Цели:
- познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян;
- показать, что религия являлась неотъемлемой частью их повседневной жизни;
- проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона).
ХОД УРОКА
1. Вступление: Религия зародилась в Египте в первобытные времена. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: египтяне поклонялись зверям, птицам, рыбам, змеям, насекомым; наделяли сверхъестественными свойствами цветы и деревья. Эти верования сохранялись на протяжении всей древней истории Египта.
– Как называется вера во множество богов? (Язычество).
У древних египтян было в общей сложности свыше 2000 богов и богинь. Некоторым из них поклонялись во всём Египте, в то же время поклонение другим имело лишь местных характер. Своих богов египтяне изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами. Фараонов изображали рядом с богами и одинакового с ними роста, чтобы подчеркнуть могущество царей (слайд 3)
2. Пирамиды (слайд 4)
Египтяне считали, что жилища нужны не только людям, но и богам. В глубокой древности храмы – «жилища богов» – строились из тростника и глины, как и хижины людей. Эти храмы не сохранились. Позже храмы стали строить из камня, они напоминали дворцы (слайд 5) В храм египтяне приходили за помощью богов. Пройдя через храмовые ворота, человек попадал в большой двор, который вёл в обширный колонный зал. Колонны могли подниматься до 23 м в высоту, достигая в обхвате 10 м. Колонный зал освещался небольшим окном, прорезанным в крыше. К залу примыкали три небольшие тёмные комнаты. В средней комнате находился идол божества, а в двух боковых обитали жена и сын божества. Эти покои являлись главными святилищами храма. Иногда в задней стене святилища была дверь, ведущая в сокровищницу. При храме имелись и хозяйственные постройки, жилища ремесленников, земледельцев, стражников. Таким образом, храм представлял собой маленький город. Жрецы – служители богов – обычно ходили с непокрытой, гладко выбритой головой. Они никогда не носили ни усов, ни бороды. Жрецы презирали гофрированное платье с рукавами, которое носили богатые люди, и ограничивались набедренной повязкой с длинным передником.
Рассмотрим картину «Храмовое хозяйство в
Древнем Египте» (слайд 6) Посмотрите,
как узка долина Нила: слева горы подступают к
самому берегу. И на другом берегу виды горы, за
которыми расположена необитаемая пустыня. Возле
реки сооружён каменный храм. Вокруг него
плодородные земли. Жрецы распоряжаются этими
землями, быками, рабами, орудиями труда. Справа, в
тени пальм, стоит жрец. Не доверяя надсмотрщикам,
он лично следит за пахотой и жатвой. По Нилу
плывут корабли. Возможно, они везут новые подарки
фараона жрецам.
– Почему фараоны жертвовали храмам золото, скот,
рабов, плодородные земли?
– Какую роль в государстве мог играть жрец,
помогающий главному богу принимать решения в
случае, когда его спрашивал фараон?
– Как египтянам помогали их боги в повседневной
жизни?
3. Между двумя цепями гор, тянущимися вдоль нильских берегов. В наполненном солнцем просторе лежит царство Та-Кемет – «Чёрная Земля», как называют свою страну сами её жители, древние египтяне. Если чужестранец – путешественник или приезжий торговец – спросит, почему земля «чёрная», ему охотно объяснят, что «чёрная» – значит живая, плодородная земля, а «Красная Земля» раскинула свои дышащие жаром пески по другую сторону горных хребтов, там пустыня, царство злого Сета, там – смерть. А жизнь – здесь, в зелёной долине. Добрый речной бог Хапи – пожилой мужчина в набедренной повязке рыбака, увенчанный короной из связок папируса, лотосов и водорослей, владыка Нила и повелитель наводнений – каждый год, заставляет реку разливаться вширь, а когда вода уходит, на пашнях и лугах остаётся густой слой плодородного ила. Это и делает землю Та-Кемет живой, чёрной… (слайд 7)
Слава тебе, Хапи, бог Великой Реки!
Ты разливаешься, чтоб оживить Та-Кемет,
Орошаешь поля, даруешь дождь с небес,
Ты – наш кормилец и благодетель!
Бурлит жизнь в Та-Кемет.
Ломятся переполненные зерном амбары.
