Подготовительная работа.
Каждая параллель получает задание:
- Конкурс рисунков «Мы идем через дорогу» – 1 классы
- Конкурс «Письмо водителю» – 2 классы
- Участие в викторине по ПДД – 3 классы
- Конкурс комиксов «Мой герой и дорожное происшествие» или конкурс кроссвордов по ПДД – 1-4 классы
Итоги подводятся заранее.
Цели мероприятия:
- Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
- Формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
- Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Оборудование: макет светофора, плакаты, дорожные знаки, маски, презентация.
Ход мероприятия
I. Вступительная часть.
Учитель:
Утро начинается, начинается,
Город просыпается, просыпается.
По дорогам побежали
И мотором заурчали
Автобусы, машины –
Резиновые шины.
Раз, два – город,
Три, четыре, пять –
По улицам опять
Твоим идем гулять!
Знание правил
будем закреплять!
Здравствуйте учителя и родители!
Жюри и наши зрители!
Занимайте позиции,
места для обозрения –
– Здравствуйте, юные пешеходы! Сегодня вы должны доказать мне, гостям, жюри, что знаете, как правильно вести себя на дороге. Ежедневно на дорогах России погибает около 1,5 тыс. детей, 24 тыс. детей и подростков получают травмы. Все мы куда-то спешим, а дорога непредсказуема. Запомните: уж лучше опоздать, чем лишиться жизни.
II. Азбука безопасности.
Учитель: Ребенок с раннего возраста знает, что существует азбука букв. Но, оказывается, существует и азбука Безопасности. Что это за азбука?
Выходят дети. На голове шапочки – буквы алфавита. Дети выступают вперед и читают стихи.
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
А: Автомобилей на улицах много.
Б: Будь осторожен рядом дорога.
В:
Все от мала до велика,
все без исключения
Соблюдать должны всегда
правила движения.
Г:
Груз громоздкий и большой
Неси у края мостовой.
Д:
Должен помнить пешеход:
Перекресток – переход.
Е:
Есть сигналы светофора –
Подчиняйся им без спора.
Ж:
Желтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья!
З:
Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
И:
Иди вперед! Порядок знаешь –
На мостовой не пострадаешь.
К:
Красный свет нам говорит:
"Стой! Опасно? Путь закрыт!"
Л: Леша с Любой ходят парой,
М: Маршируют по бульвару.
Н: Не смей на буфере кататься:
О: Опасно! Можешь и сорваться!
П: Прыгать на ходу в трамвай –
Р: Риск ненужный, так и знай!
С:
Совет; не доверяй сноровке,
Входи в трамвай на остановке?
Т:
Ты не мартышка и не кошка,
Так не виси же на подножке.
У:
Ученик, садясь в трамвай,
Старшим место уступай.
Ф.:
Футбол – хорошая игра
На стадионе, детвора.
Х:
Хоккей – игра на льду зимой,
Но не игра на мостовой.
Ц:
Цеплять крючком машины борт –
Опасный и ненужный спорт.
Ч:
Чтобы тебя не задавили,
Не висни на автомобиле.
Ш:
Школьник, помни, например:
Ты на улице – пример!
Щ:
Щади здоровье, жизнь щади –
За движением следи.
Э:
Экзамен важного значенья
Держи по правилам движенья.
Ю:
Юные граждане, Тани и Пети,
Твердо запомните правила эти!
Я:
Ясно, чтобы быть здоровым,
Чтобы быть к труду готовым...
Все вместе:
Эту азбуку, друзья,
Надо знать от А до Я!
Учитель: Итак, вы готовы держать экзамен по правилам дорожного движения? Он будет проходить на Поле безопасных чудес. Тогда начнем! Для проведения экзамена необходимо выбрать экзаменационную комиссию. Перед вами 4 команды участницы. Сейчас они вам представятся.
III. Конкурс знатоков безопасности.
Ведущий: Экзамен начнем с конкурса-разминки. Помогать нам будет кубик-путеводитель. Каждая команда подбрасывает кубик, видит номер экзаменационного билета и отвечает на входящие в него вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Билет 1.
