Цель урока: Углублять представление о связи орнаментальной композиции с природой земли, формирование навыков рисования простейших технических приёмов в стиле “гжель”.
Задачи.
Обучающие: Наблюдение за зимними изменениями в природе, развитие словообразовательных умений; отработка навыков описания предмета.
Развивающие: Развитие познавательных процессов, творческих способностей, воображения, памяти.
Коррекционные: Коррекция мышления, памяти, внимания. Развитие речи, мелкой моторики, наблюдательности, любознательности.
Воспитательные: Воспитание интереса к творчеству народных мастеров, национальным традициям русского народа.
Оборудование:
- Презентация “Платье для Зимы”.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Листы альбомные.
- Шаблоны с костюмом Зимы.
- Гуашь синего и белого цветов.
- Кисти, баночки с водой, простые карандаши.
- Дифференцированные карточки для игры “Назови признак”.
- Дифференцированные карточки для проверки знаний.
I. Оргмомент.
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Придут тёплые ветра -
Меня прогонят со двора.
- О ком идёт речь в загадке?
- Зима – главная героиня нашего урока. Его тема “Платье для Зимы”. (Слайд 1)
II. Сказка “Новое платье для Зимы”.
- У матери Природы есть четыре дочери – четыре времени года. Сёстры редко встречаются: сначала одна властвует на Земле, потом - другая.
Сестра Осень господствовала на Земле три месяца. Очень большая модница эта сестра. Сначала её платье было в зеленоватых тонах. Потом она добавила тёплых цветов.
- Ребята, а какие цвета называются теплыми?
Но и эти цвета ей надоели. Взяла она все свои наряды, хорошенько потрясла их и вытрясла все яркие краски. Остались только тёмные и блёклые оттенки. Пришла на помощь Осени старшая сестрица Зима. Явилась она в белом, словно невеста, платье. (Слайд 2)
- Три месяца ходить в одноцветном наряде – это совсем не стильно, - заявила Осень и гордо удалилась в отпуск.
Посмотрела Зима на своё платье и призадумалась. А ведь и, правда, она всегда в одном и том же наряде. Он такой белый, что практически не видно Зиму на белом снегу.
Обратилась Зима к известному модельеру Вячеславу Зайцеву. Вячеслав Михайлович сказал, что в моду входит народный стиль, и посоветовал Зиме выбрать что-нибудь из русских народных мотивов.
Задумалась Зима. Что ей выбрать? Ведь зимой холодно и её любимые цвета холодные.
- А какие цвета называются холодными?
III. Игра “Назови признак”. (Проверка домашнего задания)
- Дома вы подбирали признаки к словам. Прочитайте их.
Дифференцированные карточки: красные – низкий уровень развития, жёлтые – средний, зелёный – высокий.
Снег (какой?) __________ | Зима (какая?)___________ |
Небо (какое?) ___________ Погода (какая?)__________ |
Солнце (какое?) _________ Земля (какая?)___________ |
Деревья (какие?) _________ Речка (какая?) ___________ Настроение (какое?)______ |
Мороз (какой?) __________ Воздух (какой?) __________ Лёд (какой?)_____________ |
- Какие красивые и точные слова – признаки вы подобрали. Возможно, они нам потребуются для описания работы.
IV. Беседа-презентация “Народные промыслы”.
- С некоторыми промыслами России мы уже познакомились. Давайте, ребята, вспомним, какие мы знаем народные промыслы и, возможно, поможем Зиме выбрать тот стиль, который ей подходит.
Учитель демонстрирует слайды презентации и читает текст о народных промыслах.
Хохломская роспись. (Слайд 3)
- Именем старинного торгового села в нижегородской области стала называться роспись деревянной посуды и мебели. Хохлому называют “золотой” и “пламенной”. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых “травкой”, “яблочком”, “виноградом”, “листком”, “древком”, “кудриной”.
- Какие цвета использовали Хохломские мастера?
- Какие изделия использовались для Хохломской росписи?
- Подходит ли этот вид росписи для костюма Зимы?
- Какому времени года можно посоветовать наряд в хохломском стиле? Почему?
