Цель:Обобщить знания учащихся по изученному материалу.
Задачи:
- Повторить способы решения задач на нахождение объёма;
- закрепить знания учащихся о простых и сложных уравнениях, о математических высказываниях;
- Развивать математическую речь учащихся, логическое мышление, вычислительные навыки, а так же наблюдение, сопоставление, анализ, синтез, умение делать выводы.
- Воспитывать положительные эмоции к математике, самостоятельность, желание учиться через нестандартные логические задания.
Методы: Наглядный, словесный, практический, частично- поисковый, дифференцированный.
Оборудование: Карточки с высказываниями, таблицы, схемы, учебник (авторы В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева) объёмные фигуры, печатная тетрадь №2 (авторы: В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева)
Тип урока: Повторение.
Ход урока
1-й этап: Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, каждого по имени машет рукой и говорит всем «Добрый день»
– Сегодня мы с вами повторим решение задач на нахождение объёма, решение простых и сложных уравнений, будем решать выражения и определять высказывания.
– В течении всего урока, за правильно выполненные задания , мы с вами будем разгадывать фамилию известного немецкого ученого, открывать одну букву в фамилии.
В конце урока ученый предложит вам занимательную задачу.
2-й этап: Разминка.
а) 6 учащихся работают по карточкам.
(Карточки проверяются после урока учителем)
Карточка 1 Определите высказывания: (истинные, ложные)
|
Карточка 2 Определите высказывания: (истинные, ложные)
|
б) 2 ученика за доской «В секрете» – определяют истинные и ложные высказывания.
(Для проверки их задания вызываются два сильных ученика, которые проверяют выполненное задание «в секрете».)
|
|
Остальные учащиеся работают с учителем фронтально:
Учитель: Не подставляя цифры, расставьте знаки «больше», «меньше», «равно», зная, что одна точка – есть одна цифра.
Запись на доске: | Учащиеся объясняют: |
а) . . . 7 * . . . 9 | (слева четырёхзначное число и справа четырёхзначное число, смотрим на единицы 7 меньше 9, ставим знак меньше) |
б) 6 . . . * 6 . . . . | (слева четырёхзначное число, справа пятизначное число, значит пятизначное больше) |
в) 45 . . . * 35 . . . | (слева пятизначное число и справа пятизначное число смотрим на класс тысяч, 45 тысяч больше 35 тысяч, ставим знак больше) |
г) . . 115 * . 315 | (слева пятизначное число, справа четырёхзначное число, пятизначное число больше) |
д) . . 780 * . . 780 | (слева пятизначное число и справа пятизначное число, класс единиц одинаковый, ставим знак равно) |
в) Учитель: Девочки, придумайте только истинные высказывания.
(24 х 5 =120 – Истина, 300 : 3 =100 – Истина, Летом идут дожди – Истина)
– Мальчики, придумайте только ложные высказывания.
(450 : 50 = 8 – Ложное высказывание, 5678 < 6578 - Ложное высказывание)
– Мы с вами повторили виды высказываний, сравнивали числа и для вас я открываю одну из букв фамилии (К)
3-й этап:
Учитель: Рассмотрите фигуры на доске, назовите их, укажите особенности каждой фигуры.
- треугольник (3 угла, 3 вершины, 3 стороны)
- квадрат (4 угла, 4 вершины, 4 стороны, все стороны равны)
- прямоугольник (4 угла, 4 вершины, противолежащие стороны равны)
- круг (углов не имеет)
Учитель:
- Найдите лишнюю фигуру (круг);
- Назовите оставшиеся фигуры одним словом (многоугольники)
- Назовите эти фигуры (учитель показывает шар, куб, параллелепипед, пирамида)
- Чем отличаются эти фигуры от других? (одни плоские, другие объёмные)
- Давайте с вами вспомним по каким формулам находится объём параллелепипеда? (V= S х h, V = a х b х h)
- По какой формуле находится объём куба? (V = a х a х a)
(Формулы вывешиваются на доске.)
4-й этап: Дифференцированное решение задач (самостоятельно)
- «Белочки» (сильные)
- «Зайчики» (слабые)
(Для каждой группы задачи записаны на доске, учитель их читает вслух)
Учитель: Составьте краткую запись, запишите формулу, которой вы пользовались, выполните решение, напишите ответ.
- Найдите объём куба, если длина ребра 9 дм
- Найдите объём параллелепипеда, если а = 12 см, в = 8 см, h = 7 cм.
– После самостоятельного решения , задачи каждой группы проверяются, учащиеся рассказывают как выполнили вычисления.
– Мы с вами повторили формулы на нахождение объёма, выполнили решение задач ,я открываю вторую букву в фамилии учёного. (А)
Физ. минутка.
