Урок-праздник обучения грамоте по системе Л.В. Занкова "Анализ звуков [ч'], [щ']. Составление режима дня"

Разделы: Начальная школа


Цель: создать условия для развития умения давать характеристики согласным и гласным звукам, уточнить знания о буквах “щ” и “ч”, о звуках [ч’], [щ’]. Воспитывать культуру ведения спора, учить отстаивать своё мнение и соблюдать здоровый образ жизни.

Оборудование: Учебник: Н.В.Нечаева “Азбука” (М.: Фёдоров, 2005); интерактивные плакаты на интерактивной доске, фонограммы песен Паулс/Резник “Алфавит”, Пляцковский/Шаинский “Чему учат в школе”, заготовки для каждого ученика: листок с надписью “Режим дня”, напечатанные предложения-заготовки, клей-карандаш.

* Примечание. Перед уроком для детей на показ выставлен слайд с планом урока, чтобы дети по желанию могли прочитать план урока. (Приложение 1).

Ход урока

1. Речевая ситуация

Учитель: Предлагаю начать наш урок с песни “Алфавит” на музыку Паулса и слова Резника.

Дети исполняют песню.

– Дети, вы были настоящими артистами, а теперь я посмотрю, какими вы будете учениками.
– Чему вы научились на уроках русского языка и чтения?

Ответы детей: Выразительно читать, звуки бывают гласными и согласными, твёрдыми и мягкими, переносить слова, делить слова на слоги, ставить ударение…

2. Актуализация знаний

Учитель: Вспомним, какими бывают звуки? (Гласными или согласными, согласные бывают твёрдыми или мягкими, звонкими или глухими.)

Дети составляют схему из заготовленных слов на интерактивной доске (Рисунок 1)

– А теперь игра “Третий лишний”: определите, какая буква здесь лишняя, объясните почему.

На слайде появляются ряды с буквами:

а, о, ю
п, л, в
и, у, э
ц, ж, ч
ъ, ы, ь

Дети отвечают:

– В первой строчке лишняя буква “ю”, потому что она обозначает два звука [й’ у].
– Во второй строчке лишняя буква “п”, потому что она обозначает глухие звуки [п, п’] .

(Возможен вариант: лишняя буква “л”, потому, что она обозначает непарный звук по глухости – звонкости, а буквы “п” и “в” обозначают парные согласные звуки.)

– В следующей строке лишняя буква “и”, потому что она является “мягким командиром”, т.е. обозначает мягкость предыдущего согласного звука.
– В предпоследней строке лишняя буква “ч”, потому что она обозначает всегда мягкий звук [ч’].
– В последней строке лишняя буква “ы”, потому что она обозначает звук [ы], а ъ, ь знаки звуков не обозначают.

(Возможны другие ответы и доказательства.)

2) Характеристика звуков [ч’], [щ’]. Уточнение характеристик звуков (парный – непарный)

Учитель: Какие звуки мы повторяем сегодня?

Дети характеризуют звуки: [ч’] – согласный, всегда мягкий, глухой, [щ’] – согласный, всегда мягкий, глухой

Учитель добавляет: У этих звуков нет пары по звонкости-глухости, поэтому к ним можно добавить характеристику “непарный”.

* Примечание. Знак мягкости [ч’] в разных учебниках у всегда мягких звуков могут ставить, а могут не ставить. Дети об этом предупреждены.

3. Сообщение темы и уточнение плана урока.

Учитель: Дети, как вы думаете, какова тема нашего урока, чем мы сегодня будем заниматься?

Учитель выслушивает предположение детей и обобщает сказанное.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со звуками [ч’], [щ’] и буквами ч, щ, будем читать слова с этими буквами
– Посмотрите на план нашего урока. Кто хочет что-нибудь добавить к плану.

(Учитель преднамеренно не включил в план физкультминутки, дети замечают это, проводится дискуссия о важности физкультминуток.)

– Молодцы, дети, что вы добавили в наш план две физкультминутки: для укрепления мышц глаз и для снятия напряжения мышц спины. Это очень важно для вашего здоровья. Давайте прямо сейчас выполним упражнения для укрепления мышц глаз.

