Цель: создать условия для развития умения давать характеристики согласным и гласным звукам, уточнить знания о буквах “щ” и “ч”, о звуках [ч’], [щ’]. Воспитывать культуру ведения спора, учить отстаивать своё мнение и соблюдать здоровый образ жизни.
Оборудование: Учебник: Н.В.Нечаева “Азбука” (М.: Фёдоров, 2005); интерактивные плакаты на интерактивной доске, фонограммы песен Паулс/Резник “Алфавит”, Пляцковский/Шаинский “Чему учат в школе”, заготовки для каждого ученика: листок с надписью “Режим дня”, напечатанные предложения-заготовки, клей-карандаш.
* Примечание. Перед уроком для детей на показ выставлен слайд с планом урока, чтобы дети по желанию могли прочитать план урока. (Приложение 1).
Ход урока
1. Речевая ситуация
Учитель: Предлагаю начать наш урок с песни “Алфавит” на музыку Паулса и слова Резника.
Дети исполняют песню.
– Дети, вы были настоящими артистами, а
теперь я посмотрю, какими вы будете учениками.
– Чему вы научились на уроках русского языка и
чтения?
Ответы детей: Выразительно читать, звуки бывают гласными и согласными, твёрдыми и мягкими, переносить слова, делить слова на слоги, ставить ударение…
2. Актуализация знаний
Учитель: Вспомним, какими бывают звуки? (Гласными или согласными, согласные бывают твёрдыми или мягкими, звонкими или глухими.)
Дети составляют схему из заготовленных слов на интерактивной доске (Рисунок 1)
– А теперь игра “Третий лишний”: определите, какая буква здесь лишняя, объясните почему.
На слайде появляются ряды с буквами:
а, о, ю
п, л, в
и, у, э
ц, ж, ч
ъ, ы, ь
Дети отвечают:
– В первой строчке лишняя буква “ю”, потому
что она обозначает два звука [й’ у].
– Во второй строчке лишняя буква “п”, потому что
она обозначает глухие звуки [п, п’] .
(Возможен вариант: лишняя буква “л”, потому, что она обозначает непарный звук по глухости – звонкости, а буквы “п” и “в” обозначают парные согласные звуки.)
– В следующей строке лишняя буква “и”, потому
что она является “мягким командиром”, т.е.
обозначает мягкость предыдущего согласного
звука.
– В предпоследней строке лишняя буква “ч”,
потому что она обозначает всегда мягкий звук
[ч’].
– В последней строке лишняя буква “ы”, потому
что она обозначает звук [ы], а ъ, ь знаки звуков не
обозначают.
(Возможны другие ответы и доказательства.)
2) Характеристика звуков [ч’], [щ’]. Уточнение характеристик звуков (парный – непарный)
Учитель: Какие звуки мы повторяем сегодня?
Дети характеризуют звуки: [ч’] – согласный, всегда мягкий, глухой, [щ’] – согласный, всегда мягкий, глухой
Учитель добавляет: У этих звуков нет пары по звонкости-глухости, поэтому к ним можно добавить характеристику “непарный”.
* Примечание. Знак мягкости [ч’] в разных учебниках у всегда мягких звуков могут ставить, а могут не ставить. Дети об этом предупреждены.
3. Сообщение темы и уточнение плана урока.
Учитель: Дети, как вы думаете, какова тема нашего урока, чем мы сегодня будем заниматься?
Учитель выслушивает предположение детей и обобщает сказанное.
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со
звуками [ч’], [щ’] и буквами ч, щ, будем читать
слова с этими буквами
– Посмотрите на план нашего урока. Кто хочет
что-нибудь добавить к плану.
(Учитель преднамеренно не включил в план физкультминутки, дети замечают это, проводится дискуссия о важности физкультминуток.)
– Молодцы, дети, что вы добавили в наш план две физкультминутки: для укрепления мышц глаз и для снятия напряжения мышц спины. Это очень важно для вашего здоровья. Давайте прямо сейчас выполним упражнения для укрепления мышц глаз.
