Цели урока:
I. Социокультурная: приобщение учащихся к целостному взгляду на окружающий мир, введение их в круг важнейших социокультурных ценностей.
II. Содержательная: наполнение категории “Дорога”.
III. Развивающая: развитие единого контекста в группе.
IV. Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: Учебник “Истоки” 2 класс, тетрадь на печатной основе 2 класс, фонограмма песен.
Ход урокаI. Присоединение к теме
Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Я очень рада встрече с вами. Думаю, что на уроке все будут внимательными слушателями, активными участниками, доброжелательны друг к другу.
Сегодня мы с вами поговорим. О чём?
Догадайтесь:
Лежит брус во всю Русь, а станет – до неба достанет.
– Что самое длинное в мире? (Дорога)
– Да, поговорим о путях-дорогах.
– Вслушаемся в звуки её, почувствуем радость, ожидание, гордость, усталость от далёкого пути. Перед дорогой русские люди присаживаются, желают счастливой дороги и успехов. Пожелаем и мы этого же на сегодняшнем уроке.
II. Подготовительный этап.– Велика наша Родина. Множество дорог – больших и малых, шумных и тихих – пересекает её просторы.
– Как понимаете эти строки?
А дорога пробежала мимо нашего крыльца,
Не найти её начала,
Не найти её конца.
– Да, путь – дорога уводит в даль далёкую.
А какие дороги проходят через наш город?
– А вы любите путешествовать? Расскажите о своих путешествиях. Что интересного встретилось на твоём пути?
– На чём вы любите путешествовать?
– Что интересного увидели по дороге в школу?
(Учитель читает стихи).
Как пригожа березок гряда!
Бьет зеленый прибой у дороги,
Им без устали моет вода
Без того побеленные ноги.
Колокольцев лиловых в лугах
Льется звон по родимой сторонке,
Вешний луч, предзакатный и тонкий,
Лось несет на ветвистых рогах!
Никнут купы плакучих берез
Там, где ветер гуляет на воле…
Я люблю эту землю до слез
За былинку последнюю в поле!
– Что заставляло человека отправляться в путь?
– Почему у каждого свой путь?
– Какие бывают пути-дороги?
Да они бывают видимые и невидимые. Старые и новые. Старая дорога добрая, как люди. По ней идет наша память.
Учитель: По проторённым широким дорогам неспешно передвигались купеческие караваны, стремительно проносились всадники, шли усталые путники.
Можно было встретить и нарядный свадебный поезд, и праздничную толпу. У всех свои дела, заботы и радости.
Но были дороги неизведанные. Наши предки не раз искали путь к счастью. Надеялись найти земли урожайные и вольные, мирные и безбедные.
Веками, поколение за поколением, они обживали новые места, строили деревни и города и вновь прокладывали дороги.
Нередко путь – дорога уводила людей от злых врагов, от горя и болезней.
Иных же она вела к уединению и утешению. В лесах, на островах у озёр они возводили монастыри и молились Богу за всех.
Дороги разные, встречаются и люди разные. Долгий путь располагал к доверительной беседе, к раздумьям о жизни, о правде и совести. В дороге люди становились откровенными.
Издавна на Руси существует закон гостеприимства. Какой?
Путников не обижали, пускали переночевать – это был закон гостеприимства. Путь – дорога раскрывала человека. Становилась виднее, кто смел и щедр, а кто скуповат и себе на уме.
В наши дни на дорогах стали и скорости, и порядки другие. Но по прежнему путь-дорога многому учит человека.
– А о чём может поведать дорога?
Уходят дороги длинные,
Дороги длинные – длинные,
Уводят в страны гусиные,
Орлиные и журавлиные.Ты только от стула
Дошёл до стола -
Уже пред тобою
Дорога легла.
– Приходилось ли вам быть на военной дороге?
III. Ресурсный круг– Что можно услышать?
– Увидеть?
– Почувствовать?
(Грамзапись песни “Эх, дороги” слова Ошанина Н., музыка Шаинского В.)
– Вспомним тех, кто защитил нас с тобой ценой своей жизни, дал нам мир.
– А кто такой паломник? Что может услышать пеший? Пассажир?
Физминутка
IV. Основной этап. АФОМы туристы, мы в дороге,
Веселей шагайте, ноги!
Легче выдох, глубже вдох,
Путь не близок, путь далек.
Впереди течет ручей,
Пе-ре-прыгнем поскорей.
У речного плеса взяли в руки весла.
Пусть скрипят уключины,
Мы грести научены.
Тихо к берегу пристанем,
Вверх потянемся слегка,
Станут выше облака.
Мы в дремучий лес зашли,
Ветки гнутся до земли.
Ниже, ниже поклонись,
И к травинке прикоснись…
На полянке отдохнем…
А теперь домой пойдем.
1. Работа в печатной тетради.
Задание 1 (Самостоятельно) Прочитайте слова в 1 столбике. Подберите соответствующие этим образам, звуки и ощущения.
Задание 2 (Работа в парах) Заполнить ту же таблицу в паре.
2) Проверка. Делегирование.
3) Очень часто путь-дорога связана с различными переживаниями. Дорога соединяет и разделяет людей.
Задание 3: расставить стрелки у слов (в группе): Определить, что объединяет и разъединяет в жизни
Разделяет |
Соединяет |
счастье
встречи
разлука
рождение
книга
успех
бесславие
горе
правда
Проверка. Делегирование.
Итоги урока.
Кому дается путь дорога?
Как связаны слова жизнь и дорога?
Да, наша жизнь похожа на путь – дорогу. Она не бывает прямой и гладкой. Нередко на ней встречаются перекрестки . Приходится выбирать между добром и злом. Но она прекрасна!
– Начинаем её в детстве, а заканчиваем в старости. Мы – путники на дороге жизни. Куда пойти, по какому пути?
Путь к счастью.
Путь к спасению.
Путь к правде.
Путь к успеху.
– Какой бы вы выбрали путь? (ответы)
Вы сделали по своей дороге первые шаги, главное, чтобы на этой дороге никогда не оставаться одному. Пусть ваши дороги будут добрыми, а путь истинным.
Пусть рядом с вами будет больше добрых людей
Нам друг от друга не уйти
Делю с тобой сердце, как просвиру,
Когда мы рядом, так легко в пути,
А путь у нас с тобой ещё длиной в полмира.
Сейчас мы с вами находимся на дороге к мудрой книге – Истоки. Доброго вам пути!
(Грамзапись песни “Если с другом вышел в путь” слова Танича М., музыка Шаинского В.)
VI. Рефлексия:– О чём задумались после нашей беседы?
– Что важного для себя узнали.
– Оцените, получилось ли сегодня общение?
VII. Домашнее задание:Стр. 33 (тетрадь с печатной основой, ответить на вопросы).