Из опыта работы в проблемном классе (2005–2010 гг.). Решение учебно-воспитательных задач через проект "Сотрудничество"

Разделы: Классное руководство


Многолетний опыт работы с детьми в качестве классного руководителя даёт мне право утверждать, что в вопросах воспитания подрастающего поколения мы, учителя, не должны оставаться в стороне. В нашем обществе есть такие семьи, где родители в силу разных обстоятельств не справляются с проблемами воспитания собственных детей. «Ничего не могу с ним сделать»,- беспомощно признаётся мама пятиклассника. Такое бессилие родительской педагогики не редкость. Именно поэтому школа сегодняшнего и завтрашнего дня должна брать на себя ответственность за воспитание мальчишек и девчонок в том образовательном пространстве, где сотрудничают учителя и их воспитанники.

Вопрос сотрудничества для меня был и остаётся бесспорным. С педагогикой СОТРУДНИЧЕСТВА познакомилась на страницах «Учительской газеты» за 15 сентября 1987 года, где был помещён материал под заголовком «Коллективное творческое дело» автора И.П.Иванова. С тех пор идеи доктора педагогических наук профессора Игоря Петровича Иванова стали для меня определяющими в работе с моими воспитанниками.

Чтобы быть более понятой в предъявлении собственного опыта работы, считаю необходимым процитировать часть материала той давней статьи «Учительской газеты»1987 года.

«Каждое коллективное творческое дело – это проявление заботы об улучшении общей жизни, иначе говоря, это система практических действий на общую радость и пользу. Поэтому оно – дело.

Дело – коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами.

Дело – творческое, потому что на каждой стадии его осуществления ведётся поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи. Оно – творческое и потому, что не может совершаться по шаблону, а всегда осуществляется в новом варианте. Воспитательные задачи в процессе коллективного творческого дела ставятся воспитателями и решаются незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», «в глубине» решения практической задачи и открываются воспитанникам – в той или иной степени – при обсуждении результатов КТД.

Необходимо иметь в виду, что именно в коллективных творческих делах происходит обогащение каждого участника опытом гражданского отношения к окружающей жизни и к себе как товарищу других людей.

И что особенно важно – в этом процессе теснейшим образом соединяется развитие всех сторон личности нового человека: познавательно-мировоззренческой (научные знания,…убеждения, идеалы), эмоционально-волевой (высокие чувства, стремления, интересы, потребности), действенной (общественно-необходимые умения, навыки, привычки, творческие способности, общественно-ценностные черты характера)»

Нетрудно разглядеть актуальность значения цитируемого материала в свете сегодняшнего нового, компетентностно-деятельностного, подхода к обучению и воспитанию современного ученика. Сегодня идеи педагогики сотрудничества И. П. Иванова, на мой взгляд, приобретают дополнительное современное значение.

Концепция И.П.Иванова имеет определённое методическое обеспечение, помогающее в реализации воспитательного процесса. В качестве частного примера могу привести книгу И.Д.Аванесяна «Творчество и воспитание». Материалы для специалиста образовательного учреждения, издательство КАРО, Санкт-Петербург, 2004.

Названная работа даёт представление о ценностно-ориентирующих идеях концепции коллективного творческого воспитания и предлагает ряд практических материалов, отражающих системный подход в решении воспитательных проблем.

В указанном источнике чётко излагается суть концепции академика И.П. Иванова.

Цитирую:

«Суть концепции может быть представлена в следующих тезисах.

  • Воспитание – это развитие личностных отношений к окружающей жизни. К самому себе как ценности, преодоление негативного в себе и окружающей жизни.
  • Воспитание невозможно без «дел-событий», без окружающей практики, деятельностного, созидательного отношения к жизни.
  • Методика воспитания, условия, в которых протекает процесс воспитания, должны быть направлены на раскрытие и развитие неповторимой индивидуальности уникальности каждого человека. Творчество есть одно из важнейших средств, обеспечивающих свободу развития личности. Творчество в социальной сфере даёт возможность приобретения созидательного опыта.
  • Растущий человек нуждается не только в овладении готовым опытом и информацией, но и в актуализации собственного опыта, участии в социально значимой деятельности. Забота о близких, о себе, об окружающей жизни – основа нравственного опыта человека.
  • Как ребёнку, так и взрослому необходимо разновозрастное общение, товарищеское по сути, паритетное по характеру отношений.
  • Воспитательный потенциал деятельности во многом определяется
    -включённостью ребёнка в социальное творчество;
    -личностно и общественно значимым содержанием деятельности, стержневой основой которой выступает забота, объединяющая идею социализации и гуманизации личности;
    -характером воспитательных отношений «гуманистического творческого содружества» между поколениями.
  • Особое место в развитии у детей целостного отношения к различным сторонам жизни занимает коллектив, коллективная творческая деятельность. Понятие «коллектив» прежде всего связано с проявлением заботы и взаимозаботы в нём, т.е. определяющим признаком является не только и не столько наличие органов самоуправления, сколько забота» [стр.14-15]

