодарим её за то, что пришла к нам, и скажем огромное спасибо за мирное, голубое небо над нашей головой. Желаем здоровья, живите долго, будьте нам примером, помогайте советом. Вы нам нужны!

Ученик.

Вам, ветераны яростных сражений,
Чья молодость закалена в бою,
Приносим мы любовь и уваженье,
И светлую признательность свою!

(Дети дарят цветы ветерану.)

Учитель.

Вот и подошёл к концу наш первый урок в новом учебном году. Очень хорошие получились проекты, надеюсь, что работа над проектом вам понравилась.

А закончить урок мне хочется такими словами:

Мы русский народ-народ Победитель! Чтобы выжить, мы вынуждены были побеждать, т.к. из последних 1000 лет – 600 лет Россия находилась в состоянии войны.
Каждый век – это много-много войн, больших и малых. Вопрос стоял просто: или мы победим, или исчезнем в небытии.
Мы вынуждены были побеждать, не щадя жизни своей и не считаясь с ценой за Победу.
У нас славная история, сильные корни. Мы любим свою Родину! Мы молодая страна! Какими будем мы, такой будет и Россия завтра!
Наши деды победили в Великой Отечественной войне, потому что это поколение было нравственно сильным.
Чтобы стать сильными, нам, новому поколению, необходимо духовно возродиться.
Тогда никто никогда не посмеет победить нас!

Ученица.

Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо
А травы будут зеленей!

Ученик.

Не забыть нам этой даты
Что покончила с войной!
Победители-солдаты,
Сотни раз – поклон земной!
На этом наш урок окончен!
Спасибо всем за работу!