- Человек, идущий пешком. (Пешеход.)
- На дороге самый строгий «командир» с огоньками на груди. (Светофор.)
- Как называется часть дороги, предназначенная для движения пешеходов? (Тротуар.)
- Ты идешь по обочине вдоль проезжей части дороги. По какой стороне ты должен идти? (Навстречу транспорту по левой стороне.)
Билет 2.
- Место посадки пассажиров в транспорт. (Остановка.)
- Как называется часть дороги, которая предназначена для проезда транспорта? (Проезжая часть, или мостовая.)
- Как называется горизонтальная линия на улицах с двусторонним движением? (Осевая линия.)
- Транспорт, на котором разрешается ездить с 14 лет. (Велосипед.)
Билет 3.
- Самые верные друзья и помощники на улицах. (Знаки.)
- Из каких трех главных элементов состоит загородная дорога? (Проезжая часть, обочина и кювет)
- Какая дорожная разметка называется «зеброй»? (Разметка пешеходного перехода.)
- Ты идешь по тротуару. По какой стороне тротуара ты должен идти? (По правой.)
Билет 4.
- Что такое перекресток и как его надо переходить? (Пересечение двух улиц; переходить только по пешеходным переходам.)
- Кто может заменить светофор на перекрестке? (Регулировщик.)
- Почему нельзя играть на тротуаре, ведь это место для пешеходов? (Ты мешаешь пешеходам, можешь попасть на проезжую часть сам или столкнуть другого пешехода.)
- Ты решил перейти улицу. Твои действия? (Вначале посмотреть налево, дойдя до середины дороги – направо.)
Учитель: Мы преодолели первый этап нашего дорожного экзамена и продолжаем путь
IV. На улице Дорожных знаков.
Учитель: Ребята, сейчас мы с вами пойдем по улице Дорожных знаков. Без дорожных знаков, светофора, четких и строгих правил очень трудно и машинам, и пешеходам. Вы согласны со мной?
Дети: Да!
Учитель: Ну что же, тогда не будем терять времени и отправимся в путь.
В класс вбегает Кот
Учитель: А ты кто?
Кот: Я ученик светофорных наук!
Учитель: А ты знаешь правила дорожного движения?
Кот: А зачем мне их знать? Я и без них прекрасно обойдусь!
Учитель: Ну что же, сейчас проверим. Ребята устроят тебе небольшой экзамен.
Выходят трое учеников.
1-й ученик: Скажи, пожалуйста, как надо переходить улицу?
Кот: Как-как? На четырех лапах!
Учитель: Ребята, это правильный ответ?
Дети: Нет!
1-й ученик:
Пешеход! Пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет!
Учитель: Правильно. А тебе, кот, второй вопрос.
2-й ученик: Как следует себя вести, если ты вышел из автобуса и тебе надо перейти на другую сторону улицы?
Кот: Проще всего пролезть между колесами.
Учитель: Ребята, это так?
2-й ученик: Надо подождать, пока автобус отойдет. А если рядом есть переход, надо переходить по нему.
Учитель: А теперь, кот, ответь на последний вопрос.
3-й ученик: Можно ли играть на проезжей части?
Кот: Смотря во что! В шахматы – нельзя.
Учитель: А почему?
Кот: Машины все фигуры собьют. А вот в мячик – можно. Еще как!
Учитель: А вы, ребята, согласны с котом?
Дети: Нет!
3-й ученик:
Помни: на мостовой – не играть, не кататься,
Если хочешь здоровым остаться!
Ученики (вместе):
Знаков дорожных на свете немало,
Все бы их знать нам не мешало,
Но основные из правил движенья
Знать как таблицу должны умноженья.
Кот: Спасибо, ребята! Вы многому меня научили. Мне с вами интересно. Можно, я останусь у вас? Может, еще чему-нибудь научусь. (Садится рядом с детьми.)
Ученик:
Знаки важные, дорожные –
Компас взрослых и ребят.
