Цели урока:
- Личностные: развитие интереса и познавательных способностей учащихся на основе добывания ими знаний и приобретения опыта познавательной деятельности.
- Метапредметные: формирование информационных, коммуникативных и предметных компетенций учащихся; предоставление возможности каждому учащемуся проявить и развить свои способности, смекалку, эрудицию.
- Предметные: углубление знаний, закрепление изученного материала, определение уровня усвоения знаний и формирования предметных компетенций учащихся по теме “Пищеварение”.
Задачи:
Предметные: овладевать составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и находить решение в условиях нетрадиционного урока; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, приводить доказательство:
- соответствия строения функциям органов пищеварения;
- роли пищеварительных желез и ферментов в пищеварении;
- правил гигиены питания;
- мер профилактики желудочно-кишечных и глистных заболеваний;
- вреда алкоголя и никотина на органы пищеварения, мер оказания первой доврачебной помощи при пищевых отравлениях.
Метапредметные:
- формировать ключевые компетенции через систему общеучебных универсальных учебных действий;
- обучать осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;
- формировать творческое мышление.
Личностные:
- обеспечить познавательную мотивацию учащихся;
- акцентировать внимание на проблему питания, как важнейшую составляющую здоровья и культуры современного человека;
- формировать коммуникативную компетенцию: выстраивать продуктивное взаимодействие
- с учащимися и учителем, обучить приемам речевого общения в ходе коллективного обсуждения проблем и принятия решений, умение отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: урок закрепления, обобщения и контроля знаний.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Средства обучения: таблица “Строение органов пищеварения”, учебник, компьютерная презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте! Я рада приветствовать вас сегодня в нашем клубе ЗПС. Сегодня здесь встречаются команды, которые блеснут своими знаниями по теме “Пищеварение”. Мы побываем в гостях у разных телепередач и выполним, задания, которые они нам предложат. В нашем клубе встречается три команды по пять человек.
За каждый правильный ответ команда получает свою биологическую “валюту” – один биоллар. Победа будет присуждена той команде, которая наберет больше всего биолларов. Кроме этого, все члены команды получат отметку “пять”. Остальные участники встречи получат отметки в зависимости от коэффициента полезного участия каждого.
Работу будет оценивать компетентное жюри в составе классного руководителя…, приглашенного родителя… и учащегося вашего класса…
2. Закрепление, углубление, обобщение и контроль знаний.
Розыгрыш хода
Расшифруйте название клуба, в котором мы сегодня встречаемся: ЗПС (знатоки пищеварительной системы).
В ходе работы команды по очереди снимают с доски символ телепередачи и выполняют задание.
Разминка. Фрагмент телепередачи “Счастливый случай”. Работаем по принципу гейма “Дальше, дальше, дальше…” Думаем все, отвечаем быстро, время на обдумывание не дается.
Команда №1
- Самая большая железа в организме (печень).
- Самый длинный орган пищеварительной системы (тонкий кишечник).
- Отдел, следующий за желудком (двенадцатиперстная кишка).
- Воспаление слизистой оболочки желудка (гастрит).
- Миниатюрный радиопередатчик для изучения органов пищеварения (радиопилюля).
- Разрушение печени под действием алкоголя (цирроз).
- Советский физиолог, изучавший процесс пищеварения (И.П. Павлов).
- В этом отделе пищеварительной системы начинают расщепляться белки (желудок).
- Реакция среды во рту (щелочная).
Команда №2
- Кишка в форме подковы (толстая).
- Вырабатывает желчь (печень).
- Проводит пищу в желудок (пищевод).
- В этом отделе пищеварительного канала вода всасывается обратно в кровь (толстый кишечник).
- Место образования гликогена (печень, мышцы).
- Часть зуба, выступающая в ротовую полость (коронка).
- Общее название лекарств, применяемых в лечении кишечных заболеваний (антибиотики).
- Кишечная миндалина (аппендикс).
- В этом отделе пищеварительной системы происходит всасывание алкоголя в кровь (желудок).
Команда №3
- Функция ворсинок (всасывание в кровь питательных веществ).
- В этом отделе мозга находится центр пищеварения (продолговатый мозг).
- Мягкая часть зуба с кровеносными сосудами и нервами, заполняющая полость зуба (пульпа).