Нужно отметить, что «ключевая идея заботы» в указанной воспитательной концепции является настолько универсальной, что является основой всех планируемых мною и проводимых добрых дел в классе. Сам И.П.Иванов подчёркивал: «Воспитательная забота» прежде всего выступает как цель, задача – «это забота о всестороннем и гармоничном развитии личности нового человека», человека, способного к духовно-нравственному самосовершенствованию («забота о себе»), творческому гражданскому отношению к различным сторонам общественной жизни («забота об окружающей жизни»), способного взаимодействовать с людьми на основе «добротворчества», взаимозаботы и сотрудничества».

Идеи И.П.Иванова, его методика коллективных трудовых дел (КТД) помогли мне справиться с самой главной задачей в воспитании моих «трудных подростков»: сохранить в них желание посещать школу, добиваться положительных результатов в учёбе и общественной жизни в социуме школы, посёлка.

Своих воспитанников я получила в 2005 году. Класс в составе тринадцати человек пришёл в нашу школу из начальной школы, расположенной на периферии нашего посёлка. Предварительное знакомство с классом в стенах их родной «началки» обнаружило крайне слабую базу знаний у всех учащихся за исключением одного человека. В сопроводительных характеристиках учителя начальных классов отмечался низкий уровень знаний учащихся по всем предметам.

В классе из 13 семей две представляли собой неблагополучные семьи: родители были замечены в пьянстве и не уделяли должного внимания своим детям. Одного ребёнка воспитывала бабушка: родители бросили его. В четырёх семьях нет отцов, воспитанием занимаются мамы. Им приходится много работать, т.к. нужно самостоятельно зарабатывать деньги на жизнь, помощи от отцов немного.

Одна девочка в шестом классе была переведена на специальную программу обучения, т. к. совершенно не справлялась с общеобразовательной программой.

В итоге класс (13 человек) представил собой группу учащихся из 12(+1) человек, которая предстала перед педагогами школы как проблемная, потому что усвоение базовых знаний этим детям давалось и даётся с трудом. К тому же родители не могли помочь своим детям в плане овладения знаниями, т. к. среди родителей проблемных детей только одна мама имеет специальное среднее образование, она медицинская сестра. Что касается всех остальных родителей, то в ходе знакомства выяснилось, что они, по их словам, слабо учились в школе, в новых программах разобраться не могут.

Главная проблема этого класса состояла в том, что дети не могли адекватно усваивать знания по предметам, оказывались заложниками неуспеваемости. Общий уровень культуры был также крайне низким. По своей природе дети этого класса в целом добрые. Но при отсутствии должных навыков воспитания и культуры поведения могли нецензурно выражаться, отчаянно драться друг с другом (класс из 9 мальчиков и 4 девочек). Вот тогда-то в качестве основного средства решения учебно- воспитательных проблем я выбрала педагогику СОТРУДНИЧЕСТВА.

Необходимо отметить, что грани сотрудничества между учителем и учащимися мне пришлось сознательно расширить. Планируя воспитательный процесс в данном классе, постаралась предельно задействовать все возможные ресурсы воспитательного пространства р. п. Ордынское. Наметила сотрудничество с детским экологическим центром, с районной фильмотекой для просмотра заказываемых фильмов, с сотрудниками библиотек, районного краеведческого музея, со студией ордынского народного театра «Фортель», с сотрудниками больницы и милиции, с районным центром реабилитации и социальной помощи населению, с интересными уважаемыми людьми посёлка. Познакомилась с Ветераном Великой Отечественной войны Байкаловым В.А. и его супругой, ветераном труда Валентиной Павловной, чтобы в дальнейшем организовать своих воспитанников для шефства над пожилыми людьми.

