Цели:
Дидактическая: создание благоприятных условий для саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности ученика, обеспечение образовательных потребностей каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей и интереса;
Образовательная: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися процессов размножения, роста и развития;
Развивающая: продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи;
Воспитательная: создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
Оборудование:
- Мультимедийная презентация к уроку.
- Дидактические материалы для организации самостоятельной работы.
- Сонин Н И., учебник “Биология. Живой организм. 6 класс”, “Дрофа”, Москва, 2005 г.
Конструктор урока.
1. Сообщение темы урока (слайд 1).
2. Составление учащимися схемы “Способы размножения” её обсуждение и проверка (слайд 2).
3. Фронтальный опрос “Способы размножения” (слайды 3- 1).
4. Обсуждение двойного оплодотворения у покрытосеменных (слайды 12).
5. Закончить схему “Распространение семян” (слайд13).
6. Обсуждение оплодотворения у животных (слайд14).
7. Самостоятельно: найдите соответствие стадий развития зародыша (слайд 15).
8. Постэмбриональное развитие: прямое и непрямое. Самая большая бабочка на планете (слайды 16-20).
9. Самостоятельная работа. Выполнить тест. Выбрать один правильный ответ.
- Сколько типов размножения в природе выделяют?
а) 2; б) 3; в) 4. - Особенности бесполого размножения:
а) участвуют два организма; б) участвуют половые клетки; в) участвует один организм. - К бесполому размножению относится:
а) партеногенез; б) спорообразование; в) слияние гамет. - Почкование встречается у:
а) амебы; б) папоротника; в) гидры. - Спорообразование характерно для:
а) дрожжей; б) мхов; в) картофеля. - Особенности полового размножения:
а) не участвуют половые клетки; б) участвуют половые клетки; в) участвует один организм. - Животные-гермафродиты - это:
а) бесполые; б) однополые; в) обоеполые. - Форма полового размножения партеногенез
встречается:
а) только у растений; б) только у животных; в) у растений и животных. - Наружное оплодотворение характерно для:
а) птиц; б) рыб; в) млекопитающих. - Внутреннее оплодотворение характерно для:
а) птиц; б) рыб; в) земноводных. - Для большинства растений характерно:
а) только половое размножение; б) только бесполое; в) чередование полового и бесполого размножения. - Спермии у цветковых растений развиваются в:
а) пестиках; б) околоцветнике; в) пыльце.
10. Рефлексия. Учитель: Всемирная организация охраны природы составила список приматов, находящихся под угрозой исчезновения. Из 394 известных сейчас видов приматов в список попали 114, в наибольшей опасности находятся 25 видов. Ближайший кандидат на вымирание - шелковистая мадагаскарская сифака (слайд 21). В Колумбии сфотографирована птица, которую никто нигде не встречал в последние 40 лет, и она уже считалась вымершей. Толстоклювая муравьеловка из отряда воробьиных (слайд 22) обладает необычным изогнутым вверх клювом, из-за чего её называют улыбающейся птицей. Она живет в зарослях бамбука, и её клюв приспособлен для раскалывания трубчатых стеблей бамбука и поискав них муравьев, личинок жуков и других насекомых. Это всего два примера из того множества, которое можно продолжить. Да, главному примату - человеку - вымирание не грозит, но он так силён, что может ненароком уничтожить сам себя вместе с остальными животными. Не надо забывать, откуда наши корни, кто наши братья меньшие. И это ещё раз напоминают эмбриологические доказательства эволюции (слайд 23). Давайте всегда помнить об этом!
Литература
- Сонина Н.И. “Биология. Живой организм. 6 класс”, Москва, “Дрофа”. 2005.
- “Наука и жизнь”, №4 2008 г. Стр. 53, 110.
- Методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина “Биология. Живой организм”, Москва, “Дрофа”. 2005.
- Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Никишова Е.А., Резникова В.З. Биология: 6-9 классы: тематические и итоговые контрольные работы: дидактические материалы, издательский центр “Вентана-Граф”, 2009 г.