Творческая гостиная (сценарий), посвященная Ханты-Мансийскому автономному округу

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Посвящается 80-летию Ханты-Мансийского автономного округа.

Предварительная работа:

  1. Проведение конкурса среди родителей на тему «Герб городов Ханты-Мансийского автономного округа».
  2. Подготовка танца народов Хантэ с группой детей отделения хореографии.
  3. Выставка для родителей и педагогов на тему «Декоративно-прикладное искусство народов Хантэ.

Программа творческой гостиной:

Часть I

  1. 1.Краткий экскурс в историю Ханты-Мансийского округа /ХМАО-80 лет «Каким было прошлое Мегиона»/
  2. Видиоролик «Уклад и промыслы народов Хантэ.

Часть II

  1. Танец «Дети Югры», группа дошкольников отделения хореографии.
  2. Литературный монтаж в исполнении педагогов на тему «Поэты Югры».
  3. Пословицы и поговорки о родном крае.
  4. Хантыйские загадки о животных.

Часть III

  1. Практикум с родителями на тему: Изготовление куклы «Пакы».
  2. Награждение победителей конкурса «Герб городов Ханты –Мансийского автономного округа».

Домашнее задание:

Родителям - изготовление гербов ХМАО.

Педагогам – подготовка литературного монтажа по стихам местных поэтов.

Центральная стена украшена плакатом «С юбилеем нефтяной край». Гербом ХМАО.

С правой стороны от центра стоят мольберты с картинками по тематике «Край наш- Югория», на стене выставка рисунков родителей и детей. Демонстрационный материал макет: чум, кукла Хантыйка, «Оберег», тряпочная кукла «Пакы»

Краткий экскурс в историю ХМАО.

Еще некоторое время назад Ханты-мансийский автономный округ представлял собой огромные просторы безжизненных болот и труднопроходимой тайги. Не было ни только городов, но и малочисленные населения встречались очень редко.

Историческое название Ханты-Мансийского АО- Югра («УТРА»), а это «УГ»- означав т вода, «РА»- народ «Кантах»- народ; «Хантэ»- человек Югры, остяки, ханты- три названия одного народа Ханты-Манси.

В ХГХ в. было установлено, что родственники хантов по языку венгры, тогда же возникло понятие «угорские языки и народы». Хантов в отличии от венгров стали называть «обские Угры».

В середине 1 тыс. до н.э. угорская общность распалась. Предки венгров ушли на запад, а предки хантов и манси в районы нижней Оби.

Почему же Сибирь назвали Сибирью?

Сибирь- это древнее название страны, населенной угорскими народностями. Оно восходит к самоназванию какой-то части южных угорских племен- «сибир» и «савыр».

В русских ле тописях упоминание о «Сибирской земли» впервые появляется в 1406г b XV-XVI b.b. русские называли так всю территорию зауральской лесостепи, населенную татарами, то только районы среднего течения Иртыша, где находилась столица татарского государства - город Сибирь. Более северные раойны, населенные обскими уграми, русские называли Югрой. Лишь после покорения сибирских татар и обских угров Сибирью стали называть все земли, лежащие восточнее Уральских гор и севернее казахских степей.

Историческое название Ханты-Мансийского автономного округа Югра. «УГ» - означает вода, «РА» - народ.

Окончательно Югра была присоединена к Московскому государству после знаменитого похода Ермака. Весной 1582 года, разбив татарского хана Кучума.

В 1592 году царь Федор снарядил рать под командованием Никиты Троханиотова для окончательного освоения земель «великой реки Обь». В 1593 году строится городок Березово, в 1594 году основан Сургут.

Появившиеся на Обском севере городки стали служить местом торговли между русскими и местными народами.

Ханты-Мансийский автономный округ расположен в центральной части Западно - Сибирской равнины. Граничит на севере с Ямало - Ненецким автономным округом, на востоке с Томской областью, Красноярским краем, на юге с Тобольским и Уватским районами Тюменской области, на западе с республикой Коми и Свердловскойобластью.