Воспитательные цели и задачи, формы и приёмы работы с учениками подсказывала сама жизнь.

Теория педагогики сотрудничества бала обличена в современную форму проектной деятельности.

К 2005 году в школе уже имелся небольшой опыт проектной деятельности среди учащихся. Старшеклассники выиграли областной грант в конкурсе социально значимых проектов. На встрече с моими пятиклассниками поделились приобретённым опытом. На эту встречу также были приглашены двое родителей пятого класса. Заразившись проектной деятельностью, мы приступили к её освоению. Так родилась идея социально значимого проекта «Сотрудничество». Совместно с детьми мы продумали цели, задачи проекта, определили сроки выполнения.

Наш долгосрочный проект был рассчитан на три этапа:

  1. Подготовительный этап с 2005 по сентябрь 2007 года.
  2. Этап реализации с сентября 2007 года по январь 2010 года.
  3. Подведение итогов, обобщение: с января 2010 по апрель 2010 года.

Цели проекта:

  1. Расширение кругозора учащихся.
  2. Развитие умений социализации личности.
  3. Воспитание человека, умеющего работать над собой. Умеющего творить добрые дела.

Суть проекта

  • Учащиеся налаживают контакт с социо – культурными объектами р. п. Ордынское посредством коллективных походов в определённое для этого время.
  • Расширяют кругозор знаний.
  • Получают интегрированное представление о жизни социума
  • Шефствуют над ветеранами ВОВ.
  • Планируют добрые дела и совершают их, добиваются уважения со стороны взрослых наставников.
  • Работают над ростом самостоятельности и ответственности.

Направления проектной деятельности:

  1. Приобщение к истокам культуры (сотрудничество с учреждениями культуры).
  2. Мы в школьном сообществе.
  3. Вместе – дружная семья (мы и наши родители).
  4. Экологическая тропа.
  5. Шефство над ветеранами.

Ожидаемый результат:

  • Осуществление предпрофильной подготовки учащихся: предопределение дальнейшего пути образования
  • Осознанное владение навыками культурного поведения в общественных местах, в гостях и т. д.
  • .Динамика добрых дел по разным направлениям данного проекта
  • Рост ответственности за себя, свою семью, за решение общественно значимых проблем.
  • Поступательное движение в учёбе из класса в класс. Успешное окончание девятилетнего образования.

21 мая 2010 года в школе прошла защита ученических проектов. Мои воспитанники справились с этой процедурой. Им есть чем гордиться. Помимо грамот за спортивные достижения класса (спортом мои воспитанники были увлечены с начальных классов), в копилке наших достижений есть грамоты за победы в тематических интеллектуальных марафонах по творчеству А.С. Пушкина(6кл.), по истории Ордынского района. В марафоне, посвящённом 65-летию Победы, мои девятиклассники завоевали второе место среди учащихся старших классов. В 2008-2009 учебном году один ученик из числа трудно успевающих под руководством учителя немецкого языка провёл исследовательскую работу по теме «Роль рисунков в усвоении иностранных слов, необходимых для посещения Германии». Уровень его работы нельзя назвать высоким. Но то, что он принял участие в работе школьной научно-практической конференции, является для него и для всего класса высоким результатом. Также в портфолио «Достижения класса» есть грамоты и благодарности ученикам за активное участие в работе лесного хозяйства посёлка, за участие в общественных соревнованиях по спорту среди представителей улиц, на которых проживают эти подростки.

Мои девятиклассники до настоящего момента характеризуются педагогами школы как добрые и отзывчивые люди.

Отзывы взрослых наставников о 9-б классе:

  • Баранова Л.В.(социальный педагог): «Ходила с учениками в ПТУ, соцзащиту, руководила работой мальчишек. Только могу похвалить. В общественных местах вели себя без замечаний. Молодцы!»
  • Шевякова Т.Г.(учитель физики): «Дежурные по школе очень деликатно сообщили о планёрке. Я их поблагодарила за это»
  • Байкалова В.П (ветеран труда).: «Мои дорогие, мои любимые ребятишки. Спасибо, что не забывают».
  • Стариченко Т.И (директор школы): «Класс нисколько не хуже, чем другие: принимает участие во всех общешкольных делах».