Тучнеет скот, наливаются соком плоды во фруктовых рощах –
и благодарные египтяне славят щедрого Хапи:
Но не всегда было так, не всегда цвела и благоухала Чёрная Земля…
(Миф «Как был сотворён мир» слайды 8-14)
4. Заполнить таблицу «Боги и богини Древнего Египта» (слайд 15)
Небольшие сообщения-справки учащихся об египетских богах и богинях.
Имя | Богом чего являлся? | Животное, птица, символ |
5. Весной у нас расцветает вся природа. А в Египте наоборот: в мае и июне 50 дней дует из пустыни ветер, несущий с собой раскалённый песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи. От песка и пыли воспаляются глаза у людей и животных. От жары и отсутствия влаги вянут зелёные листья цветов и пальм, стебли прибрежных тростников покрываются пылью и жухнут. Вся растительность как будто умирает. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, почему увядала растительность, а потом расцветала вновь, египтяне придумали сказание.
Чтение Мифа об Осирисе (учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира» М., «Просвещение», 2009, § 10, п.3 ) (слайды 16-19)
– Какое ежегодно повторяющееся явление природы отражено в сказании об Осирисе?
6. Все дни египтяне делили на три
категории: счастливые, опасные, несчастливые (слайд
20). Счастливым считался, например, первый
день второго месяца сева. В этот день бог Ра
своими могучими руками поднял небесный свод. А
вот тринадцатый день того же месяца был опасным,
потому что он связан с богиней Сехмет, насылающей
болезни. Особенно несчастливый день – день
рождения бога Сета, покровителя убийц и
грабителей. Этот день выпадал на третий из
пяти дополнительных дней года.
В несчастливые дни египтяне старались не
выходить из дома. Чтобы определить характер дня,
достаточно было ознакомиться с календарём, в
котором отмечались счастливые и несчастливые
дни. Календари составлялись при храмах. В случае
нарушения предписаний календаря египтяне
произносили заклинания и прикасались к амулету
или посещали храм с дарами для богов.
Египтяне верили в приметы, предсказания и вещие
сны. И богатые, и бедные прибегали к помощи
сонников. Как защитить себя от дурного сна? Надо,
полагали египтяне, обратиться к богине Исиде,
чтобы она пришла и отогнала беду.
Вывод: Таким образом, религия и повседневный быт
египтян были неразрывно связаны между собой
7. В жизни египтян большую роль играл
погребальный культ. Одной из обязанностей
сына в семье была обязанность достойно
похоронить родителей и ухаживать за гробницей.
По мнению египтян, человек составляется из тела,
имени, души и таинственного двойника, которого
называли ка. По смерти человека ка
продолжает существовать, однако этот
двойник не бессмертен; он может погибнуть, если
не снабдить его всем необходимым. О том, что
происходит с ка в потустороннем
мире, существовали различные представления.
Наиболее распространёнными были представления о
загробном царстве Осириса.
В тот день, когда в египетской семье умирал
человек, родственники говорили: «Он отплыл к
другому берегу». Выражения «он умер» не
употребляли. Родственники погружались в траур по
меньшей мере на 70 дней. В этот период они
прекращали все дела и сидели дома в безмолвной
скорби. Если всё же приходилось выходить, они
мазали лицо илом и беспрестанно били себя по
голове обеими руками и громко рыдали.
Египтяне надеялись после смерти попасть в
царство Осириса. Они верили, что в «стране
мёртвых» ни в чём не будет недостатка, и вся жизнь
будет счастливее земной. Как вы помните, у
первобытных людей не было представлений о том,
что жизнь человеческой души после смерти будет
счастливее земной (слайды 21-22)
– Чем можно объяснить появление в Египте новых верований?
Объяснение нужно искать в условиях жизни людей. Жизнь египтян была трудной, они страдали от суховея, от наводнений. Но перемены произошли и в самой жизни людей. Первобытные люди жили в равенстве. Они считали, что никакой лучшей жизни быть не может. А в Египте появилось неравенство. Бедняки видели жизнь богачей: вот они и придумали сказание о счастливой жизни в царстве Осириса.
– Почему древние египтяне придавали такое
большое значение погребальному культу?
– Чем объяснить, что египтяне не использовали
выражения «он умер»?
– Попробуйте доказать, что египтяне верили в
существование загробного мира.
