Игра-викторина "О природе вещей". 8–11-й классы

Разделы: Химия, Биология

Классы: 8, 9, 10, 11


Данная игра может использоваться на обобщающих уроках и во внеурочной деятельности (неделя естественных наук).

Условия игры: Каждый класс представляет команду из 10 человек. У каждой команды есть сопровождающий с путевым листом, в котором указывается маршрут команды и набранные баллы. Маршрут предполагает «станции», на которых выполняются определенные задания викторины. На финише баллы суммируются, и по итогам определяется команда – победитель.

Ход игры.

Станция 1. В мире слов.

  1. Азоту не повезло с именем. Почему?
  2. Под какими названиями перечисленные ниже растения были известны в Европе 300 лет назад? Помидор, картофель, апельсин.
  3. Можно ли вампиров считать больными гемофилией?

Станция 2. Канцелярская.

  1. Из чего делали чернила в средние века?
  2. Откуда брали бересту для берестяных грамот?
  3. У кого китайцы подсмотрели секрет изготовления бумаги?

Станция 3. Историческая.

  1. Каким хлебом питались древние египтяне?
  2. Почему вино в Древней Греции разбавляли водой?
  3. Объясните народную примету: рассыпать соль - к ссоре.

Станция 4. Дом быта.

  1. Какие части и каких растений могли использовать наши предки для изготовления одежды?
  2. Из каких растений готовят манную, пшенную, перловую, геркулесовую каши?
  3. Зачем при мариновании овощей добавляют уксус?

Станция 5. Математическая

  1. В коллекции равное число пауков и жуков. У всех этих животных 336 ног. Сколько в коллекции жуков?
  2. Почему мы процесс размножения клеток называем делением, ведь количество клеток увеличивается?
  3. Из перечисленных живых организмов выберите организмы с лучевой симметрией: морской еж, акула, медуза, планария, кальмар.

Станция 6. Географическая.

  1. Почему у хозяйки Медной горы было много малахита?
  2. Назовите 8 наименований состояния воды, принятых в метеорологии.
  3. Почему снег и град не бывают солеными?

Станция 7. Физическая.

  1. Почему небо синего цвета?
  2. Почему загар на песчаном пляже интенсивнее?
  3. Почему радуга разноцветная?

Станция 8. Химическая.

  1. Почему морская вода соленая? (Растворимые соли, содержащиеся в земной коре, переходят в раствор)
  2. Почему мыло моет? (Уменьшаются силы поверхностного натяжения, смачиваются грязевые частицы, мыльный раствор проникает между частицами и поверхностью, к которой они прилипли, щелочной раствор может более активно влиять на вещества-загрязнители).
  3. Натуральный мед содержит сгущенный раствор глюкозы и фруктозы (80%) и 15 – 18% воды. Растворы глюкозы и фруктозы прозрачные, но при растворении меда в воде получается мутный раствор. Почему? ( Из-за воска)

Станция 9. Биологическая.

  1. Почему яйца птиц на одном конце сужаются?
  2. Зачем в тесто добавляют дрожжи? ( При брожении выделяется углекислый газ и тесто становится более пышным.)
  3. Почему большинство людей предпочитает сладкую пищу горькой? (Возможно, отвращение к горькой пище возникло у человека в результате эволюции, т.к. многие растительные яды на вкус горькие, а сладкий вкус типичен для многих спелых плодов растений.)

Станция 10. Технологическая.

  1. Из чего делают упаковочные материалы?
  2. Из чего делают резину?
  3. Откуда в земной коре нефть?

Ответы на вопросы викторины.

Станция 1. В мире слов.

  1. «Азот» обозначает «безжизненный», но при этом является необходимым элементом для жизни (биогенный элемент).
  2. Помидор – яблоко любви (франц.), картофель – земляное яблоко (итал.), апельсин – яблоко из Китая (нем.).
  3. Нет, т.к. гемофилия – заболевание, характеризующееся очень низким уровнем свертывания крови.

Станция 2. Канцелярская.

  1. Из сажи и чернильных орешков (галлы дубовой листовертки).
  2. Береста – наружная часть березовой коры.
  3. Китайцы подсмотрели секрет изготовления бумаги у бумажных ос, которые таким образом строят свои гнезда.

Станция 3. Историческая.

  1. Древние египтяне ели лепешки из ячменя.
  2. Процесс перегонки придумали арабы в X веке, а древние греки о нем не знали, поэтому в их вине было много ядовитых веществ.
  3. Соляные копи, наряду с золотыми приисками входили в число доходных мест, и соль стоила очень дорого.

Станция 4. Дом быта.

  1. Наши предки для изготовления одежды могли использовать стебли крапивы, листья пальмы, стебли льна, плоды хлопка.
  2. Манная – из пшеницы, пшенная – из проса, перловая – из ячменя, геркулесовая – из овса.
  3. Уксусная кислота резко тормозит процесс размножения бактерий.

Станция 5. Математическая

  1. У паука 8 ног, у жука – 6, следовательно, 336 : ( 6 + 8) = 24. В коллекции 24 жука.
  2. Мы процесс размножения клеток называем делением, т .к. наблюдается процесс деления цитоплазмы, ядра и органоидов клетки пополам.
  3. Организмы с лучевой симметрией: морской еж, медуза.

Станция 6. Географическая.

  1. Потому что в состав малахита входит медь.
  2. 8 наименований состояния воды, принятых в метеорологии: пар, лед, снег, туман, иней, град, облака, дождь.
  3. В состояние пара переходит первой вода, а соли остаются в растворе.

Станция 7. Физическая.

  1. Небо синего цвета, потому что мельчайшие частицы пыли и воды в атмосфере рассеивают сильнее лучи с наименьшей длиной волны (синего цвета).
  2. Загар на песчаном пляже интенсивнее, т.к. в основном ультрафиолетовый свет сильнее отражается от песка, чем от воды, вопреки распространенному мнению.
  3. Потому что частицы воды в атмосфере действуют как маленькие призмы, разделяя солнечные лучи на семь цветов спектра.

Станция 8. Химическая.

  1. Растворимые соли, содержащиеся в земной коре, переходят в раствор.
  2. Уменьшаются силы поверхностного натяжения, смачиваются грязевые частицы, мыльный раствор проникает между частицами и поверхностью, к которой они прилипли, щелочной раствор может более активно влиять на вещества-загрязнители.
  3. Из-за частиц воска в меде.

Станция 9. Биологическая.

  1. Если бы яйцо было сферическим или овальным, то, выпав из гнезда, оно катилось по прямой линии, упало бы и разбилось, но ассиметричная форма яйца делает траекторию движения круговой.
  2. При брожении выделяется углекислый газ и тесто становится более пышным.
  3. Возможно, отвращение к горькой пище возникло у человека в результате эволюции, т.к. многие растительные яды на вкус горькие, а сладкий вкус типичен для многих спелых плодов растений.

Станция 10. Технологическая.

  1. В основном упаковка пластиковая и полиэтиленовая, а это продукты нефтепереработки.
  2. Первую резину делали из сока тропического дерева - гевейи, а в настоящее время – из синтетического каучука – продукта переработки попутных нефтяных газов или нефти.
  3. Нефть – продукт разложения древних бактерий и других микроорганизмов.