Физкультминутка для укрепления мышц глаз
4) Игра “Буквоед”
Учитель: Сейчас мы поиграем в вашу любимую игру “Буквоед”, назовите буквы, которые надо вставить (ч’, щ’, ц, ш)
*Примечание. Буквы вставляются выбором фломастера в презентации или путём манипуляций на интерактивной доске. (Рисунок 3)
Ищу часы щавель шутка часовщик чищу
*Примечание. Учитель следит, чтобы дети правильно называли звуки и буквы.
3. Работа с текстом. Азбука с. 103.
Проверка домашнего задания.
Учитель: Какой заголовок вы придумали к тексту?
Дети: “Разные часы”, “О часах”.
Жужжащее чтение – разминка.
Чтение по цепочке.
(Учитель обращает внимание на плавное слоговое чтение или чтение целыми словами, на правильность чтения, постановку ударения.)
Выборочное чтение (искать ответы на вопросы)
– Какие часы вам показались самыми необычными?
(У детей разные варианты ответов, учитель просит их прочитать в тексте свой вариант ответа.)
– Как действуют солнечные часы?
4. Физкультминутка для расслабления мышц глаз
5. Чтение, обсуждение и составление режима дня школьника
Учитель: Урок у нас не простой, поговорим о здоровье. Что такое здоровый образ жизни?
Ответы детей: Соблюдение режима дня, делать зарядку, физкультминутки на уроках, закаляться.
Чтение предложений – заготовок на слайде:
Самостоятельное устное составление
правильного режима дня из предложений –
заготовок.
Обсуждение каждого пункта режима дня.
* Примечание. Учитель привлекает детей к обсуждению каждого пункта, учит детей отстаивать своё мнение. Одновременно с детьми учитель составляет режим дня (манипулирует заготовками) на интерактивной доске. При её отсутствии показывает правильный режим дня на следующем слайде.
– Дети, почему мы не оставили пункт “Ищу портфель”?
Совет учителя: Собирать портфель надо с вечера, поэтому предложение “Ищу портфель” лишнее в режиме дня. Вот, что у нас получилось
Учитель: Дети, это неполный режим дня, дальше составлять режим дня мы продолжим на следующем уроке. А также обсудим этот режим дня с родителями на собрании. Дополнительное творческое домашнее задание вы найдёте на сайте нашего класса http://zankovklacc.narod.ru
А сейчас мы покажем, как надо делать зарядку.
6. Физкультминутка для расслабления мышц спины, шеи, рук, ног “Гусиная зарядка”
Наш гусак встаёт на зорьке.
Он к реке сбегает с горки
И гусиную зарядку
Любит делать по порядку.
Для начала бег на месте
Крылья врозь, а лапки вместе.
Упражнение на шее,
Чтоб росла ещё длиннее.
Упражненье для хвоста,
А потом бултых с моста.
Гусь плывёт на середину,
Чистит лапки, моет спину.
Крякнул селезень: кряк, кряк.
Мы на место сядем так.
Дети сами показывают и делают. (Рисунок 4)
7. Завершение работы по составлению режима дня
Дети самостоятельно наклеивают заготовки-предложения на лист. (Рисунок 5)
Чтение готового режима дня (несколько человек).
8. Вывод
– Какие буквы мы повторили на уроке? Какие
звуки они обозначают? Что надо делать, чтобы быть
здоровым?
– Что вы узнали нового о звуках [ч’], [щ’]? (Звуки
[ч’], [щ’] – непарные, у них нет звонкой пары и
твёрдой пары.)
– С чем вы не согласны?
– Что бы вы хотели добавить?
– Давайте закончим наш урок – праздник песней
“Чему учат в школе” (Пляцковского/Шаинского). (Рисунок 6)
*Примечание. Урок был показан воспитателям детских садов, из которых пришли дети в этот класс. Поэтому учитель избрал форму проведения урока урок-праздник. Кроме этого, урок проходил на неделе, посвящённой здоровьесбережению, поэтому учитель включил в урок темы по соблюдению здорового образа жизни.