Тип урока: Комбинированный.
Цель занятия:
- Активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах профессиональной деятельности.
- Расширение и актуализация информационного поля старшеклассников.
Задачи:
- Обобщить и систематизировать имеющиеся знания в аспекте выбора профессии.
- Познакомить учащихся с понятиями “профессия” и “специальность”, с понятием “сферы профессиональной деятельности”.
- Познакомить учащихся с основными сферами профессиональной деятельности.
- Ознакомление с основными принципами выбора профессии.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
а) словесные (использование
объяснений, пояснений);
б) наглядные (использование
мультимедийной презентации);
в) практические (выполнение практических
заданий с целью закрепления новых сведений о
сферах профессиональной деятельности,
профессиях, специальностях, работа с
дидактическим материалом);
г) диагностические (рефлексия,
самооценивание,).
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедийное оборудование, презентация выполнена в двух вариантах Презентация 1 в формате Microsoft PowerPoint и Презентация 2 в программе Smart. (Для использования этой презентации необходима специальная программа, которая прилагается ко всем Smart-доскам);
- столы, расставленные для работы, бумага и пишущие предметы;
- раздаточный материал: 3 карточки для задания “Угадай профессию”, 2 карточки для задания “Классификации”, 2 карточки для задания “4 лишний”. Приложение 1.
- рекомендуемая литература.
Оптимальное число учащихся: 12-15 человек.
Участники: ученики 9 – х классов
Продолжительность: 45 мин.
План занятия:
1.Организационный момент.
Приветствие
Знакомство: “Наши имена”
2. Правила работы в группе:
3. Сообщение темы и цели урока
Тема: “Дороги, которые мы выбираем”
Цель урока:
- Активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах профессиональной деятельности,
- Расширение и актуализация информационного поля старшеклассников
4. Сообщение плана урока
5. Актуальность темы:
Требования школы учитывают центральное новообразование подросткового возраста – самосознание. Самосознание подростка перестраивает весь внутренний мир ребенка, что проявляется в его интересах, ценностях и поведении в целом. Динамика становления самосознания представлена через появление рефлексии, “чувства взрослости”, характеристику содержательного наполнения самосознания (интересы, ценностные ориентации), результатов его функционирования (“образ Я”, самооценка), самоопределение. Смутные брожения души, такие как поиск себя, своего места и предназначения в мире, смысла собственной жизни, подростки еще не в силах осмыслить конструктивно, именно поэтому задача взрослых – оказать помощь в осознании, как самого процесса поиска, так и того, что они ищут, но не подменять собственный поиск ребят готовыми ответами. Проблема в том, что у подростков отмечаются трудности в совмещении ближних и дальних перспектив при планировании своего будущего, затруднена рефлексия, они недостаточно осведомлены о своих ресурсах. Подростку необходимо научится управлять своей активностью, направлять ее на решение жизненно важных задач, т. е. ему необходимо овладеть навыками саморегуляции поведения и деятельности. [1]
Ведущий вид деятельности старшеклассника – учебно-профессиональная деятельность, реализующая профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Основные новообразования ранней юности – новый уровень развития самосознания: открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности, стремление к самопознанию; познавательный интерес, как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями. [4]
Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии. [2]
Основой эффективного профессионального самоопределения является активная осознанная позиция личности, базирующаяся на свободе выбора. Психологическая компетентность учащихся предполагает умение диагностировать, понимать и учитывать в практической деятельности психические и личностные особенности человека.
В то же время, для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:
- информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;
- информация об отдельных профессиях или группах профессий.
6. Предлагаю рассмотреть несколько ступеней в образовательном процессе
Рекомендую книги
Романова Е.С.Романова “99 популярных профессий”. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008.-464 с.: ил.
7. Понятие о профессии и специальности.
Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни.
Профессия – это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии. [2]
Поясним сказанное несколькими примерами.
Профессия машинист, специальности – машинист паровых турбин, машинист пресса, машинист скрепера, машинист сцены, машинист электропоезда и т.д. Профессия – учитель, специальности – учитель физики, математики, химии, начальных классов и др.
Существуют десятки тысяч профессий и специальностей. Сориентироваться в их огромном мире, конечно, очень трудно.
8. Практический блок. Упражнения с целью закрепления материала.
Учащиеся произвольно делятся на 2 группы и работают по командам. Раздаточный материал в Приложении 1.
Карточка № 1.
Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают специальности:
токарь,
хирург,
директор школы,
литературный критик,
пианист,
преподаватель музыки,
столяр,
монтажник,
шахтер,
летчик-испытатель,
судья,
химик-теоретик,
маляр,
художник-конструктор,
закройщик,
ткачиха,
Карточка № 2.
Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают профессии:
ветеринарный врач,
учитель,
резчик по камню,
токарь,
продавец книг,
директор школы,
инженер,
художник-конструктор,
парикмахер,
водитель,
швея,
кулинар,
учитель рисования
9. Информационный блок. Сферы профессиональной деятельности.
Каждое направление профессиональной деятельности мы рассмотрим отдельно
Сфера профессиональной деятельности "человек – знаковая система"
Вопрос: Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы: редактор, машинистка, делопроизводитель, переводчик, экономист, кассир, конструктор, чертежник, закройщик, стенографист, телефонист, корректор, программист, штурман, лингвист, радист…
Сфера профессиональной деятельности “человек-техника”
Вопрос: Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы: автослесарь, водитель, инженер-конструктор, швея-мотористка. радиомонтажник, наладчик, токарь, инженер – конструктор.
Сфера профессиональной деятельности "человек – природа"
Вопрос: Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы: зоотехник, цветовод, садовод, биолог, эколог, ветеринар, овощевод, птицевод, агроном, агрохимик, ветеринар, микробиолог, садовод.
Сфера профессиональной деятельности "человек – художественный образ"
Вопрос: Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы: художник, скульптор, журналист, писатель, композитор, парикмахер, закройщик-портной, дизайнер, актер, художник, скульптор, модельер, ювелир, актер.
Сфера профессиональной деятельности “человек – человек”
Вопрос: Как вы думаете какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы: учитель, воспитатель, врач, медсестра, юрист, менеджер, официант, продавец, проводник, библиотекарь, тренер, экскурсовод, следователь, психолог, стюардесса.[3]
10. Практический блок. Упражнения с целью закрепления материала.
Учащиеся произвольно делятся на 3 группы и работают по командам
- “Угадай профессию”. По предметам, указанным на карточках нужно угадать профессию, которая имеет дело с этими предметами.
Чертеж, кульман, конструкция (инженер-конструктор). |
Компьютер, программа, текст (программист, оператор ЭВМ). |
Животные, шприц, лечебница (ветеринарный врач, ветфельдшер). |
Ткань, фурнитура, эскиз (дизайнер-модельер, художник-модельер). Совместная работа |
11. Соотнесение профессии со школьными предметами.
Молодцы! Справились. Следующее задание. Теперь вам надо будет отгадать, какие школьные предметы требуют углубленного изучения для получения перечисленных профессий и от каждой профессии к тому школьному предмету, который необходим для ее получения и углубленного изучения.
Индивидуальная работа
1 |
Физика |
5 |
Лингвист |
2 |
Риторика |
9 |
Модельер |
3 |
Логика |
7 |
Акробат |
4 |
Математика |
2 |
Адвокат |
5 |
Русский язык |
10 |
Штурман |
6 |
Технология |
3 |
Следователь |
7 |
Физическая культура |
1 |
Атомщик |
8 |
Психология |
6 |
Столяр-краснодеревщик |
9 |
Изобразительное искусство |
4 |
Финансовый аналитик |
10 |
География |
11 |
Археолог |
11 |
История |
8 |
Специалист по работе с кадрами |
12. Профессия – специальность – должность плюс сфера профессиональной деятельности “Четвертый лишний”.
Все вы наверняка на данном этапе знакомства с миром профессий уже можете отличить профессию от специальности и должности.
Давайте вспомним, что же такое профессия? (род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и навыков, служащий источником дохода). А что такое “специальность”? (узкая область профессии).
А что такое “должность”? (трудовой пост, разновидность руководящей работы).
Раз вы так хорошо знакомы с этим материалом, выполнить практическое задание по нему вам не составит труда.
Токарь, электрик, прораб, плотник. |
Невролог, кардиолог, врач, терапевт. |
Бригадир, дрессировщик, директор цирка, старший ассистент. |
РЕФЛЕКСИЯ
- Итоговый круг с высказываниями участников .
Я думаю, что все знания о профессиях, свою эрудицию, находчивость и чувство юмора.. А на протяжении всего занятия вы испытали много чувств, мыслей, сделали для себя какие-то выводы. Сейчас каждому из вас будет дана возможность высказаться по этому поводу. А если кто-то разволнуется, то ему могут помочь вопросы на слайде. Можно выбрать, на какой из них вам хочется ответить.
Что понравилось?
Что было полезным?
Что узнали нового?
Важны подобные знания для выбора предмета при сдаче экзамена?
Литература
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., Воронеж, 1996.
- Найди себя / Г.К. Селевко, Н.И. Бабурина, О.Г. Левина. – М.: Народное образование, 2001. – (Профессиональная библиотека учителя. Серия: Самосовершенствование личности).
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2008. – 208 с., ил.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М..: ВАКО, 2005.
- Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2005.
- Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса: Учеб. Пособие/ С.Н. Чистякова и др. – М.: Образовательно-издательский центр “Академия”, 2004. – 96 с.