Городецкая роспись. (Слайд 4)
- В Нижегородской области широко известен и другой центр художественной росписи – город Городец. Промысел возник в середине XIX века в Городецких деревнях Курцево, Косково и Хлебаниха. Здесь расписывали лубяные короба, игрушки, прялки, кухонную утварь. На изделиях, расписанных в стиле Городецкой росписи, изображались праздничная жанровая сценка из жизни горожан: чаепитие, застолье, гулянье, гарцующие всадники. Особое внимание уделялось растительному орнаменту, который представлялся “розанами”, “купавками”, “яблоками”.
- Какие основные цвета использовали Городецкие мастера?
- Какие изделия расписывались в Городце?
- Подходит ли этот вид росписи для костюма Зимы?
- Какому времени года можно посоветовать платье, расписанное Городецкими мастерами? Почему?
Дымковская роспись. (Слайд 5)
- На низком берегу реки Вятка напротив города Кирова расположилась старинная деревянная слобода Дымково. С давних времён здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек. Дымковские мастера изображали коней, оленей, уточек, индюков, барынь, водоносок, всадников. Простота декоративных элементов, разнообразие сочетаний ярких цветных фигур привлекал интерес людей, как в древности, так и в настоящее время.
- Какие цвета использовали Дымковские мастера для росписи?
- Что расписывали Дымковские мастера?
- Подходит ли этот вид росписи для костюма Зимы?
- Какому времени года можно посоветовать наряд в стиле Дымковской игрушки? Почему?
Гжельская роспись. (Слайд 6)
- Гжель – древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. (Слайд 7)
- Своё название, как полагают, оно получило от слов “обжигать”, “жечь”, выражавших важную сторону огневого промысла. Здесь и в окрестных деревнях, богатых высококачественными белыми глинами, издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью.
- Подходит этот стиль Зиме? Почему?
- Что происходит с природой зимой?
- В 1818 году по приказу Петра I была открыта фабрика по производству майоликовой посуды. (Слайд 8). Майолику изготавливают из белой глины, а рисунок наносится на сырое изделие, т.е. до обжига.
- А теперь, чтобы познакомиться с этим промыслом, я предлагаю совершить экскурсию по фабрике. Мы попали в формовочный цех. (Слайд 9)
- Здесь фарфоровую массу (шликер) заливают в гипсовые формы. Этим занимаются литейщики. (Слайд 10)
- В цехе оправки каждому изделию оправщицы придают более гладкий вид, подрезая литьевые швы и замывая губкой до гладкости. (Слайд 11). Затем – первый обжиг при температуре 900? С.
- А теперь самый интересный цех, где расписывают заготовки. (Слайд 12).Сначала рисунок наносится точками, затем точными движениями воссоздаётся сюжетная картинка. Расписываются изделия кобальтовой краской. Она чёрного цвета, как сажа и становится ярко-синей только после обжига. Краска-то одна, а добиться нужно всей полноты васильковых оттенков. Гжельские мастера насчитывают свыше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Представляете, какое нужно иметь чувство цвета! В авторских работах видим картины нашей Родины, сказочные сюжеты. Каждое изделие мастер расписывает вручную и ставит свой вензель (роспись). Это авторские работы. Каждая из них неповторима.
- Завершается процесс изготовления гжельской майолики окончательным обжигом при t = 1350 °С. (Слайд 13)
- Наверняка вы видели посуду, расписанную в стиле “Гжель”. (Слайд 14)
- Очень интересны гжельские игрушки. (Слайд 15)
- В современной России гжельский промысел до сих пор популярен. (Слайд 16)
- Посмотрите, как оригинально смотрятся подсвечник, телефон, часы, маникюр, компьютерная мышь, мужской галстук и даже автомобиль.
- Издревле люди отражали гжельские мотивы в одежде (Слайд 17): сначала в игрушках, затем в женских нарядах, мужские одежды тоже не остались в стороне, гжель остаётся популярной и в современных нарядах.
- Давайте же, украсим платье нашей героини – Зимы (клик). А с элементами гжельской росписи мы познакомимся после физкультминутки.
V. Физкультминутка.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром.
VI. Составление орнамента для костюма Зимы.
1. Знакомство с элементами росписи “Гжель”.
Учитель показывает слайды, рассказывая об элементах росписи, ученики на листах бумаги пытаются изобразить тот или иной элемент.
