Итоговое занятие по лексической теме "Дикие животные" с использованием программы PowerPoint

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Логопед объясняет, что такое дикое животное, какие они бывают, чем отличаются от домашних животных.

Логопед:

Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях,
На воде и под водой,
В небесах и под землей.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.
Тигры, волки и слоны,
Зайцы, кабаны, киты,
Лисы, буйволы, медведи,
Грифы, совы и орлы –
Всех их не пересчитать.
Обо всех не рассказать.

Теперь, мы поговорим о зверях, которые живут в нашем лесу (медведь, белка, заяц, лиса).

1. Отгадай загадки:

а) Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет?
б) Это что за зверь лесной? Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы - уши больше головы?
в) Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней?
г) Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил? А в кусты через пенек промелькнул, как огонек?

2. Игра “Четвертый лишний”.

Дать полный ответ, объяснить почему?

(Здесь лишняя коза, потому что это домашнее животное.)

3. “Слова – признаки”.

Дать характерные признаки лисе. Лиса какая по окраске, кого цвета ее шубка? (Рыжая.)
Если лиса смогла перехитрить волка, то она какая? (Хитрая.)
Лиса обидела зайчика, то какая она? (Злая.)
Теперь надо ответить полным предложением. (Рыжая, хитрая, злая лиса.)

4. “Части тела”.

Использование слов в форме именительного и родительного падежей единственного и множественного числа. Подбор прилагательных к существительным, обозначающим части тела лисы. Логопед объясняет, что тело животного состоит из частей. У всех животных есть нечто общее: голова, морда, шея, туловище, лапы, хвост.

5. “Чьи уши ?”.

Логопед предлагает отгадать уши, какого животного они увидели:
Это уши зайца. Ребенок меняет предложение таким образом, чтобы появилось притяжательное прилагательное. (Это заячьи уши.)

6. “Чьи следы ?”.

Логопед предлагает отгадать следы, какого животного они увидели. Ребенок должен объяснить свой выбор полным ответом, чтобы появилось притяжательное прилагательное. (Это медвежьи следы, потому что у него большие лапы и острые ногти.)

7. “Чей хвост ?”.

Логопед предлагает отгадать хвост, какого животного они увидели:
Это хвост белки. Ребенок меняет предложение таким образом, чтобы появилось притяжательное прилагательное. (Это беличий хвост.)

8. “Слова действия”. Глаголы.

Логопед объясняет значение слов-действий на примере самого ребенка (он умеет прыгать, бегать...).
Далее появляется картинка лисы, логопед спрашивает, что может делать это животное. (Лиса бежит. Лиса несет рыбу.)
Далее появляется картинка медведь, логопед спрашивает, что может делать это животное. (Медведь собирает малину. Медведь ест малину.)
Далее появляется картинка белки, логопед спрашивает, что может делать это животное. (Белка сидит на дереве. Белка грызет шишку.)
Далее появляется картинка зайца, логопед спрашивает, что может делать это животное. (Заяц ест траву.)
Далее появляется картинка медведя, логопед спрашивает, что может делать это животное. (Медведи купаются.)

9. “Числительные”:

Согласование существительных с числительными. Особое внимание следует обратить на правильное согласование окончаний существительных с числительными.
Ребенок считает медведей по одному. (Один медведь, два медведя, три медведя, четыре медведя.)

10. “Один – много”:

Логопед предлагает показать картинку, где много медведей, а где один. Ребенок показывает и говорит полным ответом. На этой картинке много медведей, а на этой картинке один медведь.

11. “Большой – маленький”:

Уменьшительно-ласкательная форма. Логопед объясняет ребенку, что животные отличаются друг от друга размером.
Логопед показывает на медведя и просит назвать это животное маленького размера (медвежонок), далее назвать это животное большого размера (медведь).
Далее ребенок называет остальных животных в соответствии с их размерами (зайчонок - заяц, бельчонок - белка, лисенок - лиса).

12. “Мама, папа и детеныш”:

Логопед предлагает отыскать маму, папу и их детеныша. Правильно их назвать.
Это семья белок. Мама бельчиха, папа белка и их детеныш бельчонок.
Это семья медведей. Мама медведица, папа медведь и их детеныш медвежонок.
Это семья лис. Мама лиса, папа лис и их детеныш лисенок.
Это семья зайцев. Мама зайчиха, папа заяц и их детеныш зайчонок.

13. “Кто, где живет?”:

Логопед объясняет, что все обитатели земли где-то живут. У диких животных тоже есть жилище - свой дом. И их дома имеют свое название.
Ребенок называет дом животного и говорит полным предложением:

  • У лисы дом называется –  нора. Лиса живет в норе.
  • У медведя дом называется – берлога. Медведь живет в берлоге.
  • У белки домик называется –  дупло. Белка живет в дупле.

Далее, если дети не отгадали, где живет заяц, то логопед объясняет, что у зайца нет домика, и он живет под кустами.

14. “Кто чем питается?”:

До этого занятия обсуждали, чем питаются звери в лесу . Теперь детям надо ответить чем питаются звери летом и зимой. Выслушав ответ, логопед объясняет, какое это животное.
Лиса летом и зимой питается мясом (заяц, куры) и рыбой. Это хищное животное.
Белка летом и зимой питается орешками и грибами, то есть грызет твердую. Это животное называют грызуном.
Заяц летом ест траву, а зимой кору деревьев. Это травоядное животное.
Медведь летом питается мясом, ягодами. А зимой он сосет лапу. Это хищное животное.

15. “Предлоги”:

Логопед предлагает рассмотреть картинки и ответить кто, где находится. Проследить за правильным использованием предлогов в речи ребенка.
Медведь спит в берлоге, белка сидит на дереве, заяц сидит под елкой.

16. “Составь рассказ по схеме”:

Логопед вместе с ребенком вспоминает значение схем, и составляют рассказ о животном. На пример:
Кто это? (заяц)
–> как называется его домик? (У него нет домика, он живет под кустами.)
–> чем питается? (Летом травой, зимой карой деревьев.)
> какую пользу приносит людям? (Люди едят его мясо, из шкуры делают шубу и шапку.)
Далее дети говорят о каждом диком животном.

17. “Кого не увидишь зимой”:

Логопед загадывает загадку: Какое животное из нашего занятия, мы не встретим зимой? (Медведя, потому что он зимой спит).

Литература:

  1. Брежнева Е.А., Брежнева Н.В. Хочу все знать: Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями: Пособие для логопеда: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. I: Мир вокруг. – 164 .: ил. – (Коррекционная педагогика).