И это имеет подтверждение их другими добрыми поступками. Мальчики неоднократно помогали двум престарелым женщинам очищать их двор зимой от снега, весной и летом - от мусора.

Взаимоотношения с ветеранами обрели характер тёплых встреч. Для нас стало доброй традицией прийти накануне Нового года к нашим старшим наставникам и песнями и стихами поздравить Валентину Павловну и Василия Аркадьевича с наступлением Нового года. Общение с ветеранами обрело неформальный характер: супруги Байкаловы встречают моих воспитанников как своих внуков. Девчонки и мальчишки в ответ благодарно поздравляют их с традиционными праздниками, навещают на дому. С участием ветеранов был снят о них фильм «Живое слово ветерана».

Систематический характер имеют взаимоотношения с центром социальной помощи. Учащиеся класса - активные участники клуба общения проблемных подростков, созданного в этом центре для помощи детям, которые испытывают в жизни различные трудности. Занятия в клубе проходят под руководством социальных педагогов, психологов. Сегодня мои дети уже владеют навыками культуры поведения в общественных местах.

Сотрудничество с экологическим центром вышло на уровень творческих инсценированных выступлений на экологические темы в районном детском Доме творчества. В центре посёлка был открыт информационный стенд, материалы для которого по проблемам экологии посёлка готовят мои ученики.

Встречи с сотрудниками милиции по профилактике правонарушений также носят систематический характер. Но, несмотря на такую профилактическую работу, трое из моих подростков в разное время стояли на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних по разным причинам. Рассматриваю это явление как результат недостаточно ответственного отношения родителей к воспитанию подростков, что в действительности имело место в каждом случае правонарушения.

С мальчишками, попадавшими на учёт в милицию, велась всё та же работа. Они оставались участниками коллективных добрых дел. Но при этом я старалась особо подчёркнуть их добрые дела, сказать, что добрые поступки сделали их узнаваемыми в посёлке. Убеждала в том, что очень важно правильно вести себя, в соответствии с нормами общественного поведения и проступок можно исправить. К счастью, в целом удавалось донести до сознания таких проблемных детей мысль о соблюдении правопорядка.

Для воздействия на своих воспитанников использую печатное слово. После какого-либо мероприятия все пишем статью в газету. Наиболее удавшуюся работу, поправив совместно, передаём в местную «Ордынскую газету». Этот приём работы используется мною с целью развить творческие способности, совершенствовать письменную речь подростков, поднять их социальный статус: они не просто ученики, а граждане, которые могут внести посильный вклад в решение каких-либо социально значимых проблем.

Так на страницах «Ордынской газеты» появились заметка моих учеников о вреде курения, написанная после беседы с врачом-наркологом, статья о необходимости сохранения деревьев в районе строящейся больницы.

Ко Дню Победы мы передали в редакцию газеты материал с благодарностью в адрес наших ветеранов, поздравления им с 65-летием Победы.

Кроме перечисленных выше результатов, нужно особо остановиться на самом главном результате воспитательного процесса. Ни один мой воспитанник при всех трудностях обучения не остался на повторное обучение на всём протяжении времени с пятого по девятый класс. Сохранён «хорошист» класса, тот ученик, который из начальной школы пришёл к нам с «четвёрками» и «пятёрками». Обучение учащихся моего класса проходит в сопровождении педагога-психолога школы. Психологическую поддержку учебно-воспитательному процессу обеспечивает психолог социально- реабилитационного центра социальной помощи населению.

Сотрудничество всех педагогов, работающих в моём классе, -это многогранный процесс, главный результат которого заключается в том, что дети не озлобились, не замкнулись, сталкиваясь с трудностями постижения учебного материала. Педагоги этого класса знают личностные особенности каждого ученика, корректно представленные им психологом и классным руководителем. Такая профессиональная осведомлённость позволяет им адаптировать программный материал предмета под уровень обучаемости детей.

Психолого–педагогическая диагностика в этом коллективе ведётся систематически. Результаты диагностики позволяют корректировать учебно- воспитательный процесс.

В дополнение к названным формам и приёмам работы могу назвать следующие:

-Чтобы помочь ученику исправить оценки или улучшить поведение на каком-то уроке, составляю с ним разговор. Непременное условие беседы: ровный спокойный тон общения, уважительный для обеих сторон. По ходу беседы предлагаю ученику самому найти пути решения проблемы, ненавязчиво подсказываю, если затрудняется или по-детски упрямится, не желая ничего менять. В итоге все равно приходим к какому-то решению.