- Основной цвет гжельской майолики – синий на белом фоне. Гжельский узор – растительный. Самыми простыми элементами являются точки и линии (Слайд 18), из которых составляются различные бордюры. Самое трудное в гжельской росписи - это "мазок с тенями". Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких.
- Одним из основных элементов являются капельки, из которых можно составить опять же бордюр или нарисовать цветок.
- Отличительным элементом Гжели является роза, которая называется агашкой (Слайд 19).
- Давайте посмотрим поэтапно, выполняется работа над агашкой (клик мышью).
- Сначала мастер намечает линии будущего цветка (клик мышью), затем он широкой кистью “мазком с тенями” придаёт цвет (клик мышью), украшает бордюрами и точками (клик мышью), добавляет капельки, декоративные элементы так, как видит это самое настоящее произведение искусства (клик мышью).
- Ну что ж, проба пера прошла удачно, теперь пора украсить платье Зимы.
2. Выполнение работы.
Учащимся раздаются шаблоны с изображением Зимы, которые они должны разукрасить в стиле гжельской росписи.
- Что нам необходимо для работы?
- Постарайтесь, чтобы ваша Зима была нарядной и красивой. (Слайд 20)
В гости ребята Зимушку ждали.
Чем удивить её долго гадали.
Выслушать нужно вам ценный совет:
- Вы для Зимы нарисуйте портрет.
Тёплые краски свои уберите,
Гамму холодного цвета возьмите.
Наши художники краски смешали,
Платье они голубым расписали,
Бусы раскрашивать – взяли цвет новый -
Бледно-сиреневый и бирюзовый.
Ярко сапфиры в короне сверкают,
Серьги из жемчуга бледно мерцают.
Синею мантией плечи покрыты,
И серебром рукавицы расшиты.
- Какие цвета нам потребуются? (Слайд 21)
- Как получить голубой цвет? (Слайд 22)
VII. Проверка знаний.
1. Кроссворд “Керамика”. (Слайд 23)
По вертикали:
- Глиняные изделия из обожженной глины.
По горизонтали:
- Тонкий вид керамики.
- Центр русской керамики.
- Гжельская роза.
- Вид керамики, изделия которого покрывались расписной глазурью.
- Тонкий вид керамики.
Кроссворд разгадывается коллективно. Действия в презентации происходят по последовательным щелчкам: сначала появляется первый вопрос, при следующем щелчке – появляется ответ и пропадает предыдущий вопрос, при следующем щелчке - второй вопрос и т.д.
2. Дифференцированные индивидуальные карточки.
- Карточки для учащихся с низким уровнем развития.
Соедини стрелками |
||
ГОРОДЕЦ |
||
ДЫМКОВО |
||
ХОХЛОМА |
||
ГЖЕЛЬ |
Соедини стрелками | ||
Роспись глиняных фигурок. Использовались яркие краски | ГОРОДЕЦ | |
Роспись деревянной посуды. Использовались краски: жёлтая, красная, синяя, зелёная | ДЫМКОВО | |
Роспись керамической фигуры. Основные цвета: синий, белый. | ХОХЛОМА | |
Роспись деревянной посуды. Основные цвета: красный, чёрный, золотой. | ГЖЕЛЬ |
Запиши названия народных промыслов | ||
Роспись глиняных фигурок. Использовались яркие краски | ||
Роспись деревянной посуды. Использовались краски: жёлтая, красная, синяя, зелёная | ||
Роспись керамической фигуры. Основные цвета: синий, белый. | ||
Роспись деревянной посуды. Основные цвета: красный, чёрный, золотой. |
VIII. Итог урока. Выставка работ учащихся. (Слайд 24)
- Невозможно выбрать лучший наряд! Пожалуй, мы все эти эскизы подарим Зиме.
Снежной, морозной Зима получилась.
Гостья портретом своим восхитилась!
- Теперь Зима, как и её сестра - Осень, будет модничать целых три месяца. Я думаю, она останется довольной!
- Опишите работы своих одноклассников, которые вам больше понравились. Употребляйте слова – признаки. Можете использовать слова, которые подобрали в игре “Назови признак”
IX. Домашнее задание: составить рассказ-описание “Зима”.
Использованная литература:
- Костерин Н. Учебное рисование, М: Просвещение, 1984. http://viki.rdf.ru/item/1099/download/ Синь России.