Данная игра может использоваться на обобщающих уроках и во внеурочной деятельности (неделя естественных наук).
Условия игры: Каждый класс представляет команду из 10 человек. У каждой команды есть сопровождающий с путевым листом, в котором указывается маршрут команды и набранные баллы. Маршрут предполагает «станции», на которых выполняются определенные задания викторины. На финише баллы суммируются, и по итогам определяется команда – победитель.
Ход игры.
Станция 1. В мире слов.
- Азоту не повезло с именем. Почему?
- Под какими названиями перечисленные ниже растения были известны в Европе 300 лет назад? Помидор, картофель, апельсин.
- Можно ли вампиров считать больными гемофилией?
Станция 2. Канцелярская.
- Из чего делали чернила в средние века?
- Откуда брали бересту для берестяных грамот?
- У кого китайцы подсмотрели секрет изготовления бумаги?
Станция 3. Историческая.
- Каким хлебом питались древние египтяне?
- Почему вино в Древней Греции разбавляли водой?
- Объясните народную примету: рассыпать соль - к ссоре.
Станция 4. Дом быта.
- Какие части и каких растений могли использовать наши предки для изготовления одежды?
- Из каких растений готовят манную, пшенную, перловую, геркулесовую каши?
- Зачем при мариновании овощей добавляют уксус?
Станция 5. Математическая
- В коллекции равное число пауков и жуков. У всех этих животных 336 ног. Сколько в коллекции жуков?
- Почему мы процесс размножения клеток называем делением, ведь количество клеток увеличивается?
- Из перечисленных живых организмов выберите организмы с лучевой симметрией: морской еж, акула, медуза, планария, кальмар.
Станция 6. Географическая.
- Почему у хозяйки Медной горы было много малахита?
- Назовите 8 наименований состояния воды, принятых в метеорологии.
- Почему снег и град не бывают солеными?
Станция 7. Физическая.
- Почему небо синего цвета?
- Почему загар на песчаном пляже интенсивнее?
- Почему радуга разноцветная?
Станция 8. Химическая.
- Почему морская вода соленая? (Растворимые соли, содержащиеся в земной коре, переходят в раствор)
- Почему мыло моет? (Уменьшаются силы поверхностного натяжения, смачиваются грязевые частицы, мыльный раствор проникает между частицами и поверхностью, к которой они прилипли, щелочной раствор может более активно влиять на вещества-загрязнители).
- Натуральный мед содержит сгущенный раствор глюкозы и фруктозы (80%) и 15 – 18% воды. Растворы глюкозы и фруктозы прозрачные, но при растворении меда в воде получается мутный раствор. Почему? ( Из-за воска)
Станция 9. Биологическая.
- Почему яйца птиц на одном конце сужаются?
- Зачем в тесто добавляют дрожжи? ( При брожении выделяется углекислый газ и тесто становится более пышным.)
- Почему большинство людей предпочитает сладкую пищу горькой? (Возможно, отвращение к горькой пище возникло у человека в результате эволюции, т.к. многие растительные яды на вкус горькие, а сладкий вкус типичен для многих спелых плодов растений.)
Станция 10. Технологическая.
- Из чего делают упаковочные материалы?
- Из чего делают резину?
- Откуда в земной коре нефть?
Ответы на вопросы викторины.
Станция 1. В мире слов.
- «Азот» обозначает «безжизненный», но при этом является необходимым элементом для жизни (биогенный элемент).
- Помидор – яблоко любви (франц.), картофель – земляное яблоко (итал.), апельсин – яблоко из Китая (нем.).
- Нет, т.к. гемофилия – заболевание, характеризующееся очень низким уровнем свертывания крови.
Станция 2. Канцелярская.
- Из сажи и чернильных орешков (галлы дубовой листовертки).
- Береста – наружная часть березовой коры.
- Китайцы подсмотрели секрет изготовления бумаги у бумажных ос, которые таким образом строят свои гнезда.
Станция 3. Историческая.
- Древние египтяне ели лепешки из ячменя.
- Процесс перегонки придумали арабы в X веке, а древние греки о нем не знали, поэтому в их вине было много ядовитых веществ.
- Соляные копи, наряду с золотыми приисками входили в число доходных мест, и соль стоила очень дорого.
Станция 4. Дом быта.
- Наши предки для изготовления одежды могли использовать стебли крапивы, листья пальмы, стебли льна, плоды хлопка.
- Манная – из пшеницы, пшенная – из проса, перловая – из ячменя, геркулесовая – из овса.
- Уксусная кислота резко тормозит процесс размножения бактерий.
Станция 5. Математическая
- У паука 8 ног, у жука – 6, следовательно, 336 : ( 6 + 8) = 24. В коллекции 24 жука.
- Мы процесс размножения клеток называем делением, т .к. наблюдается процесс деления цитоплазмы, ядра и органоидов клетки пополам.
- Организмы с лучевой симметрией: морской еж, медуза.
Станция 6. Географическая.
- Потому что в состав малахита входит медь.
- 8 наименований состояния воды, принятых в метеорологии: пар, лед, снег, туман, иней, град, облака, дождь.
- В состояние пара переходит первой вода, а соли остаются в растворе.
Станция 7. Физическая.
- Небо синего цвета, потому что мельчайшие частицы пыли и воды в атмосфере рассеивают сильнее лучи с наименьшей длиной волны (синего цвета).
- Загар на песчаном пляже интенсивнее, т.к. в основном ультрафиолетовый свет сильнее отражается от песка, чем от воды, вопреки распространенному мнению.
- Потому что частицы воды в атмосфере действуют как маленькие призмы, разделяя солнечные лучи на семь цветов спектра.
Станция 8. Химическая.
- Растворимые соли, содержащиеся в земной коре, переходят в раствор.
- Уменьшаются силы поверхностного натяжения, смачиваются грязевые частицы, мыльный раствор проникает между частицами и поверхностью, к которой они прилипли, щелочной раствор может более активно влиять на вещества-загрязнители.
- Из-за частиц воска в меде.
Станция 9. Биологическая.
- Если бы яйцо было сферическим или овальным, то, выпав из гнезда, оно катилось по прямой линии, упало бы и разбилось, но ассиметричная форма яйца делает траекторию движения круговой.
- При брожении выделяется углекислый газ и тесто становится более пышным.
- Возможно, отвращение к горькой пище возникло у человека в результате эволюции, т.к. многие растительные яды на вкус горькие, а сладкий вкус типичен для многих спелых плодов растений.
Станция 10. Технологическая.
- В основном упаковка пластиковая и полиэтиленовая, а это продукты нефтепереработки.
- Первую резину делали из сока тропического дерева - гевейи, а в настоящее время – из синтетического каучука – продукта переработки попутных нефтяных газов или нефти.
- Нефть – продукт разложения древних бактерий и других микроорганизмов.