Решение показательных уравнений. 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11


Цели урока:

  1. Повторить, обобщить и систематизировать теоретические знания и методы решения показательных уравнений и их систем.
  2. Подготовиться к проверочной работе по изученной теме.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, на протяжении ряда уроков мы решали показательные уравнения. Сегодня на двух уроках мы вспомним все способы решения показательных уравнений и подготовимся к проверочной работе, которая будет на следующем уроке. (Приложение. Слайд 1)

Вопросы к классу:
  • Какие уравнения называются показательными?
  • Какие способы решения показательных уравнений мы знаем?
    а) приведение степеней в левой и правой частях уравнения к одному основанию;
    б) разложение частей уравнения на множители;
    в) введение новой переменной;
    г) графический способ решения;
    д) деление на степень;
    е) оценивание значения левой и правой частей уравнения с помощью свойств показательной функции, подбор корня.

II. Устная работа:

Слайд 2:
Ответы к уравнениям:

1. х = 3
2. х = 3
3. х = 0
4. х = -2

Слайд 3:

5. х = -2
6. х = -3
7. х = -2,5
8. х = 4

 Слайд 4:

9. х = 8
10 . х = 5,5
11. х = -2,
12. х = 3

 

 

III. Решение упражнений:

 

 

 

 

Слайд 5:

Слайд 6:

(Два первых уравнения решаем всем классом на доске, а остальные – по вариантам – два ученика работают у доски. Взаимоконтроль.)

1. 8х+2 –32х = 0
    3(х + 2) = 5х
    3х + 6 = 5х
    -2х = -6
     х = 3

2. 9х-5 – 27х = 0
    2(х – 5) = 3х
    2х – 10 = 3х
    -х = 10
    х = -10

 3. 25х+3 = 125х
      
2(х + 3) = 3х
     2х + 6 = 3х
     -х = -6
      х = 6

 4. 492х+3 – 343х = 0
     2(2х + 3) = 7х
     4х + 6 = 7х
    -3х = -6
      х = 2

 Слайд 7: (Первое уравнение решаем всем классом
на доске, а второе и третье уравнения
по вариантам – два ученика работают у доски) .

 

 

 

 

 

Слайд 8: (Первое уравнение решаем всем классом на
доске, а второе и третье уравнения по вариантам – два
 ученика работают у доски)
  1. 64·81+2х = 162+х
    8 + 3(1 + 2х) = 4(2 + х)
    8 +3 + 6х = 8 + 4х
    2х = -3
    х = -1,5
     
  2. 4:161-2х = 82+х
    2 – 4(1 – х) = 3(2 + х)
    2 – 4 + 4х = 6 + 3х
    х = 8
     
  3. 128·41-2х = 82-х
    7 + 2(1 – 2х) = 3(2 – х)
    7 + 2 – 4х = 6 – 3х
    -х = -3
    х = 3
Слайд 9:

Слайд 10:
  1. 2х+5 – 2х = 62
    2х(32 – 1) = 62
    2х = 2
    х = 1
     
  2. 10·2x+5 + 3·2x+4 = 23
    2х+4(20 + 3) = 23
    2х+4 = 1
    х+4 = 0
    х = -4
Слайд 11:

 

Слайд 12. (Первое
уравнение – сильный
 ученик у доски,
второе уравнение –
самостоятельно –
один ученик на переносной доске)
  1. 2х = 6 – х
    х = 2

 

2. (½)х = х + 6

    х = -2

 

 

Слайд 13. (Первое уравнение – сильный ученик у доски, второе уравнение – самостоятельно, предварительно обговорив ход решения, – один ученик на переносной доске)

 

 

 

 

 

 

 Слайд14: (Первую систему уравнений решаем всем
классом на доске, а вторую и третью – по вариантам –
 два ученика работают у доски)
1.

2.

IV. Рефлексия. С каждого урока ученик должен унести хоть что-то новое: знание, умение, навык. Что вам дал сегодняшний урок?

Выставление оценок за урок.

V. Домашнее задание.