- Резиновая трубка, вводимая в желудок с целью исследования желудочного сока (зонд).
- Плотное вещество зуба, похожее на кость (дентин).
- Вещества белковой природы, ускоряющие скорость химических реакций в клетках (ферменты).
- Результат нарушения гигиены ротовой полости (кариес).
- Это вещество определяет кислотность желудочного сока (соляная кислота).
- Острое инфекционное заболевание, вызванное дизентерийной палочкой или амебой (дизентерия).
Фрагмент телепередачи “Любовь с первого взгляда” (к задачам).
№1. Многим известно, что при неоднократном приеме большого количества пищи или принятии алкоголя может возникнуть ощущение жжения в области пищевода, тяжести в подложечной области.
- Что это такое?
- Каковы способы устранения этого неприятного ощущения?
- Облегчит ли состояние прием внутрь раствора пищевой соды?
Ответ: Ощущение жжения в пищеводе вызвано выбросом содержимого желудка, содержащего раствор соляной кислоты, в пищевод. Прием раствора пищевой соды может лишь усугубить состояние выделяющейся углекислотой.
№2. Раньше солдат в летних походах с целью утоления жажды кормили соленой селедкой. Сейчас по этой причине в горячих цехах рабочих обеспечивают подсоленной водой.
- Как вы можете объяснить данные факты?
- Как соленая селедка и подсоленная питьевая вода могут способствовать утолению жажды?
- Может быть, целесообразнее газированные напитки производить не сладкими, а слегка солеными?
- Что в жаркую погоду употреблять полезнее: минеральную воду или очищенную питьевую воду?
Ответ: Рабочие в горячих цехах теряют с потом много солей, и подсоленная вода с концентрацией 5% восстанавливает нарушенный солевой баланс.
№3. На чашку весов помещают мышь под металлическую сетку и весы уравновешивают. Животное активно перемещается по чашке, карабкается по стене. Через 20–30 минут после начала опыта можно заметить, что чашка с мышью поднялась вверх.
- Как можно объяснить такой результат?
- Получится ли подобный результат, если мышь просидит это время: а) неподвижно, б) будет спать, в) понизить температуру окружающей среды на 15–20 градусов?
Ответ: Пища служит строительным материалом и источником энергии, в данном случае происходит потеря энергии, за счет чего снижается вес животного. Во втором и третьем случаях произойдет подобное, но за большее время: трата энергии (тепловой, химической и электрической) происходит медленнее.
Фрагмент телепередачи “Спасение - 911”
- Определите по симптомам заболевание.
- Как необходимо оказать первую помощь?
- Какое назначить лечение?
- Какое предложить важное профилактическое мероприятие?
№1. В типичных случаях начинаются боли в животе, повышается температура до 39º, появляется жидкий кровавый стул. Возникает тошнота, рвота, головная боль, обезвоживание организма. (Дизентерия – острое инфекционное кишечное заболевание с интоксикацией и жидким стулом, доставить пострадавшего в инфекционное отделение больницы, назначить антибиотики. Соблюдать правила личной гигиены: мыть чаще руки с мылом.)
№2. Подросток все чаще общается в компании молодых людей, старше себя по возрасту, склонных к бессмысленному времяпровождению, стал плохо учиться, нарушает общепризнанные нормы поведения, как в семье, так и в школе, отстает от сверстников в умственном и физическом развитии, подвержен нервно-психическим расстройствам. (Алкоголизм – тяжелое хроническое заболевание, вызываемое злоупотреблением спиртными напитками.)
№3. Заболевание наступает через две недели после заражения. Появляется общая слабость, быстрая утомляемость, головная боль, головокружение. Периодически возникают поносы и запоры, тошнота, рвота, боли в животе, слюнотечение по ночам, иногда скрип зубами во сне, повышение или понижение аппетита. (Аскаридоз: соблюдать правила личной гигиены: мыть часто руки с мылом.)
Фрагмент телепередачи “Что? Где? Когда?”
Командам предлагается обсудить вопрос, найти решение и дать обоснованный ответ.
