Урок окружающего мира "Кто такие звери?"

Разделы: Начальная школа


Цель: Учить детей определять принадлежность животного к группе зверей.

Задачи:

  • познакомить детей с отличительными признаками зверей, внешним строением, с их разнообразием;
  • раскрыть связь между строением животного и его образом жизни;
  • развивать кругозор;
  • воспитывать любовь к живой природе.

(Коммуникативные компетенции; учебно-познавательные компетенции.)

Оборудование: картинки с изображением животных, проектор, слайды, чучело песца, пазлы, лепестки разного цвета, заготовки для выполнения проектной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Доброе утро! Я рада Вас видеть. Урок Окружающего мира, внимательно посмотрите на парты, у вас должны быть:

  • Учебник
  • Стакан с карандашами
  • Дневник

– Навели порядок. Пожалуйста, садитесь!

II. Повторение пройденного материала.

– Ребята отгадайте загадки.

Шевелилось у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит – и легче. (Дятел.)

Живу глубоко,
Плыву легко.
Зубастая, большая,
Я рыба морская. (Акула.)

Без работы, хоть убей,
Жить не может… (Муравей.)

– Молодцы! Действительно, и наш Муравьишка – вопросик, никогда не сидит без дела, вот и для вас приготовил много интересных заданий.

Приложение 2.

Вы сможем их выполнить?

– Итак, первое задание: каждой группе нужно собрать свой пазл.

1-z группа – Кто у вас получился?

2-z группа, 3-z группа, 4-z группа, 5-z группа, 6-z группа, 7-z группа.

 – Какое животное получилось в вашей группе? (Песец.)

К какому классу отнесём этих животных? (Насекомые.) Вы уверены? (У них 6 ног.)

К какому классу отнесём этих животных? (Рыбы.) Почему вы так считаете? (У них есть чешуя.)

К какому классу отнесём этих животных? (Птицы.) На самом ли деле это птицы? (У них есть оперение.)

– Можем ли мы причислить это животное к какому-либо известному классу? (Нет.)
– А чтобы определить класс животного, что нам необходимо знать? (Отличительные признаки?)
– Где мы можем взять информацию? (Учебники, книги, учитель.)
– Замечательно! Давайте посмотрим на нашего гостя. (Чучело песца.)
– Пожалуйста, подойдите и рассмотрите это животное. Назовите части тела? (Голова, хвост, тело, шея, ноги.)
– Какую особенность вы заметили, чем покрыто тело песца? (Шерстью.)
Может кто-нибудь знает как называются животные с такими признаками? (Называются звери.)
– А теперь мы можем определить, к какому классу относится наш гость? (К классу Зверей.)

III. Новая тема

Вешаю особенности на доску.

Приложение 1.

– Итак, кто теперь сможет сформулировать тему нашего урока (Тема нашего урока “Кто такие звери?”)
– Откройте учебники с. 26. (Работа с учебником.)
– Посмотрите на Черепаху внизу страницы. Костюм какой группы животных она надела? Почему? (Это костюм зверей, потому что можно увидеть на теле шерсть.)
– Яна, прочитай, пожалуйста, какой вывод делает Черепаха?

Слайд (медведь, слон, ёж, дикобраз).

– Верно! У всех животных есть шерсть.

Внимание, на экран. Что вы можете сказать об этих зверях?

(У кого-то её много, как у медведя, у кого-то мало – как у слона, а у ежа и дикобраза особые волоски – иголки.)

– Посмотрите на следующий слайд, что вы можете рассказать.

Слайд (кормящие звери).

Зверей называют МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. Давайте хором произнесём ….Кто догадался , почему их так называют?

– Молодцы!
– А вот и второе задание от Муравьишки – вопросика: на стр. 26 учебника на верхнем рисунке, нужно определить кто здесь зверь? Можно сначала определить, кто точно не зверь. Я вас прошу помнить об отличительных признаках. (Ответы детей.)

Вывод: значит, зверь не обязательно должен быть зубастым и большим. Он может быть маленьким, как мышка.

– Каких зверей вы ещё можете назвать?
– На какие группы можно разделить всех зверей?

IV. Физкультминутка.

– Предлагаю Вам поиграть в игру.
– Нужно присесть, если я назову домашнее животное и встать с хлопком, если животное – дикое.

  • Корова
  • Жираф
  • Поросёнок
  • Медведь
  • Овца
  • Лось
  • Белка
  • Лошадь

V. Продолжение изучения новой темы.

Слайд (крот, летучая мышь, кит).

– Молодцы! Тихо сели на свои места.
– Ребята, обратите внимание, Мудрая Черепаха хочет познакомить нас с интересными животными, которые тоже являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела.
– Посмотрите, что необычного вы видите в строении крота? Как вы думаете, почему? (Передние лапы больше, потому что он подземные ходы.)
– Можно сказать, что лапы его превратились в лопатки.
– Что необычного у летучей мыши? (Это единственные летающие животные в группе зверей, они питаются насекомыми.)
– Рассмотрите кита, что необычного в строении его тела? (Самое большое животное в группе зверей, вместо шерсти несколько волосков на голове, они очень чувствительны и помогают найти пищу.)

VI. Самостоятельная работа.

– Замечательно! Что мы делали на прошлых трёх уроках? (Атлас-определитель.)
– Какие в нём разделы? (Насекомые, Рыбы, Птицы.)
– Можем сделать раздел Звери?
– У нас достаточно информации о группе зверей?
– Тогда каждая группа получает своё задание. Подумайте, что вам нужно сделать и красиво оформите свою страницу. (При выполнении комментирую, что каждая группа работает дружно, учитывается каждое мнение.)

VII. Итог урока.

– Итак, время закончилось!
– Каждая группа принесёт сюда работу. Что у вас получилось.
– У нас получился яркий и насыщенный раздел про зверей. Скажите, теперь мы можем отдать атлас-определитель детям младшего возраста. (Нет, потому что любую книгу надо презентовать, представить.)
– Молодцы! Это и будет тема следующего нашего урока.
– А сейчас я вас прошу показать своё настроение после нашего урока. Приклейте в жёлтую сердцевину лепесток синего цвета, если вы чему-то удивились и узнали что-то новое. Зелёного цвета, если вам всё понравилось и у вас хорошее настроение. Ну а если вы совсем ничем не довольны, настроение у вас плохое – красный лепесток.