Урок русского языка "Собираем родственников". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель. Формирование понятия “родственные слова”.

Задачи.

  1. Подвести детей к открытию второго опознавательного признака родственных слов; тренировать способность к разграничению родственных слов, синонимов и слов с омонимичными корнями.
  2. Актуализироватьмыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
  3. Способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся.

Оборудование: задания для групп, презентация.

Ход урока

1. Психологический настрой

2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений

Мы продолжаем разговор о словах. Что можно сделать со словом?

(Разделить на слоги, указать ударение, произнести с разной интонацией, объяснить значение, звуковой анализ.)

– А что в слове главное? (Значение. Без значения, без смысла нет настоящих слов.)
– Как вы думаете, какое отношение слово “ родственники” имеет к нашему уроку?

(Наверное, это тема урока.) Молодцы!

– А как вы узнаёте слова – родственники? (По общей части.)

Ну, тогда, я думаю, вы легко справитесь с заданиями.

3. Постановка проблемы. (Проблемная ситуация создаётся в процессе выполнения практического задания.)

(Работают в группах.)

Задание : найти родственные слова, выделить общую часть в словах мамочка, музыка, мама, мамонт, мамуля

(Каждая группа объясняет свой выбор.)

– У нас получились разные варианты. Кто же прав? (Испытывают затруднение.) Давайте подумаем вместе.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

– Какое задание нужно было выполнить?
– В чём вы затруднились? Не знаем, является ли слово мамонт родственным.
– Как вы рассуждали? По какому признаку? (В слове есть общая часть, значит, это родственное слово.)
– Достаточно ли этих знаний для определения слов – родственников? (Нет.)

4. “Открытие” нового знания.

– А что в слове главное? (Его значение.)
– Вот и давайте посмотрим на слова с точки зрения их значения. (Словами мама, мамочка, мамуля мы называем самого дорого нам человека. А словом мамонт называют животное, поэтому оно не является родственным.) (Слайд 3)

– Итак, к какому выводу мы пришли? (У родственных слов есть два опознавательных признака :общая часть и общее значение; родственные слова можно объяснить с помощью одного и того же слова.) (Слайд 4)

Вот мы с вами открыли ещё одну тайну русского языка. Давайте сверим наше открытие с мнением учёных. Молодцы! (учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко “К тайнам нашего языка”,2 кл., ч. 2, с. 7)

5. Первичное закрепление.

– Как вы думаете, чем нам следует заняться дальше? (Потренироваться в подборе слов – родственников.)
– Как же вы будете действовать?
– А вот и первое задание, не попадитесь в “ловушку”.

Инсценировка “Родственники?” (У детей карточки со словами гусь, гусеница, гусята, гусыня.)

– А вы кто такие?
– Я – Гусь, это – Гусыня, а это наши дети – Гусята.
– А ты кто?
– А я ваша тётя – Гусеница.
– Назовите слова – родственники. (Дети объясняют свой выбор,указывают опознавательные признаки родственных слов.)

6. Самостоятельная работа.

(Учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко “К тайнам нашего языка”,2 кл., ч. 2, с. 7, упр. 283.) Сверяют с эталоном.

Делают выводы. (Слайд 6)

(Рыба, рыбка, рыбный, рыбачить. Окунь, окунёк. Ловить, улов.)

7. Включение в систему знаний и развитие умений.

Работа в парах

– Будут ли родственными слова (слайд 5) бык – бычок, коза – козлёнок, собака – щенок?

(В словах первой и второй пары “работают оба признака родственных слов.)

– Найдите родственников среди слов мороз, холод, стужа (таких слов нет, потому что “работает” только один признак – значение).
– А как вы отнесётесь к такому утверждению Антона, героя нашего учебника?
– Слова нос, носик, носище не являются родственными, потому что носы у всех разные.
– Молодцы!

8. Рефлексия деятельности

– Какая проблема возникла у нас в начале урока?
– Как смогли мы выйти из затруднения? У кого остались вопросы, неясность?
– А у кого всё получалось?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Приложение 1.

Литература:

  1. Волина В.В. Учимся играя. – М., 1999.
  2. Бондаренко А.А. Буквы и слова. – М., 2001.