Урок математики в 4-м классе по программе "Начальная школа XXI века". Повторение пройденного. 4-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 4


Цель:Обобщить знания учащихся по изученному материалу.

Задачи:

  • Повторить способы решения задач на нахождение объёма;
  • закрепить знания учащихся о простых и сложных уравнениях, о математических высказываниях;
  • Развивать математическую речь учащихся, логическое мышление, вычислительные навыки, а так же наблюдение, сопоставление, анализ, синтез, умение делать выводы.
  • Воспитывать положительные эмоции к математике, самостоятельность, желание учиться через нестандартные логические задания.

Методы: Наглядный, словесный, практический, частично- поисковый, дифференцированный.

Оборудование: Карточки с высказываниями, таблицы, схемы, учебник (авторы В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева) объёмные фигуры, печатная тетрадь №2 (авторы: В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева)

Тип урока: Повторение.

Ход урока

1-й этап: Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, каждого по имени машет рукой и говорит всем «Добрый день»

– Сегодня мы с вами повторим решение задач на нахождение объёма, решение простых и сложных уравнений, будем решать выражения и определять высказывания.

– В течении всего урока, за правильно выполненные задания , мы с вами будем разгадывать фамилию известного немецкого ученого, открывать одну букву в фамилии.

В конце урока ученый предложит вам занимательную задачу.

2-й этап: Разминка.

а) 6 учащихся работают по карточкам.

(Карточки проверяются после урока учителем)

Карточка 1
Определите высказывания: (истинные, ложные)
  1. 12 х 6 = 72 (...)
  2. 17 х 5 15х 7 (...)
  3. 4 х 0 =0 и 8 х 0 = 0 (...)
  4. 5 > 2 или 5 < 2 (...)
  5. 1ч = 60 мин (...)
  6. 250 + …..= 400 (И)
  7. В августе 30 дней. (...)
Карточка 2
Определите высказывания: (истинные, ложные)
  1. 12 +125=250 (...)
  2. 18 х 0 = 18 (...)
  3. 0 : 4 = 4 и 0 х 4 = 0 (...)
  4. 12 > 4 или 12 < 4 (...)
  5. 2 ч = 180 мин (...)
  6. 850 - …= 500 (И)
  7. В январе 31 день . (...)

б) 2 ученика за доской «В секрете» – определяют истинные и ложные высказывания.

(Для проверки их задания вызываются два сильных ученика, которые проверяют выполненное задание «в секрете».)

  1. 0 : 8 = 8 (...)
  2. 430 > 400 (...)
  3. 1 мин = 100 сек (...)
  4. 1 сут. = 24 часа (...)
  5. ……………… (И)
  6. ………………. (Л)
  1. 6 х 0 = 0 (...)
  2. 900 > 990 (...)
  3. 1 м = 10 дм (...)
  4. 2 сут. = 50 часов (...)
  5. …………………. (И)
  6. ………………… (Л)

Остальные учащиеся работают с учителем фронтально:

Учитель: Не подставляя цифры, расставьте знаки «больше», «меньше», «равно», зная, что одна точка – есть одна цифра.

Запись на доске: Учащиеся объясняют:
а) . . . 7 * . . . 9 (слева четырёхзначное число и справа четырёхзначное число, смотрим на единицы 7 меньше 9, ставим знак меньше)
б) 6 . . . * 6 . . . . (слева четырёхзначное число, справа пятизначное число, значит пятизначное больше)
в) 45 . . . * 35 . . . (слева пятизначное число и справа пятизначное число смотрим на класс тысяч, 45 тысяч больше 35 тысяч, ставим знак больше)
г) . . 115 * . 315 (слева пятизначное число, справа четырёхзначное число, пятизначное число больше)
д) . . 780 * . . 780 (слева пятизначное число и справа пятизначное число, класс единиц одинаковый, ставим знак равно)

в) Учитель: Девочки, придумайте только истинные высказывания.

(24 х 5 =120 – Истина, 300 : 3 =100 – Истина, Летом идут дожди – Истина)

– Мальчики, придумайте только ложные высказывания.

(450 : 50 = 8 – Ложное высказывание, 5678 < 6578 - Ложное высказывание)

– Мы с вами повторили виды высказываний, сравнивали числа и для вас я открываю одну из букв фамилии (К)

3-й этап:

Учитель: Рассмотрите фигуры на доске, назовите их, укажите особенности каждой фигуры.

  • треугольник (3 угла, 3 вершины, 3 стороны)
  • квадрат (4 угла, 4 вершины, 4 стороны, все стороны равны)
  • прямоугольник (4 угла, 4 вершины, противолежащие стороны равны)
  • круг (углов не имеет)

Учитель:

  • Найдите лишнюю фигуру (круг);
  • Назовите оставшиеся фигуры одним словом (многоугольники)
  • Назовите эти фигуры (учитель показывает шар, куб, параллелепипед, пирамида)
  • Чем отличаются эти фигуры от других? (одни плоские, другие объёмные)
  • Давайте с вами вспомним по каким формулам находится объём параллелепипеда? (V= S х h, V = a х b х h)
  • По какой формуле находится объём куба? (V = a х a х a)

(Формулы вывешиваются на доске.)

