По моим наблюдениям с каждым годом отмечается стойкий процесс увеличения количества детей, страдающих различными видами речевых нарушений. Они, в свою очередь, отрицательно влияют на все составляющие психического развития, затрудняют построение коммуникативных отношений, болезненно затрагивают процесс формирования высших функций познавательной деятельности. Все этот сказывается на качестве школьного обучения. Положение ребенка с речевыми нарушениями осложняется тем, что не устраненные своевременно недостатки речи прочно фиксируются в чтении и письме и разрушаются с трудом.
Наиболее распространенным является фонетико-фонематическое нарушение речи. Оно выражается в том, что ребенок не только дефектно произносит звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает артикуляционной и акустической разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме. А для развития письменной речи, большое значение имеет сознательный анализ составляющих ее звуков. Умение выделять фонемы из слова, правильно их дифференцировать является одним из условий развития звукового анализа. Однако, чтобы обозначить при письме тот или иной звук буквой, необходимо не только выделить его из слова, но и обобщить выделенный звук в устойчивую фонему на основе его слухопроизносительной дифференциации.
Умение выделять фонемы из слова и правильно их дифференцировать является одним из необходимых условий развития звукового анализа. Для правильного протекания звукового анализа необходимо и другое условие – умение представить звуковой состав в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове.
Таким образом, умение свободно и сознательно ориентироваться в звуковом составе слова предполагает достаточный уровень развития фонематического представления у ребенка и овладения определенным учебным действием. Поэтому основным направлением коррекционной работы я считаю формирование и развитие фонематических процессов.
Цели:
- упражнять в сравнении, различии звуков [б] – [б’], [п] – [п’], букв Б-П в словах и предложениях;
- формировать умение составлять словосочетания;
- развивать зрительное и слуховое внимание, фонематические процессы;
- упражнять в правильном написании звонких и глухих согласных в конце слова;
- прививать любовь к природе и животному миру
Оборудование:
- карточки с заданиями;
- предметные картинки: береза и пальма;
- зашифрованные пословицы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
1. Приветствие.
2. Запись числа.
II. Упражнения на дыхание
– Прежде чем урок начать потренируемся правильно дышать.
Упражнения на дыхание: «Доктор», «Бычок», «Вьюга».
III. Сообщение темы
– Назовите «дежурные» буквы? Б-П
– Сколько звуков обозначает буква Б?
[б] – [б’] Охарактеризуйте каждый
звук.
– Сколько звуков обозначает буква П?
[п] – [п’] Дайте характеристику
каждому звуку.
– Итак, сегодня на уроке мы будем учиться различать звуки [б] – [п] ([б’] – [п’]) и буквы Б-П.
IV. Упражнение на развитие буквенного гнозиса
Работа по карточкам
1. Допишите заглавные и строчные буквы
2. Найдите все «дежурные» буквы и зачеркните их на
своих деревьях (пальмах и березах) «Б» – одной
чертой, «П» – двумя чертами.
V. Упражнение на развитие фонематических процессов
1. Диктант серии слогов.
Бо-по, па-та-та, пи-ти, ту-ту-пу, те-пе.
Ученики хором проговаривают их, затем записывают. После – коллективная проверка.
VI. Физминутка
Солнышко проснулось,
Лучами потянулось.
Раскрылись листочки
Распустились цветочки
Да и ты не зевай
Солнцу щечки подставляй.
VII. Упражнение на составление словосочетаний
Собака добрая
Поросенок быстрая
Пальто спелая
Клубника забавный
Бабушка теплое
– Составьте словосочетания, подобрав подходящие по смыслу слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое?
VIII. Работа с пословицей
– Послушайте пословицу: Порядок бережет
время.
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Послушайте ей еще раз и назовите слова со
звуками [б] – [п]
– Прочитайте зашифрованную пословицу:
– Сколько слов в пословице? Запишите её в
тетрадь. Подчеркните дежурные буквы.
– Как вы понимаете её смысл?
IX. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор идем гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили
С горки мы потом катались
А еще в снегу валялись.
Х. Упражнение «Исправь предложения»
1. Паутина плетёт паука.
2. Ботинки купили брата.
3. Под лампой потолок.
4. На почках появилась береза
5. Блины испекли бабушку
XI. Работа с деформированными предложениями
Игра в разведчиков. Нужно прочесть зашифрованную запись: «б» обозначена одной черточкой, а «п» двумя – черточками.
=тицы улетели в те=лые края.
На =очве –ыли =ервые заморозки.
=о серому не–у =лывут черные тучи.
– Как вы думаете, какую букву могут обозначать знаки «–» – буква «п», «=» – буква «б»?
XII. Итог
– Итак, какие же буквы мы учились сегодня различать?