Цель. Формирование понятия “родственные слова”.
Задачи.
- Подвести детей к открытию второго опознавательного признака родственных слов; тренировать способность к разграничению родственных слов, синонимов и слов с омонимичными корнями.
- Актуализироватьмыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся.
Оборудование: задания для групп, презентация.
Ход урока
1. Психологический настрой
2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений
Мы продолжаем разговор о словах. Что можно сделать со словом?
(Разделить на слоги, указать ударение, произнести с разной интонацией, объяснить значение, звуковой анализ.)
– А что в слове главное? (Значение. Без значения, без смысла нет настоящих
слов.)
– Как вы думаете, какое отношение слово “ родственники” имеет к нашему уроку?
(Наверное, это тема урока.) Молодцы!
– А как вы узнаёте слова – родственники? (По общей части.)
Ну, тогда, я думаю, вы легко справитесь с заданиями.
3. Постановка проблемы. (Проблемная ситуация создаётся в процессе выполнения практического задания.)
(Работают в группах.)
Задание : найти родственные слова, выделить общую часть в словах мамочка, музыка, мама, мамонт, мамуля
(Каждая группа объясняет свой выбор.)
– У нас получились разные варианты. Кто же прав? (Испытывают затруднение.) Давайте подумаем вместе.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
– Какое задание нужно было выполнить?
– В чём вы затруднились? Не знаем, является ли слово мамонт родственным.
– Как вы рассуждали? По какому признаку? (В слове есть общая часть, значит,
это родственное слово.)
– Достаточно ли этих знаний для определения слов – родственников? (Нет.)
4. “Открытие” нового знания.
– А что в слове главное? (Его значение.)
– Вот и давайте посмотрим на слова с точки зрения их значения. (Словами
мама, мамочка, мамуля мы называем самого дорого нам человека. А словом
мамонт называют животное, поэтому оно не является родственным.)
(Слайд 3)
– Итак, к какому выводу мы пришли? (У родственных слов есть два опознавательных признака :общая часть и общее значение; родственные слова можно объяснить с помощью одного и того же слова.) (Слайд 4)
Вот мы с вами открыли ещё одну тайну русского языка. Давайте сверим наше открытие с мнением учёных. Молодцы! (учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко “К тайнам нашего языка”,2 кл., ч. 2, с. 7)
5. Первичное закрепление.
– Как вы думаете, чем нам следует заняться дальше? (Потренироваться в
подборе слов – родственников.)
– Как же вы будете действовать?
– А вот и первое задание, не попадитесь в “ловушку”.
Инсценировка “Родственники?” (У детей карточки со словами гусь, гусеница, гусята, гусыня.)
– А вы кто такие?
– Я – Гусь, это – Гусыня, а это наши дети – Гусята.
– А ты кто?
– А я ваша тётя – Гусеница.
– Назовите слова – родственники. (Дети объясняют свой выбор,указывают
опознавательные признаки родственных слов.)
6. Самостоятельная работа.
(Учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко “К тайнам нашего языка”,2 кл., ч. 2, с. 7, упр. 283.) Сверяют с эталоном.
Делают выводы. (Слайд 6)
(Рыба, рыбка, рыбный, рыбачить. Окунь, окунёк. Ловить, улов.)
7. Включение в систему знаний и развитие умений.
Работа в парах
– Будут ли родственными слова (слайд 5) бык – бычок, коза – козлёнок, собака – щенок?
(В словах первой и второй пары “работают оба признака родственных слов.)
– Найдите родственников среди слов мороз, холод, стужа (таких слов
нет, потому что “работает” только один признак – значение).
– А как вы отнесётесь к такому утверждению Антона, героя нашего учебника?
– Слова нос, носик, носище не являются родственными, потому что носы у
всех разные.
– Молодцы!
8. Рефлексия деятельности
– Какая проблема возникла у нас в начале урока?
– Как смогли мы выйти из затруднения? У кого остались вопросы, неясность?
– А у кого всё получалось?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Литература:
- Волина В.В. Учимся играя. – М., 1999.
- Бондаренко А.А. Буквы и слова. – М., 2001.