4-й этап: Дифференцированное решение задач (самостоятельно)

  1. «Белочки» (сильные)
  2. «Зайчики» (слабые)

(Для каждой группы задачи записаны на доске, учитель их читает вслух)

Учитель: Составьте краткую запись, запишите формулу, которой вы пользовались, выполните решение, напишите ответ.

  1. Найдите объём куба, если длина ребра 9 дм
  2. Найдите объём параллелепипеда, если а = 12 см, в = 8 см, h = 7 cм.

– После самостоятельного решения , задачи каждой группы проверяются, учащиеся рассказывают как выполнили вычисления.

– Мы с вами повторили формулы на нахождение объёма, выполнили решение задач ,я открываю вторую букву в фамилии учёного. (А)

Физ. минутка.

Гимнастика для глаз. (Учитель говорит, а учащиеся повторяют движения глазами)

  • Посмотреть вверх вниз, вверх, вниз. (5 раз) Закройте глаза.
  • Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх, (5 раз)
  • Глаза налево, прямо, направо, прямо до (5 раз)
  • Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза, по кругу влево, закрыть глаза до (5 раз)
  • Массаж глаз: крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгайте ими.

5-й этап: Решение уравнений по группам:

«Белочки» решают с объяснением у доски: (уравнения записаны на доске)

  1. у – 40 = 100 + 35 (корень уравнения увеличить в 2 раз)
    у - 40 = 135
    у = 135 + 40
    у = 175
    175 – 40 = 100 + 35
    135 = 135
    175 х 2 = 350
    Ответ: 350; 175

  2. 20 х Х = 60 + 60
    20 х Х = 120
    Х = 120 : 20
    Х = 6
    20 х 6 = 60 + 60
    120 = 120
    Ответ: 6

«Зайчики» работают самостоятельно в печатной тетради №2 с. 4 №6

«Найди среди записи уравнения и реши их»

Х + 15 = 27
Х = 27 – 15
Х= 12
12 + 15 = 27
27 = 27
Ответ: 12
        5 + 8 = 13         Х х 9 = 720
Х= 720 : 9
Х =80
80 х 9 = 720
720 = 720
Ответ: 80
        Х – 22

(Работа «Зайчиков» проверяется , учащиеся объясняют решение уравнений вслух.)

– Вы показали, что умеете решать разного вида уравнения, находить их среди различных выражений и мы открываем следующую букву в фамилии ученого (Н)

6-й этап: Закрепление вычислительного навыка.

Фронтальная работа: Решение выражения с объяснением у доски.

(107 + 96) х 43 + 486 : 2 х 546=

Учитель: Расставляем порядок действия в выражении, расставляем крышечки, выполняем вычисления.

  • (1 действие 107 + 96 = 203)
  • (2 действие 203 х 43=8729)
  • (3 действие 486 : 2 = 243 )
  • (4 действие 243 х 546 =132 678)
  • (5 действие 8729 +132 678=14 1407)

(1 ученик – выполняет 1-3 действия, 2 ученик – выполняет 4-5 действия)

Учитель: Выполнив верно вычисления, открываем четвёртую букву в фамилии (Т)

– Фамилия ученого КАНТ.

7-й этап: Работа по учебнику.

–Чтобы узнать о нем более подробно, откройте учебник обратитесь к рубрике «Путешествие в прошлое» на с. 91.

– Известный немецкий учёный Иммануил Кант (1724-1804) был точным человеком и очень ценил своё время. Жители города Кенигсберга, где жил Кант, проверяли свои часы, когда видели его выходящим из своего дома и направляющимся на лекции в университет.

Однажды вечером Кант с ужасом заметил, что его стенные часы остановились, так как не были заведены. А свои карманные часы он накануне отдал в ремонт. Великий учёный завёл стенные часы, но не смог указать на них точное время. Глянув на часы, Кант пошёл к своему другу Шмидту, который жил недалеко. При входе в квартиру Шмидта Кант бросил взгляд на часы, которые висели в коридоре. Пробыв в доме некоторое время и прощаясь с другом, учёный снова взглянул на часы в коридоре. Домой Кант возвращался тем же путём и шёл своим обычным шагом. Дома Кант посмотрел на свои стенные часы, в уме выполнил несложные вычисления, а затем точно поставил стрелки своих часов.

Ответ к данной задаче: Кант определил время следующим образом:

  1. Выходя из дома, он точно заметил время и сделал это вторично сразу же после возвращения домой. Следовательно, он мог вычислить, сколько времени он находился вне дома.
  2. Входя к Шмидту в дом, Кант тоже заметил время и при выходе это сделал вторично. Значит , он мог вычислить, сколько времени он находился в доме Шмидта.
  3. Далее Кант мог вычислить время, которое затратил на дорогу домой. Для этого надо найти разность времени, которое он находился вне дома, и времени, которое находился в доме Шмидта, а потом эту величину разделить пополам.
  4. Так как Кант точно знал, в каком часу он вышел от Шмидта, и время, которое затратил на дорогу домой, то мог без труда определить время своего прихода домой и правильно поставить стрелки часов.

8-й этап: Итог урока:

– Чем мы с Вами занимались на уроке?

– Какое задание Вам показалось самым интересным?

Оценивание учащихся.

Домашнее задание: Над задачей, которую вам предлагает Кант. вы подумаете дома, свое мнение и решение выскажите на следующем уроке.

Дома выполните задание в тетради №2 с.3 №5.