№1. Давно замечено, что если за завтраком употребить сладкое, то голод почувствуется гораздо раньше, чем после белковой или жирной пищи. Почему? (Расщепление углеводов идет гораздо быстрее, чем расщепление белков, следовательно, и всасывание продуктов распада в кровь идет тоже быстрее; через нервные сигналы пищеварительная система будет сигнализировать об этом в головной мозг, в результате формируется чувство голода.)
№2. Почему не перевариваются стенки желудка голодного человека, ведь они образованы поперечнополосатой мышечной тканью, сходной с таковой животных, мясо которых употребляется в пищу? (Защищает слой слизи.)
№3. Почему после приема антибиотиков врачи рекомендуют, есть кисломолочные продукты? (Они восстанавливают бактериальную среду, нарушенную антибиотиками.)
№4. Служитель, ухаживающий за собаками, у которых была оперирована поджелудочная железа, заметил, что их моча привлекает мух. Анализ показал в моче сахар.
- Какая связь существует между этими явлениями?
- Почему это важно знать?
- Могут ли такие явления происходить с человеком?
- Если да, то в какой помощи нуждается человек?
- Если нет, то почему?
№5. Кариес стал настоящим бичом населения России. По статистике, им страдают более 96% населения. Одна из мер профилактики – тщательный уход за зубами. Желательно их чистить щеткой после каждого приема пищи, но есть одно исключение: если вы ели кислые ягоды и фрукты, лучше в течение часа зубы не чистить, особенно жесткой щеткой.
Почему? Ответ обоснуйте, пользуясь подсказкой: химический состав зубной эмали близок к составу минерала гидроксилапатита Ca5OH(PO4)3
Ответ: Гидроксилапатит относится к основным солям, которые легко растворяются в кислотах, даже в таких слабых, как яблочная, лимонная, щавелевая, содержащиеся в кислых продуктах. Поэтому эмаль частично размягчается и при чистке зубов ее легко повредить. Лучше сразу же после того, как вы поели кислые ягоды или фрукты, прополоскать рот раствором питьевой соды.
№6. В книге М.М. Гуревича “Домашняя диетология” есть такая рекомендация для больных мочекаменной болезнью: “Из зелени и овощей в рацион включают те сорта, которые считаются бедными кальцием и щелочными валентностями: горох, брюссельскую капусту, тыкву.
Прокомментируйте эту формулировку с точки зрения химика, а, если сможете, то и с позиции агронома и биолога.
Ответ: В состав овощей входят, наряду с ионами кальция, также ионы калия, натрия, рубидия, лития, т.е. щелочных металлов. Можно предположить, что их - то автор и называет “щелочными валентностями”. Поскольку причина мочекаменной болезни заключается в нарушении солевого обмена в организме, минеральный состав пищи очень важен для больного, и ему необходимо следить за содержанием в его рационе всех минеральных веществ, в т.ч. и щелочных металлов. Более корректно с точки зрения химика, этот совет может быть сформулирован так: “Из зелени и овощей в рацион включать те сорта, которые бедны ионами кальция и щелочных металлов”. В этом тексте есть формулировка, некорректная с точки зрения биолога: термин “сорт” следовало бы заменить термином “вид” или “культура”.
№7. Демонстрируем фрагмент видео “Автолиз”, 2 минуты.
- Какой тип пищеварения происходит в желудке?
- Почему живая лягушка растворилась в желудочном соке хищника, а вареная не растворилась? Что же в ней есть такого, чего нет в вареной лягушке?
- Какие продукты надо употреблять в пищу?
Ответ: Кроме собственного пищеварения, в желудке есть саморастворение или автолиз. Организм жертвы растворяют его же собственные энзимы (ферменты), включают этот процесс микроскопические ионы водорода, содержащиеся в желудочной кислоте и обладающие удивительной проникающей способностью. Организму хищника остается лишь питать образовавшиеся вещества. Продукты должны быть свежими и содержать ферменты. Термически обработанная пища не содержит ферментов и плохо усваивается организмом.
Фрагмент телепередачи “Поле чудес”
Уничтожение болезнетворных микробов при помощи специальных средств (Дезинфекция).
Фрагмент телепередачи “Звездный час”
Дайте научное обоснование фразам, пословицам и поговоркам:
№1. Надо есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть.
(Крылатая фраза французов)
№2. Кто долго жует, тот долго живет.
№3. Чем тоньше талия, тем длиннее жизнь.
