Пояснительная записка.
На рубеже третьего тысячелетия важнейшим направлением модернизации школьного курса математики на современном этапе является включение в него элементов статистики комбинаторики и теории вероятностей. С комбинаторными задачами люди имели дело еще в глубокой древности. Долгие века комбинаторика развивалась в недрах арифметики, геометрии, алгебры. Как ветвь математики она возникла только в XVII веке. Приложением комбинаторных методов является биология, химия, физика. С появлением компьютеров комбинаторика превратилась в область, находящуюся на магистральном пути развития науки.
Элективный курс «Элементы комбинаторики» предлагает выход за рамки школьных предметов и предназначен для учащихся основной и полной школы с углубленным изучением курса математики, является одним из важнейших аспектов модернизации содержания математического образования на современном этапе. Он позволяет освоить методы решения задач, которых не было в традиционном курсе школьной математике и решения которых вызывают серьезные затруднения.
Подход к понятиям комбинаторики свидетельствует о доступности материала и очевидного интереса.
Материал курса поможет учащимся обеспечить процесс усвоения элементов статистики и теории вероятностей в старших классах на профильном уровне.
Данный курс направлен на реализацию межпредметных связей, углубленного изучения многих вопросов, поможет учащимся быстрее войти в проблематику новой содержательной линии школьного курса математики, проявить интерес к данному разделу математики и ее приложениям, почерпнуть дополнительные знания и расширить свой кругозор, изучая новый курс.
Цели элективного курса:
- Подготовка к осуществлению осознанного выбора на старшей ступени.
- Формирование умений решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а так же использовать правила умножения, известные формулы.
- Развитие интереса к предмету комбинаторики.
- Закрепление полученных знаний в результате изучения теоретических приложений на примере решения прикладных задач.
- Формирование опыта познания и самопознания в решении учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов.
- Развитие личности ребенка, его индивидуальных способностей.
- Знакомство школьников с разделом дискретной математики на популярном уровне.
Задачи элективного курса:
- Расширение представлений учащихся об элементах комбинаторики, методах решения задач нетрадиционного курса математики.
- Убеждение их в практической значимости владения основными приемами решения задач с опорой на ребенка на процессы, наблюдаемые в окружающем мире, на их реальный жизненный опыт.
- Формирование представлений учащихся об объективности математических соотношений, встречающихся в реальной действительности.
- Расширение своего кругозора и мировоззрения.
Формы обучения:
- Лекции
- Работа в группе
- Практикумы по решению задач
- Презентации
- Зачеты, самостоятельная работа
- Тестирование
Способы мотивации учащихся:
- Новое в преподавании математики и содержании курса.
- Проявление учащимися возможности проявить свои творческие способности при выполнении заданий.
- Развитие основ знаний по комбинаторики.
- Своевременность курса комбинаторики для формирования положительной мотивации в изучении математики.
- Внедрение новых интерактивных методик в математическую подготовку ученика.
- Развитие комбинаторной интуиции и комбинаторного стиля мышления.
- Осознание и понимание учащимися идеи о единстве мира, универсальности математических знаний.
Ожидаемые результаты курса:
- Выбор профиля с углубленным изучением предметов.
- Расширение кругозора.
- Выработка понимания учащимися того, что наука комбинаторика тесно связана с другими образовательными областями.
- Ориентация на учет индивидуальности ребенка, его интересов, раскрытие способностей.
Программа рассчитана на 17 учебных часов (1 час в неделю)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма обучения |
I | Введение в комбинаторику:
|
2 | Лекции, практикум |
II | Основные понятия комбинаторики:
|
8 1 |
Самостоятельная работа, практикум, зачетная работа |
III | Практическое применение элементов комбинаторики:
|
7 2 |
Зачет, самостоятельная работа, практикум, презентация |
IV | Тестирование | 1 |
Основное содержание элективного курса.
Тема 1. Введение в комбинаторику (решение практических задач из различных областей)
Основная цель – сформировать у учащихся представление о комбинаторике как разделе математики, в котором решаются задачи, связанные с рассмотрением временного расположения частей данного множества, состоящего из конечного числа элементов, показать основные комбинаторные идеи.
Тема 2. Основные понятия комбинаторики: факториал, перестановки, размещения, сочетания, разбиение и выборки с повторениями.
Основная цель – показать учащимся как определяются данные понятия, почему они возникли, познакомить с «методом корзинок», его заполнением.
Сформировать данные понятия, уделить внимание различным комбинациям и показать что они относятся к классическим задачам комбинаторики, сформировать основные умения находить перестановки, размещения, сочетания, разбиения.
С помощью комбинированных упражнений учащиеся используют накопленный опыт по определению перестановок, размещений, сочетаний.
Тема 3. Практическое применение элементов комбинаторики.
Основная цель:
- Показать значимость роли прикладных задач комбинаторики, которые проникают в математическую деятельность на всех ее уровнях.
- Развитие комбинаторного стиля мышления при решении комбинаторных задач.
- Показать место и роль знакового моделирования, значимость средств, позволяющих преобразовывать свойства каждого отдельного элемента множества в характеристику множества как целостности.
- Использовать позиционную форму записи натуральных чисел, кодирование комбинаторных ситуаций.