Дворцовые перевороты. 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Подготовка к уроку:

Разработка презентации, вместе с отдельными учащимися класса, т .е. каким должен быть слайд (фото, годы правления, основные реформы). Учащиеся высылают перед уроком свой слайд и сообщение. Учитель редактирует и отправляет сообщение учащемуся для подготовки к ответу, а слайдом дополняет презентацию.

План урока:

  1. Задание на урок (слайд3).
  2. Основные понятия урока (слайд 4).
  3. Представление дворцовых переворотов учащимися (слайды 6-11)
  4. Закрепление изученного материала в игровой форме (слайды 16-23).
  5. Домашнее задание (24)

Ход урока

I. Задание на урок.

Составление таблицы:

Слева правители – справа что сделано за время их престола.

Сделать вывод: что принесли эти перевороты дворянскому сословию?

II. Что такое дворцовые перевороты?

Основные понятия: дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, бироновщина, кондиции, олигархия. Что прочитали? Что себе выписали дома?

Таким образом:

  • Дворцовые перевороты - смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке дворцовой гвардии.
  • Это была борьба за власть внутри различных группировок дворянства, а НЕ за СМЕНУ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.

В 1722 Пётр Алексеевич издал указ о праве монарха назначать наследника.

В 1725 – после Петра начинается борьба за престол между детьми Петра (по линии Лопухиных) и сводного брата по линии Милославских – Ивана.

С 1762 – Екатерина II правит 34 года – это свидетельствует о завершении дворцовых переворотов.

III. Приступаем к работе над домашними слайдами

(остальные учащиеся продолжают работу в тетрадях).

Запись в тетрадях темы и, приступить к делению тетради на 2 части (показать на доске)

Годы, правитель реформы

Сделать вывод: что принесли эти перевороты дворянскому сословию? (возможны выводы в ходе объяснения материала)

Слайд 7

Годы, правитель реформы
1725-1727 – Екатерина I · Облегчена служба дворян, в 1726 году дано право строить мануфактуры, торговли во всех городах и на ярмарках.

Марта Скавронская, в 1702 (в возрасте 18 лет) году по взятии Мариенбурга досталась пленницей фельдмаршалу Шереметьеву и провела в его доме 2 года, а в1707 году стала женой Петра, в 1712 году законной женой, а в 1724 коронована империатрицей. 28 января 1725 года гвардией возведена на престол.

  1. Cоздан Верховный тайный Совет, который отказался от некоторых преобразований Петра I, признанные дорогостоящими для казны.
  2. Облегчена служба дворян, в 1726 году дано право строить мануфактуры, торговли во всех городах и на ярмарках.

Слайд 8

Годы, правитель реформы
1927-1730 – Пётр II Алексеевич, внук Петра I  

Петру всего 12 лет и Александр Меншиков (будучи опекуном императора), желая свою фамилию поставить в ряд династии Романовых, решает женить его своей дочери Марии, сам был возведён в высшую военную должность – генералиссимуса, однако 7-8 сентября 1727 года князья Долгорукие совершают переворот – Меншиков арестован и сослан в Березов, В 1727 году под влиянием Долгоруких двор переводится в Москву. Объявил себя противником реформ Петра I. 25 февраля 1728 года совершилась коронация Петра было объявлено о помолвке с Сестрой Ивана Долгорукого Екатериной, однако в начале января 1730 года накануне свадьбы император простудился, заболел оспой и 19 января умер. После смерти Долгорукие попытались отстоять право на престол Екатерины, но Верховный Совет был против.

Годы, правитель реформы
1730-1740 – Анна Ивановна, дочь Ивана (V) Алексеевича  

Дочь брата Петра I – Ивана Алексеевича и Прасковьи Федоровны Салтыковой, в 1710 году выдана замуж за герцога Курляндского – Фридриха Вильгельма. верховников вполне устраивала Анна Ивановна, т.к. не была связана с армией, ни с группировками при петербургском дворе. Её пригласили на престол, но при соблюдении условий (кондиций):

  • Не выходить замуж
  • Не назначать наследника престола без согласия восьми членов Тайного совета
  • Не объявлять войну
  • Не заключать мир
  • Не командовать гвардией и армией
  • Не вводить новые налоги
  • Не лишать без суда дворян жизни, частной собственности и званий

Распределением доходов казны и назначение приемника государю находится в руках верховного совета.

15 февраля 1730 года торжественное вступление Анны Ивановны в Москву, а 25 она разорвала кондиции, объявив себя самодержицей, верховный тайный совет был упразднён, «верховников» отправили в Сибирь, но при этом часть подвергли смертной казни.

В 1732 году столица из Москвы переехала в Петербург.

В 1736 году срок военной службы дворян снижен до 25 лет (поскольку многие дворяне начинали свою службу с 10-летнего возраста), а в 1740 году принят указ, разрешающий увольнять в отставку только тех офицеров, которые находились на службе 25 лет.

Приемником она назвала, только что родившегося внука сестры Екат ерины Ивановны (гергогиней Мекленбургской) – Ивана (VI) Антоновича, принём регентом – Э. Бирон.

