Место урока в системе коррекционных занятий:
- Употребление в сложных предложениях союзного слова КОТОРЫЙ в Им.п.
- Употребление в сложных предложениях союзного слова КОТОРЫЙ в В.п.
- Употребление в сложных предложениях союзного слова КОТОРЫЙ в Д.п.
- Употребление в сложных предложениях союзного слова КОТОРЫЙ в Т.п.
- Употребление в сложных предложениях союзного слова КОТОРЫЙ в Р.п.
- Употребление в сложных предложениях союзного слова КОТОРЫЙ в П.п.
- Употребление в сложных предложениях союзного слова КОТОРЫЙ в косвенных падежах.
- Употребление в сложных предложениях союзного слова КОТОРЫЙ с предлогами.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Цель: закреплять умение употреблять сложные предложения в устной и письменной речи.
Задачи:
- закреплять умение соотносить определительные конструкции с изображением;
- закреплять умение употреблять сложноподчинённые предложения в самостоятельной речи;
- закреплять умение составлять сложное предложение из двух простых;
- закреплять умение употреблять союзное слово «который» в нужном падеже;
- развивать произвольность устойчивость внимания; зрительную память и восприятие; развивать словесно-логическое мышление;
- развивать силу, высоту, тембр голоса, формировать навыки речевого дыхания,
- развивать умение планировать свою деятельность;
- формировать умение работать в группе, парами по установленным правилам.
Оборудование: карточки с рисунками – жетоны за правильные ответы, карточки с рисунками для составления предложений, карточки с простыми предложениями, карточки с союзными словами, ножницы, фломастеры для бумаги, рабочие тетради.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
1. Выразительное чтение скороговорки:
Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке.
Обратить внимание учеников за тем, чтобы2. Интонационное упражнение «Вопрос - ответ». Обращать внимание учащихсяна перенос логического ударения в предложении. следили за четкостью произношения, за громкостью и выразительностью.
Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке? Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке.
Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке? Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке.
Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке? Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке.
Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке? Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке.
Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке? Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке.
II. Актуализация опорных знаний, сообщение целей и задач занятия
1.
– Что я сейчас произнесу? Мальчик взял вазу. Ваза
стояла на окне. (Два предложения)
– А сейчас. Мальчик взял вазу, которая стояла на
окне. (Одно предложение)
– Чем первое предложение отличается от второго? (Одно
предложение сложное, второе простое)
– Будем на занятии составлять сложные
предложения с союзными словами.
2. Цель: закреплять умение соотносить определительные конструкции с изображением, правильно употреблять окончание союзного слова.
На доске 5 рисунков (Приложение 1).
бабочка насекомое бабочка галстук |
ручка двери шариковая ручка |
скрипичный ключ ключ от двери |
детская пирамидка египетская пирамида |
шляпка гриба женская шляпка |
– Что нарисовано на картинках? Название
предметов одно, а сами предметы разные. Я загадаю
загадку про один из предметов.
– Это пирамида. Можно ли отгадать загадку? (Нет,
т.к таких предметов два)
– Это пирамида, которую сделали из пластмассы.
Один ученик выходит к доске. Показывает
предмет и говорит: «Это пирамида, которую сделали
из пластмассы»
– Какое союзное слово в этом предложении? (Которую)
Учитель пишет слово на доске.
Далее каждый ученик получает карточку с заданием. По очереди учащиеся выходят к доске и загадывают загадку. Остальные – отгадывают её.
1. Придумай загадку про ключ со словом КОТОРЫМ | 2. Придумай загадку про ручку со словом КОТОРОЙ |
3. Придумай загадку про бабочку со словом КОТОРАЯ | 4. Придумай загадку про шляпку со словом КОТОРУЮ |
1. Это ключ, которым открывают замок.
2. Это ручка, которой пишут в тетради.
3. Это бабочка, которая умеет летать.
4. Это шляпка, которую носят женщины.
– Какое задание выполняли сейчас? (Мы составляли загадки про предметы. Составляли сложные предложения со словом который)
На доске:
КОТОРУЮ
КОТОРЫМ
КОТОРАЯ
КОТОРУЮ
– Назовите тему занятия (сложные предложения с союзным словом который)
III. Закрепление материала
1. Цель: закреплять умение составлять сложное предложение из двух простых. Вырабатывать умения применять знания по образцу в сходных ситуациях.
На доске в два столбика карточки с предложениями.