Гимнастика для глаз. (Учитель говорит, а учащиеся повторяют движения глазами)
- Посмотреть вверх вниз, вверх, вниз. (5 раз) Закройте глаза.
- Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх, (5 раз)
- Глаза налево, прямо, направо, прямо до (5 раз)
- Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза, по кругу влево, закрыть глаза до (5 раз)
- Массаж глаз: крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгайте ими.
5-й этап: Решение уравнений по группам:
«Белочки» решают с объяснением у доски: (уравнения записаны на доске)
-
у – 40 = 100 + 35 (корень уравнения увеличить в 2 раз)
у - 40 = 135
у = 135 + 40
у = 175
175 – 40 = 100 + 35
135 = 135
175 х 2 = 350
Ответ: 350; 175 -
20 х Х = 60 + 60
20 х Х = 120
Х = 120 : 20
Х = 6
20 х 6 = 60 + 60
120 = 120
Ответ: 6
«Зайчики» работают самостоятельно в печатной тетради №2 с. 4 №6
«Найди среди записи уравнения и реши их»
Х + 15 = 27 Х = 27 – 15 Х= 12 12 + 15 = 27 27 = 27 Ответ: 12 |
5 + 8 = 13 | Х х 9 = 720 Х= 720 : 9 Х =80 80 х 9 = 720 720 = 720 Ответ: 80 |
Х – 22 |
(Работа «Зайчиков» проверяется , учащиеся объясняют решение уравнений вслух.)
– Вы показали, что умеете решать разного вида уравнения, находить их среди различных выражений и мы открываем следующую букву в фамилии ученого (Н)
6-й этап: Закрепление вычислительного навыка.
Фронтальная работа: Решение выражения с объяснением у доски.
(107 + 96) х 43 + 486 : 2 х 546=
Учитель: Расставляем порядок действия в выражении, расставляем крышечки, выполняем вычисления.
- (1 действие 107 + 96 = 203)
- (2 действие 203 х 43=8729)
- (3 действие 486 : 2 = 243 )
- (4 действие 243 х 546 =132 678)
- (5 действие 8729 +132 678=14 1407)
(1 ученик – выполняет 1-3 действия, 2 ученик – выполняет 4-5 действия)
Учитель: Выполнив верно вычисления, открываем четвёртую букву в фамилии (Т)
– Фамилия ученого КАНТ.
7-й этап: Работа по учебнику.
–Чтобы узнать о нем более подробно, откройте учебник обратитесь к рубрике «Путешествие в прошлое» на с. 91.
– Известный немецкий учёный Иммануил Кант (1724-1804) был точным человеком и очень ценил своё время. Жители города Кенигсберга, где жил Кант, проверяли свои часы, когда видели его выходящим из своего дома и направляющимся на лекции в университет.
Однажды вечером Кант с ужасом заметил, что его стенные часы остановились, так как не были заведены. А свои карманные часы он накануне отдал в ремонт. Великий учёный завёл стенные часы, но не смог указать на них точное время. Глянув на часы, Кант пошёл к своему другу Шмидту, который жил недалеко. При входе в квартиру Шмидта Кант бросил взгляд на часы, которые висели в коридоре. Пробыв в доме некоторое время и прощаясь с другом, учёный снова взглянул на часы в коридоре. Домой Кант возвращался тем же путём и шёл своим обычным шагом. Дома Кант посмотрел на свои стенные часы, в уме выполнил несложные вычисления, а затем точно поставил стрелки своих часов.
Ответ к данной задаче: Кант определил время следующим образом:
- Выходя из дома, он точно заметил время и сделал это вторично сразу же после возвращения домой. Следовательно, он мог вычислить, сколько времени он находился вне дома.
- Входя к Шмидту в дом, Кант тоже заметил время и при выходе это сделал вторично. Значит , он мог вычислить, сколько времени он находился в доме Шмидта.
- Далее Кант мог вычислить время, которое затратил на дорогу домой. Для этого надо найти разность времени, которое он находился вне дома, и времени, которое находился в доме Шмидта, а потом эту величину разделить пополам.
- Так как Кант точно знал, в каком часу он вышел от Шмидта, и время, которое затратил на дорогу домой, то мог без труда определить время своего прихода домой и правильно поставить стрелки часов.
8-й этап: Итог урока:
– Чем мы с Вами занимались на уроке?
– Какое задание Вам показалось самым интересным?
Оценивание учащихся.
Домашнее задание: Над задачей, которую вам предлагает Кант. вы подумаете дома, свое мнение и решение выскажите на следующем уроке.
Дома выполните задание в тетради №2 с.3 №5.