Дети, будьте осторожны!
Знайте, что нельзя, что можно.
Выполняйте непреложно
Все, что знаки говорят!
Выступление инспектора ГИБДД. (знаки)
Конкурс. «Какой ты знак?»Задания командам.
Задание 1. Определите знак по описанию.
-
Нарисован человек.
Роет землю человек.
– Почему проезда нет?
– Может быть, здесь ищут клад?
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь.
(«дорожные работы» - предупреждающий) -
Посмотрите – знак опасный:
Человечек в круге красном
Перечеркнут пополам.
Тут машины быстро мчатся,
Может даже быть несчастье.
(«движение пешеходов запрещено» – запрещающий.) -
Шли из школы мы домой,
Видим – знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет.
(«велосипедное движение разрешено» – предписывающий.) -
Что за знак такой висит?
«Стоп!» – машинам он велит.
Пешеходы! Идите смело
По дорожкам черно-белым.
(«пешеходный переход» – информационно-указательный.)
Задание 2. Найдите лишний знак. Среди нескольких знаков, лежащих перед командой, нужно найти лишний, сказать, как он называется и к какой группе знаков относится.
- «Пешеходная дорожка»– предписывающий.
- «Автобусная остановка» – информационно-указательный.
- «Дети» – предупреждающий.
- «Движение пешеходов запрещено» – запрещающий
Задание 3. Сложите знак.
Каждой команде предлагается собрать из мозаики дорожный знак и определить, к какому типу знаков он относится и что обозначает.
- «Осторожно дети» – предупреждающий
- «Дорожные работы» – предупреждающий
- «Место остановки автобуса или троллейбуса» – информационно-указательный.
- «Движение велосипедов запрещено» – запрещающий.
V. Музыкальная пауза.
Учитель: Музыкальная пауза. Конечно, нельзя устраивать музыкальную паузу на дороге, а у нас в зал - почему бы нет? Сейчас вы услышите частушки о правилах дорожного движения.
Выходят дети и поют:
Мы подруженьки-подружки,
Есть глаза у нас и ушки:
По дороге мы идем,
Все читаем и поем.
– Дорогие вы подружки,
Наш послушайте совет:
Ведь дорога не читальня
И не место для бесед.
Мы хорошие спортсмены,
Любим мы играть в футбол.
Мяч летит на мостовую:
Это мы забили гол!
– Неужели вам не ясно
Так играть в футбол опасно.
Не дороги, а дворы –
Место для такой игры.
Кто бежит через дорогу,
Тех накажем очень строго!
Чтобы знали наперед,
Есть подземный переход!
Припев:
Эх, раз! Ещё раз!
Слушай правило для вас!
Эх, раз! Ещё раз!
Выполняйте наш указ!
И троллейбус, и автобус.
Обходите сзади вы,
Чтоб на веки не лишиться
Своей буйной головы
А трамвая громкий звон
Нам твердит другой закон:
Все трамваи обходи
Непременно спереди!
У тебя лишь две ноги –
От колес их бёреги!
А кататься на подножках
Может лишь сороконожки.
Ох, у папы за рулём
Нынче нарушение.
Повторять я буду с ним
Правила движения!
Для болтушек-хохотушек
Есть особенный приказ:
Подходя к любой дороге,
Замолкайте тот же час!
У штанов я у машины
Есть спасения ремни.
Ими ты свою машину
К себе крепко пристегни!
Я на роликах катался
И в больнице оказался.
Что случилось в этот раз?
Я с картошкой сбил КамАЗ!
Припев 2:
Эх, раз! Ещё раз!
Повезло на этот раз
Эх, раз! Ещё раз!
Вдруг последний этот раз!
С горки мчусь, закрыв глаза.
Где у санок тормоза?
Вдруг кричат мне: «Грузовик!!!»
Я проснулся в этот миг.
Осторожно на дороге!
Берегите руки-ноги
Помни правила везде.
А иначе быть беде!
Полностью текст работы приведен в Приложении.