Воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Но развитие ребенка не всегда осуществляется в соответствии с правилами и нормами анатомии и физиологии. И в этом случае происходит изменения, затрагивающие различные системы (например, нервную систему) маленького организма, в результате возникает сбой в функционировании этих систем. Чаще всего эти нарушения касаются речевого развития ребенка, а конкретнее это нарушение произношения звуков.
Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. Логопеду необходимо найти экономный и эффективный способ обучения ребенка правильному произношению звуков. Одним из таких способов является метод мнемотехники.
Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в логопедической работе по автоматизации звуков дает значительную положительную динамику. Положительный эффект достигается взаимодействием психических функций и систем детского организма, созданием обходного пути, ассоциативного воспроизведение ранее полученных знаний, умений и навыков.
При формировании правильного произношения с применение мнемотехники происходит развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. У ребенка формируется умение управлять закодированной графической информацией и производить ее перекодировку, в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое высказывание, ребенок учится читать рисунки. При формировании правильного звукопроизношения путем мнемотехники происходит целенаправленное воспитание словесной памяти путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала, формирующих нацеленность на последующее воспроизведение, развивающих мотивацию, строящихся на смысловом способе воспроизведения. В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребёнок может проникнуть в “кладовые” долговременной памяти.
При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна. На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука. По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.
Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:
– знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.
Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемотехники включает в себя следующее:
1 блок (этап вызывания и постановки звука) – придумывание образа звука его соотнесение с графо-картинной моделью;
2 блок (автоматизация звука) – правильное произнесение звука и использованием нескольких графо-картинных моделей звуков и слов:
3 блок (введение звука в речь) – создание графо-картинных моделей рассказов, стихов.
Конспект примерного занятия с использование мнемотаблицы для автоматизации звуков в стихотворном тексте
Занятие на тему: “Автоматизация звука “Ж” в стихотворениях”.
Цель урока: Закрепить навык произношения звука “Ж” в стихотворном тексте.
Задачи урока:
- закреплять правильное произношение звука “Ж” на материале стихотворения “Ежик и жук”;
- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Оборудование: мнемотаблица к стихотворению “Ежик и жук”.
Ход занятия
- Рассматривание таблицы и того, что на ней изображено.
- Перекодирование информации , т. е. преобразование из символов в образы.
- После перекодирования осуществляется проговаривание стихотворения с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания.
Ежик и жук
Жук жужжит,
Над ежом кружит,
А ежик лежит,
На жука глядит.
Ты, жук, жужжи,
Ты, жук, кружи,
А я полежу,
На тебя погляжу!
Таким образом, с помощью мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:
- у детей появилось желание рассказывать стихотворения как на занятии, так и в повседневной жизни;
- активизировался словарный запас;
- дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.
Используемая литература:
- Волкова Л.С. Логопедия, Москва, 1998 г.
- Олейник Н.А. Технология “Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники”, Новосибирск, 2008 г.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда, Ростов-на-Дону, 2001 г.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, Москва, 1997 г.
- “Учебник мнемотехники” Козаренко В.А., Тренировка памяти.
- http://www.7ya.ru/article/Mnemotehnika/