Развитие чувственно-эмоциональной сферы дошкольников через применение различных техник рисования

Разделы: Работа с дошкольниками


Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Средством, которое воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства, является арттерапия, которая помогает детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.

Однако необходимо учитывать, что каждый изобразительный материал имеет определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирая изобразительные материалы в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка, можно в какой-то мере управлять его активностью.

Например, в работе с гиперактивными и расторможенными детьми более уместно использовать изобразительные средства, требующие от них организации и структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации и контроля над выполнением действия:

Отпечатывание - нетрадиционная техника изображения с помощью отпечатков. Она не дает возможности создавать стереотипные изображения, штампы. В младшем дошкольном возрасте детям я показываю разные способы отпечатывания. Для этого на любую поверхность наносим цветовое пятно, затем накладываем чистый лист бумаги. Получается отпечаток. Подрисовывая детали, ребенок придает ему определенный образ.

Мы с детьми используем отпечатки тюля, мешковины, на кусках бумаги, даже газетной с наложенными на ней трафаретами. Интересными являются изображения, созданные с помощью окрашенной нити. Для этого шерстяную или любую толстую нить намазываем краской, кладем между сложенными пополам листами, прижимаем и вытягиваем нитку за кончик. Лист раскрываем и дорисовываем к отпечаткам какие-либо элементы, создавая сказочные образы.

Такие упражнения снижают эмоциональную напряженность детей, помогают им осознавать свои чувства, переживания, учат управлять ими.

Рисование по точкам - техника рисования, когда я заранее готовлю схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагаю соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название. Это такое интересное занятие, ведь у тебя нет картинки, и вдруг что-то получается.

Пластилиновое рисование - один из способов пальцевой живописи. При этом пластилиновые колбаски накладываем на карандашный рисунок и, если необходимо, размазываем пластилин по поверхности. Можно сделать коллаж из пластилина, если добавить в изображение бусины, камешки и прочий мелкий материал. "Пластилиновое рисование" использую тогда, когда необходимо отвлечь детей от грустных мыслей, депрессии. Оно отвлекает внимание детей на процесс "действования", моделирования новой, более конструктивной картины мира. С другой стороны, оно дает возможность "выплеснуть" агрессивные эмоции, сплющивая и размазывая пластилин по картону.

Напротив, детям, эмоционально "зажатым", с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких, свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, глину и пластилин, рисование мелом:

Графическая музыка - один из приемов арттерапии, когда ребенку предлагаю под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.). Рисование под музыку позволяет детям экстериорезировать (выносить вовне) свои эмоции и чувства (для многих детей это единственный способ самовыражения).

Дети получают реальную возможность "увидеть" на рисунке свой внутренний мир и донести свои переживания до другого. Рисование под музыку формирует навыки саморегуляции (рисуя, дети стабилизируют и структурируют свои внутренние процессы, регулируют себя). Существенно обогащается эмоциональная сфера детей, и совершенствуются способы регуляции собственных эмоций и чувств. Арттерапия в этом случае позволяет сублимировать даже негативные эмоции и отреагировать на них адекватным путем.

Танцующие руки - техника рисования с использованием большого листа оберточной бумаги (или старых обоев), которые раскладываются на полу. Детям предлагаю в каждую руку взять по цветному мелку любого цвета, затем лечь спиной на бумагу. Включается веселая музыка. Дети одновременно двумя руками рисуют по бумаге, двигая руками в такт музыке. Затем рисунки обсуждаются.

Сочетая изобразительную деятельность со специально подбираемым музыкальным сопровождением, можно стабилизировать и развивать эмоционально-волевую сферу детей.

Волшебный салют. На полу расстилаем газету, кладем большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, кисти. Манипулируя любым образом кистью, брызгаем краску на лист бумаги, устраивая "волшебный салют". Великолепное зрелище!

Крупный масштаб. Создаем изображение, используя малярные кисти, губки, ноги, руки (отпечатки стоп, кистей, а может и подбородка, и даже носа). Рисование способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует детей.

Наскальная живопись. На специально отведенной стене крепится большой лист бумаги, где дети рисуют все, что хотят и чем хотят (цветными мелками, фломастерами и т.д.).

Работа с глиной (сжимание, разглаживание, формообразование, затем сплющивание). Работа с глиной оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться, снять стресс, помогает выражению чувств, избавляет от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщает к социальной активности необщительных детей.

В своей деятельности я использую нетрадиционные техники рисования, облегчающие детям выражение их чувств:

Рисование кусочками поролона - нетрадиционная техника рисования "по сырому". Во время рисования сначала смачиваем поролоном с водой лист бумаги - тогда изображения получаться таинственными, расплывчатыми, с мягкими очертаниями. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения.

Рисунок на стекле-экране. Рисовать на стекле можно как красками, фломастерами, мелками, так и используя нетрадиционные методы рисования: пальчиками, ладонью, клубком. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги (фон), из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться. Такое рисование способствует снижению эмоционального напряжения, снижению тревожности, "выбросу" негативных эмоций.

Изображение своего настроения. Предлагаю ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.

Победа над страхом. Ребенку предлагаю нарисовать то, чего он больше всего боится, а затем его рисунок обсуждается. После этого ребенку даю ножницы и предлагают разрезать (или порвать) свой "страх".

Некоторые игры-упражнения с изобразительными материалами я с детьми провожу в бассейне. Это позволяет в полной мере проявить свои желания, способности и возможности, не ограничиваясь в пространстве, не боясь испачкаться. Такие занятия доставляют детям огромное удовольствие, вызывая море эмоций.

Пальцевая живопись - нетрадиционная техника рисования, когда изображения создаются без помощи специальных инструментов (кисточки, стеки и т.д.), одними пальцами. Для этого мы с детьми обмакиваем каждый пальчик руки в свой цвет (в жидкую гуашь) и рисуем на бумаге, проводя различные линии, или делая точки, мазки с помощью отпечатков кончиков пальцев, фаланг, ладоней. Данный прием активно используется в арттерапии, так как позволяет снять у детей страх перед совершением ошибки и неудачей.

Когда нам удается достигнуть гармонии в группе детей с разными индивидуально-психологическими особенностями, когда с помощью вышеперечисленных арттерапевтических средств гиперактивные дети стали спокойными и организованными, а "зажатые" дети наоборот стали свободными и раскрепощенными, можно использовать коллективное творчество. Такое творчество способствует развитию коллективизма, умений работать в парах, сотрудничать с другими детьми, договариваться, соотносить свои желания и эмоции с желаниями и эмоциями других.

При выполнении коллажей дети использую ранее полученные навыки и умения нетрадиционных техник рисования. Пробуждается фантазия ребенка и занятие превращается в увлекательную игру. А как великолепно смотрятся на стенах детского сада коллажи, созданные совместно всеми ребятами!