Годы, правитель реформы
1740-1741 – Иван (VI) Антонович  

Иван Антонович, сын Анны Леопольдовны, (дочери герцога Мекленбург-Шверинского – Карла Леопольда и Екатерины Ивановны (с 1722, живущей в России) и принца Антона-Ульриха Брауншвейга-Беверн-Люненбургского. Бирон отстраняет от власти родителей, но 8 ноября 1740 года Бирон арестован, Миниху для этого понадобилось всего 80 гвардейцев и в результате регентшей при маленьком Иване Антоновиче стала его мать – Анна Леопольдовна. Арестованы и отправлены в крепость Раненбург

Годы, правитель реформы
1741-1761 – Елизавета Петровна · В 1754 году основан Заёмный Дворянский банк
· С 1760 года помещики получили право ссылать крестьян без суда в Сибирь
· В 1755 году основан Московский государственный университет
· 1757 открыта Академия художеств.

Миних не смог удержать власть и после очередного переворота, поддерживаемой гвардией к власти пришла Елизавета Петровна.

Миних и Остерман отправлены в ссылку, а Брауншвейгское семейство арестовано.

Восстановлена роль Сената. Прийдя к власти с помощью гвардии, Елизавета не только раздаёт награды непосредственным учяастникам переворота, но и предоставляет новые привилегии дворянству в целом.

Годы, правитель реформы
1761-1762 – Пётр III Фёдорович · ликвидировать Тайную канцелярию
· издать указ о конфискации (секуляризации) церковных земель
· подписать манифест о вольности дворянства, освобождающих их от обязательной службы (18 февраля 1762 года)

Пётр III – герцог голштинский, внук шведского короля Карла XII по отцовской линии и внук Петра I. На престоле был 186 дней,т.е. 6 месяцев и 2 дня, но за это время успел:

  • ликвидировать Тайную канцелярию
  • издать указ о конфискации (секуляризации) церковных земель
  • подписать манифест о вольности дворянства, освобождающих их от обязательной службы (18 февраля 1762 года)

28 июня 1762 года совершён дворцовый переворот, во главе – жена Петра III, Екатерина II, а 5 июля муж был убит графом А. Орловым в Ропшинском замке.

22 сентября 1762 года была коронована и одна из первых задач, которая стояла перед Екатериной – устранение возможных соперников. 34 года правления – говорит о стабильности империатрицы, пришедшей к власти. Мы завершили таблицу.

Слайд 15. В чём же сущность дворцовых переворотов?

  • 1 обстоятельство – реакция на бурное правление Петра I, его грандиозные преобразования в различных сферах жизни государства.
  • 2 обстоятельство – сформировано новое дворянство, которое осознало свои значения и возможности, добились своих привилегий.

Итак, если мы не можем сразу ответить на вопрос, который был задан в начале урока, у вас есть возможность доработать его дома, параграф 22 , закрепление работы в классе параграф 20-21

А для того чтобы закрепить изученный материал. Ответим на такие вопросы.

Слайд 16.

  1. Сколько лет престол сотрясали перевороты?
    а) 25 лет
    Б) 35 лет
    В) 37лет

  2. Кто из императоров смог дольше удержаться на троне во время дворцовых переворотов?
    а) Анна Ивановна
    б)Анна Леопольдовна
    в) Елизавета Петровна

Слайд 17

3 задание. Определение исторического деятеля:

а) Возведение на престол этой женщины происходило неспокойно, т.к. не все считали что это правильно;

при этой правительнице был заключён с Австрией, о котором так много говорилось при Петре I;

по её собственному завещанию (составленному не совсем добровольно) престол российский после её смерти переходил мужскому представителю царского дома и фактически лишал её дочерей власти.

Ответ: Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская)

Слайд 18.;

б) Об этом молодом человеке говорили, что он добр и любит справедливость:

на престол вступил по завещанию, коронация произошла установленным порядком;

при этом правителе произошло персональное изменение в высших кругах власти;

правил совсем недолго, скончавшись накануне своей свадьбы.

Ответ: Пётр II Алексеевич, внук Петра I

Слайд 19.

4. Соотнесите между собой события и даты:

а)
1. Восшествие на престол Анны Ивановны
2. Учреждение Московского университета
3. Взятие русскими войсками крепости Измаил

1. 1790
2. 1730
3. 1755
б)
1. Воцарение Елизаветы Петровны
2. Учреждение Академии наук
3. Первый дворцовый переворот

1. 1725
2.1725
3. 1741
Возможен ещё один вопрос подобного плана (на доске).
в)
1. Вступление на престол Петра II
2. Вступление по завещанию Елизаветы Петровны
3. Чесменское сражение


1. 1761
2. 1770
3. 1727

Слайд 20.

5 задание. Выберите правильный ответ:

а) Кто такие «верховники»?

  1. Представители высшего управления церкви;
  2. Высшее офицерство, ведавшее вопросами армии и её обеспечения;
  3. совещательный орган управления страной, после смерти Петра I

Слайд 21

б) Что представляла секуляризация во второй половине XVIII века?

  1. Изъятие церковных земель и передача их в управление государством;
  2. Наделение землями высших церковных иерархов;
  3. Конфискация имущества у представителей родовой аристократии.

Слайд 22

в) Что такое «кондиции 1730 года»?

  1. Правила проведения военных смотров;
  2. Условия, ограничивающие самодержавную власть;
  3. Принципы руководства учебными заведениями.

Слайд 23. Расставьте в последовательности воцарение на престол.

Ответы: 1 – Пётр II, 3 – Иван VI, 2 – Пётр III

Домашнее задание:

на слайде 24.

  • ещё раз напоминание вторую половину таблицы завершить по § 22, повторить § 20-21;
  • ответить на вопрос, который был задан в начале урок: что принесли эти перевороты дворянскому сословию?