Суть проблемы и намеченное решение записываю в тетрадь индивидуальной работы с учащимися класса. Под принятым решением ученик расписывается. Эта роспись ставит его в ответственное положение в большей степени, нежели устное слово. Через намеченный срок проверяю выполнение решения. Как правило, приём срабатывает, ведь это взрослое поведение – поставить роспись под собственным решением.

- Индивидуальные беседы провожу с педагогами, работающими в классе, с родителями учеников. Во избежании потери информации веду краткую запись основных моментов, к которым нужно вернуться, проконтролировать.

- Сама обращаюсь к социальному педагогу и педагогу-психологу за профессиональной помощью в решении трудных педагогических задач.

- Одно время не могла найти общий язык с самолюбивым мальчиком, мама которого в пьяном состоянии воспитывала его при помощи физического наказания. Естественно, в таком положении мальчик с явным недоверием относился ко всем женщинам и старался вести себя подчёркнуто грубо, как ему казалось, независимо. Педагог-психолог предложила мне следующий приём: « Пусть дети представят себя взрослыми, 30-40-летними людьми, и напишут вам письмо из далёкого будущего». Я воспользовалась советом специалиста. Каково же было моё удивление, что мой Лёша с высоты своих сорока лет рассказывает о том, как хорошо у него сложилась жизнь. Он - шофёр. У него есть сын и дочь. И он им говорит, как плохо он вёл себя с классным руководителем. С высоты своих сорока просит у меня прощения.

Всем ученикам было интересно, что писал каждый. Попросив у них разрешения, я прочитала все письма. Сколько добрых слов было сказано в адрес школы и в мой. Я искренне благодарила каждого автора и упрямца Лёшу в том числе. Надо было видеть, как теплел его взгляд. Этот приём оказался весьма продуктивным в решении проблемы общения подростка с классным руководителем.

-Для активизации участия учеников в добрых делах класса вели «Экран добрых дел учеников». В левой стороне экрана помещали список класса, в правой рисовали Дом Почёта. У каждого ученика была своя дорога- линия к этому дому. Лист экрана графили на колонки, подписав сверху наименования тех КТД, которые были осуществлены. Каждому ученику за участие рисовалась в колонке ёлочка, т. к. символом школьного государства Зелёных, в котором мы находились, была ёлочка. Так каждый ученик мог «посадить» на своей дороге целую еловую аллею. По количеству «посаженных» ёлочек в конце четверти каждый получал награду

По наличию добрых дел нашего 7-го класса школьное самоуправление ввело в условия школьного соревнования новую номинацию «Добрые дела класса», в которой мои ученики в 7-м и 8-м классах заняли первое место.

Планируя и осуществляя воспитательный процесс, я руководствуюсь заботой о каждом моём воспитаннике. Моё педагогическое кредо можно выразить словами Э.Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством». Но так как человек –существо социальное , то и воспитывать его нужно в социуме класса, школы, посёлка и т. д. Проблемные дети, по моему опыту, быстрее расстаются со своими проблемами, легче справляются с ними, если у них есть позитивные примеры в исполнении их сверстников. Именно поэтому педагогика сотрудничества, коллективные творческие дела безотказно помогают в решении многих вопросов в воспитании проблемных детей.

Чтобы быть сплочёнными в наших добрых делах, мы придумали для себя девиз:

Ни шагу назад, ни шагу на месте.
Только вперёд и только всем вместе!

Представленные ниже материалы проекта «Сотрудничество» дадут возможность увидеть применение идей академика И.П.Иванова на практике.

Паспорт проекта «Сотрудничество»- 2009

(представлен таблицей)

Примечание:

В организации коллективных творческих дел я придерживаюсь шести стадий работы:

  • Предварительная работа
  • Планирование
  • Подготовка
  • Проведение
  • Подведение итогов
  • Последействие (материал из ранее указанной статьи «Учительской газеты»)

Эти стадии помогают мне вступать в открытый диалог с моими воспитанниками. И вместе с ними мы добиваемся «единства мыслей и действий, воли и чувств», что и ведёт к частичному или полному решению имеющихся проблем.