№4. Аппетит приходит во время еды.
№5. Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.
№6. Когда я ем, я глух и нем.
Конкурс “Отдыхаем с пользой”:
Придумайте и разыграйте сценку “На приеме у стоматолога”, в которой раскройте вопросы гигиены ротовой полости:
- Известны случаи, когда молодые люди не чистили зубы до юношеских лет и не имели при этом ни одного кариесного зуба. Можно ли обойтись без чистки зубов?
- Что такое зубной налет: польза или вред от него организму?
- Как правильно чистить зубы?
- Какой должна быть зубная щетка, и как часто ее следует менять?
- Какие зубные пасты вы посоветуете использовать с целью профилактики кариеса: отбеливающие или фторсодержащие? Обоснуйте.
Конкурс “И грянул бой”
По ходу прослушивания стихотворения “Пищеварительная система” составьте таблицу “Роль ферментов в пищеварении”, подсчитайте общее количество отмеченных ферментов и найдите ошибку:
№ п/п | Название фермента | Значение фермента |
Стихотворение “Пищеварительная система”
Полон стол различных яств, Очень радуется глаз. Язык вкус определяет, Зубы пищу измельчают, Лизоцим заразу бьет, Птиалин крахмал дерет. Лишь муцин комок скрепил, Не заметил, проглотил. |
Кислота HCl в желудке: Берегись ее, микроб. Химозин есть у малютки, Выпьет молока – творог. А пепсин здесь самый главный Расщепит жиры не сразу. Ну а масло, супец сальный Дружат только лишь с липазой. |
В дуоденум сложный сок: С поджелудочной и желчью Щелочной состав высок, Расщепляет пищу мельче. Вдруг закончился пепсин, Но белков еще так много. Приступает тут трипсин, Для него теперь дорога. |
В самом тонком, в самом длинном, В основном, ферменты те же. Тянут лямку по старинке Эрипсин белковый свежий, Здесь работают ворсинки, Все с водой всосется в кровь. А остатки и соринки В толстом путь продолжат вновь. |
Желчь омыливает жир И липазе помогает. Здесь ферментов целый мир: Углеводы расщепляют. Амилаза и липаза. Ох! У них нелегок труд: До глюкозы и фруктозы Углеводы перетрут! |
Там они гниют и бродят, Уплотняются слегка, К анусу в конце подходят, Громко говорят: “Пока!” |
Ответ: Всего семь ферментов: птиалин, химозин, пепсин, липаза, трипсин, амилаза, эрипсин. Ошибка: расщепит жиры не сразу, правильно: расщепит белки не сразу.
Фрагмент телепередачи “Неизвестное рядом”
Предположим, ученые изобрели, аппарат по переработке пищи в готовые для усвоения организмом молекулы, содержащие все необходимые компоненты для полноценного питания. Форма выпуска: таблетки и пилюли: удобны в использовании, экономят время, идущее на приобретение продуктов питания и приготовление пищи. Аппарат запущен в широкое производство.
- Спрогнозируйте возможные изменения в человеческом организме.
- Есть ли будущее у такой искусственной пищи?
- А вы хотели бы так питаться? Обоснуйте.
Конкурс “Домашнее задание”. Команды должны продемонстрировать выполненное домашнее задание, придумать и защитить оригинальную рекламу на новую зубную пасту так, чтоб любой человек захотел ее приобрести и пользоваться.
Конкурс “Четвертый лишний”
Определите лишнее слово и укажите причину. Каждой команде предлагается по два задания:
№1. Язык Зубы Ворсинка Слюна |
№4. Всасывание Измельчение Переваривание Свертывание |
№2. Желудок Печень Холера Поджелудочная железа |
№5. Дизентерия Сальмонеллез Брюшной тиф Ворсинка |
№3. Пищевод Желчь Трахеи Аппендикс |
№6. Двенадцатиперстная кишка Желчный пузырь Мочевой пузырь Глотка |
3. Подведение итогов работы, выставление отметок, которые складываются из трех отметок: самооценки, отметки, выставленной группой, и отметки учителя.
4. Дача домашнего задания.
Придумайте на ваш выбор сказку, драму или спортивный репортаж с места событий “Путешествие бутерброда”. В доступной форме представьте материал о строении и функциях органов пищеварения.