Физкультминутка для укрепления мышц глаз

(Рисунок 2)

4) Игра “Буквоед”

Учитель: Сейчас мы поиграем в вашу любимую игру “Буквоед”, назовите буквы, которые надо вставить (ч’, щ’, ц, ш)

*Примечание. Буквы вставляются выбором фломастера в презентации или путём манипуляций на интерактивной доске. (Рисунок 3)

Ищу часы щавель шутка часовщик чищу

*Примечание. Учитель следит, чтобы дети правильно называли звуки и буквы.

3. Работа с текстом. Азбука с. 103.

Проверка домашнего задания.

Учитель: Какой заголовок вы придумали к тексту?

Дети: “Разные часы”, “О часах”.

Жужжащее чтение – разминка.
Чтение по цепочке.

(Учитель обращает внимание на плавное слоговое чтение или чтение целыми словами, на правильность чтения, постановку ударения.)

Выборочное чтение (искать ответы на вопросы)

– Какие часы вам показались самыми необычными?

(У детей разные варианты ответов, учитель просит их прочитать в тексте свой вариант ответа.)

– Как действуют солнечные часы?

4. Физкультминутка для расслабления мышц глаз

5. Чтение, обсуждение и составление режима дня школьника

Учитель: Урок у нас не простой, поговорим о здоровье. Что такое здоровый образ жизни?

Ответы детей: Соблюдение режима дня, делать зарядку, физкультминутки на уроках, закаляться.

Чтение предложений – заготовок на слайде:

Самостоятельное устное составление правильного режима дня из предложений – заготовок.
Обсуждение каждого пункта режима дня.

* Примечание. Учитель привлекает детей к обсуждению каждого пункта, учит детей отстаивать своё мнение. Одновременно с детьми учитель составляет режим дня (манипулирует заготовками) на интерактивной доске. При её отсутствии показывает правильный режим дня на следующем слайде.

– Дети, почему мы не оставили пункт “Ищу портфель”?

Совет учителя: Собирать портфель надо с вечера, поэтому предложение “Ищу портфель” лишнее в режиме дня. Вот, что у нас получилось

Учитель: Дети, это неполный режим дня, дальше составлять режим дня мы продолжим на следующем уроке. А также обсудим этот режим дня с родителями на собрании. Дополнительное творческое домашнее задание вы найдёте на сайте нашего класса http://zankovklacc.narod.ru

А сейчас мы покажем, как надо делать зарядку.

6. Физкультминутка для расслабления мышц спины, шеи, рук, ног “Гусиная зарядка”

Наш гусак встаёт на зорьке.
Он к реке сбегает с горки
И гусиную зарядку
Любит делать по порядку.
Для начала бег на месте
Крылья врозь, а лапки вместе.
Упражнение на шее,
Чтоб росла ещё длиннее.
Упражненье для хвоста,
А потом бултых с моста.
Гусь плывёт на середину,
Чистит лапки, моет спину.
Крякнул селезень: кряк, кряк.
Мы на место сядем так.

Дети сами показывают и делают. (Рисунок 4)

7. Завершение работы по составлению режима дня

Дети самостоятельно наклеивают заготовки-предложения на лист. (Рисунок 5)

Чтение готового режима дня (несколько человек).

8. Вывод

– Какие буквы мы повторили на уроке? Какие звуки они обозначают? Что надо делать, чтобы быть здоровым?
– Что вы узнали нового о звуках [ч’], [щ’]? (Звуки [ч’], [щ’] – непарные, у них нет звонкой пары и твёрдой пары.)

– С чем вы не согласны?
– Что бы вы хотели добавить?
– Давайте закончим наш урок – праздник песней “Чему учат в школе” (Пляцковского/Шаинского). (Рисунок 6)

*Примечание. Урок был показан воспитателям детских садов, из которых пришли дети в этот класс. Поэтому учитель избрал форму проведения урока урок-праздник. Кроме этого, урок проходил на неделе, посвящённой здоровьесбережению, поэтому учитель включил в урок темы по соблюдению здорового образа жизни.