8. Суд Осириса. Справа на троне сидит
сам царь и судья в царстве мёртвых. На голове
Осириса корона фараона. Крайний слева – умерший.
Его привёл сюда и крепко держит за руку бог
мёртвых – Анубис с головой шакала. Умерший
боится, он не знает, продолжится ли его жизнь в
царстве Осириса или сожрёт его страшное чудовище
– лев с головой крокодила. Умерший должен
оправдаться на суде (чтение клятвы умершего на
стр. 51 § 10) Слова умершего записывает бог Тот с
головой ибиса. Показания умершего проверяют: на
одну чашку весов кладут его сердце, на другую –
фигурку богини Правды – Маат. Если сердце и
правда весят одинаково, умерший остаётся в
царстве Осириса.
Особенности изображения: древний художник хотел
рассказать, что было сначала на суде Осириса, что
потом. Поэтому изображение делится на части:
слева умершего ведёт на суд Анубис, в центре тот
же бог взвешивает сердце умершего. Справа Гор
подводит к трону Осириса того же умершего,
который, как следует из рисунка, получил
оправдание (слайды 23-24)
9. Не менее значимым, чем погребальный
культ, в Древнем Египте был культ животных.
Египтяне верили, что существует особая связь
между всеми живыми существами, что в животных
могут вселяться боги.
Так, бог Осирис вселился в быка. Культ быка был
связан прежде всего с тем, что это животное
использовалось при сельскохозяйственных
работах: на быках пахали. Поэтому бык считался
олицетворением плодородия.
В каждой местности было своё священное животное,
которому поклонялись. При этом существовало
правило: если человек убивал священное животное
по незнанию, то платил штраф, а если умышленно, то
подлежал смертной казни. Часто бывало так, что
животное, слывшее священным в одной области, не
считалось таковым в другой: там его могли убить;
это нередко влекло за собой вражду жителей
разных районов Египта. На ибиса, коршуна, сокола
охота была запрещена всегда и везде. Даже за
неумышленное убийство этих птиц полагалась
смертная казнь.
Из домашних животных повсеместно почиталась
кошка, олицетворявшая богиню Бастет. Культ кошек
связывался с тем, что они истребляли грызунов –
врагов урожая. Горе было тому человеку, который
нечаянно и преднамеренно убивал кошку. Ему
грозила смертная казнь. Когда в доме умирала
кошка, все члены семьи в знак траура сбривали
брови. Если дом горел, в первую очередь спасали из
пожара кошку. Умерших кошек бальзамировали и
хоронили в святилище при храме богини Бастет.
Навозный жук скарабей – ещё одна из святынь
Египта. Жрецы усмотрели связь между движением
солнца по небу и поведением навозного жука,
катающего шарики из овечьего помёта. Катание
шарика скарабеем символизирует перемещение
солнца по небу, утверждали они. На этом основании
скромный навозный жук и попал в число богов (слайды
25-26)
– Чем можно объяснить почитание животных в
Египте?
– Когда, по вашему мнению, оно могло возникнуть?
– Можно ли, зная о почитании тех или иных
животных, определить занятия древних египтян?
Своё мнение подтвердите примерами.
Дополнить таблицу «Боги и богини Древнего Египта»
Имя | Богом чего являлся? | Животное, птица, символ |
Амон-Ра | Бог солнца, творец мира | Гусь, баран |
Анубис | Бог мёртвых и бальзамирования | Шакал |
Апис | Священный бык | |
Бастет | Богиня-мать, олицетворявшая лучезарную энергию солнца | Кошка |
Геб | Бог Земли | Змей |
Гор | Наследник египетского престола | Сокол |
Исида | Сестра и жена Осириса, научила людей ремёслам | |
Маат | Богиня справедливости и истины | Страусовое перо |
Нут | Богиня Неба | Корова |
Осирис | Владыка мёртвых | |
Себек | Бог воды | Крокодил |
Сехмет | Богиня материнства и разрушительной силы солнца | Львица |
Сет | Бог пустынь, бурь и непогоды | Осёл, свинья, гиппопотам |
Тот | Бог мудрости, визирь и писец богов | Павиан, ибис |
Хапи | Бог разливов Нила |
Литература:
- Мифы и легенды народов мира. Т. 1 «Древний Египет. Месопотамия» М., Мир книги, 2006.
- Ранние цивилизации. М., «Росмэн», 1994.