Мать дала сыну ведро. | Спектакля мы ждали с нетерпением. |
Валя принесла нитки. | Ножом он разрезал бумагу. |
Завтра состоится спектакль. | Сын играл с мамой. |
Дежурный намочил тряпку. | Ведро она взяла у садовника. |
Отец взял в серванте нож. | Я сегодня дежурил в классе. |
Нитками будут пришивать пуговицы. | |
Фильм мы ожидали с нетерпением. | |
Тряпку дала ему учительница. |
Задание. Подберите к одному простому предложению подходящее по смыслу второе предложение, и составь из двух одно сложное.
– Прочитайте 1-е предложение. Какое предложение из второго столбика к нему подойдет по смыслу?
Один ученик выходит к доске, ставит подходящую карточку к первому предложению.
Мать дала сыну ведро. |
Ведро она взяла у садовника. |
– Составь сложное предложение. Как ты это сделал? (Во 2-м предложение вместо слова ведро ставим союзное слово «которое»)
Ученик ножницами отрезает слово ведро во втором предложении, переворачивает карточку и пишет на обратной стороне слово «которое», ставит запятую после слова ведро.
– Прочитайте вторую часть предложения. («…которое
она взяла у садовника»)
– К какому слову относится эта часть? (К слову
«ведро»)
Учитель ставит знак главного слова над словом «ведро».
– Ставим вопрос от слова ведро ко второму предложению. (Ведро Какое? Которое она взяла у садовника)
2. Цель: закреплять умение составлять сложное предложение из двух простых. Вырабатывать умения применять знания по образцу в сходных ситуациях. Формировать умение работать в паре.
Работа парами
Каждой паре учеников дается карточка.
Ученики составляют сложные предложения и
прикрепляют их к доске.
Полученные предложения прочитываются.
Проверяется правильность употребления союзного
слова. Ставятся вопросы от первой части
предложения ко второй.
На доске:
1. Мать дала сыну ведро, которое она взяла у
садовника.
2. Валя принесла нитки, которыми будут пришивать
пуговицы.
3. Завтра состоится спектакль, которого мы
ждали с не терпением.
3. Цель: закреплять умение составлять сложное предложение из двух простых. Вырабатывать умения применять знания по образцу в сходных ситуациях. Самостоятельная работа.
Составить сложное предложение и записать в тетрадь. Вопросы писать не нужно.
Дежурный намочил тряпку. |
Отец взял в серванте нож. |
У учеников в тетрадях:
Дежурный намочил тряпку, которую дала ему
учительница.
Отец взял в серванте нож, которым он разрезал
бумагу.
Проверка. Прочтение записанных предложений.
4. Цель: закреплять умение употреблять союзное слово «который» в нужном падеже.
На доске предложения с пропущенным союзным словом. Рядом карточки с союзными словами. Нужно вставить пропущенные слова в предложения.
1. В доме отдыха скучает женщина, … привыкла проводить время с внуками. КОТОРАЯ
2. Сосед принёс топор, … стал рубить сухие ветки. КОТОРЫМ
3. Я встретился с товарищем, … купили новую настольную игру. КОТОРОМУ
4. Кукушки поедают вредных гусениц, … не едят другие птицы. КОТОРЫХ
5. Мне понравилась передача, … я слушал вчера по радио. КОТОРУЮ
6. Я купил учебник, … не было в школьной библиотеке. КОТОРОГО
которое |
которых |
которым |
которому |
которой |
которые |
который |
которую |
которая |
которого |
Один ученик выходит к доске, ставит подходящую карточку, читает предложение. Остальные ученики дописывают пропущенные слова в предложениях на карточках. 5-6 задание ученики выполняют самостоятельно.
5. Дополнительное задание.
Цель: закреплять умение употреблять сложноподчинённые предложения в самостоятельной речи.
На доске сюжетные рисунки и начало сложного предложения. Задание: придумай конец предложений.
Ребята украшают ёлку игрушками, которые
... (они сделали на уроке труда)
Аня и Коля подклеивают книгу, которую
… (они случайно порвали)
Олег помогает собрать мячи товарищу,
которого … (попросили
убраться в зале)
Мама расстроена за сына, которому
… (поставили на уроке двойку)
Ученики придумывают конец предложений сначала устно, затем записывают свой вариант в тетрадь.
IV. Подведение итогов, оценка работы учащихся
– Назовите тему занятия.
– Какие упражнения мы выполняли?
– Что трудного было для вас на занятии?
Оценка работы учащихся на занятии.
Используемая литература:
1. Зикеев А.Г. Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка в начальных классах специальных (коррекционных) школ. – М.: Владос, 2004.
2. Зикеев А.Г. Читай! Размышляй! Пиши! в 3 ч. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения: пособие по развитию речи для 3-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 и 2 вида.– М.: Владос, 2005.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Многозначность существительных в русском языке. Карточки и дидактические игры для дошкольников и младших школьников. – М.: Гном и Д.