Общая площадь округа 534,8 тысяч квадратных километров, сельскохозяйственные угодья (пастбища, пашни, залежи, сенокосы) занимают 3%, болота — 44,3%, кустарники - 2,1%, поверхностные воды (реки, озера) - 6,6%, леса - 44%.

Центр округа - город Ханты-Мансийск. Расстояние от Ханты Мансийска до Москвы 2 759 км. Расстояние от Ханты Мансийска до Тюмени - 490 км.

Численность населения составляет .1350,3 тысячи человек, в том числе лиц коренной национальности - около 20 тысяч человек.

История Ханты-Мансийска в отличие от его собратьев по округу уходит корнями в далекое прошлое. По указу царя Михаила Романова в 1637 году у подножья Самаровской горы было образовано поселение ямщиков, положившее начало селу Самарово.

В 1930 году в пяти километрах от села начали строить административный центр вновь образованного округа. На месте вековой тайги вырос поселок Остяко-Вогульск (по прежнему названию ханты и манси), переименованный в 1940 году Ханты-Мансийск. В 1950 году слившийся с селом Самарово, Ханты-Мансийск стал городом. 21 сентября 1953 году геолого-разведочная скважина в поселке Березово неожиданно дала мощный газонефтяной фонтан, который изменил жизнь края и экономику всей страны. Планомерное проведение геофизических и буровых работ началось в1954 году, что помогло открыть крупные месторождения нефти и газа, а это в свою очередь послужило началом нефтяной эпохи края.

А знаете ли вы каким было прошлое Мегиона?

На месте современного города на правом берегу реки Оби располагались Мегионские юрты. Тюркское слово «юрты» означало: семья или род, ведущие самостоятельное хозяйство. Первое упоминание о Мегионских юртах относится к 1909 году, в то время было пять дворов и земская трактовая станция. В 30-х годах в селе была организована рыбартель, а несколько позже из числа специальных переселенцев образовался колхоз «Ударник».

Мегион начал расти стремительно, менялся его внешний облик, год от года он становился более уютным. Скоро был создан Мегионский поселковый совет, входящий в Ларьякский район. В 1964 году Мегион получает статус поселка городского типа, уже в составе Нижнее- Вартовского района.

Свое начало Мегион берет с 1889 года: несмотря на столь давнюю историю, город только начинает жить, как живут города России. Статус города Мегион получил 25 лет назад. Указом президента Верховного совета от 23 июля 1980 года предписывалось преобразовать рабочий поселок Мегион Нижне - Вартовского района Ханты-Мансийского автономного округа, Тюменской области.

Мегион - город тружеников, в развитии которого вкладывают свой труд нефтяники и геологи, транспортники и строители, врачи и учителя, работники культуры и коммунальщики.

Важные даты ХМАО

1930 г. - 10 декабря
Образование Остяко- Вогульского автономного округа

1931 г.-май
начало строительства нового окружного центра Остяко -Вогульска

1934 г.- ноябрь
на реке Юган обнаружены признаки неф ти

1940 г. -23 октября
Остяко-Вогульский национальный округ переименовывается Ханты-Мансийск, а Остяко-Вогульск в Ханты-Мансийск

1991 г.- 18 декабря
Указом Президента РФ Главой Администрации ХМАО назначен А.В.Филипенко

1993 г. - Ханты-Мансийский автономный округ получил статус полноправного субъекта РФ

2000 г. - март
В Ханты-Мансийске прошел финальный этап Кубка Мира по биатлону.

2000 г.- сентябрь
В Сургуте открыт автомобильный мост через реку Обь - самый большой в мире вантовый однопилотный мост

Сегодня наш край- это топливо-энергетический комплекс ХМАО-крупнейший в России. Более 57% всей нефти добывается в стране, и порядка 7,5% уровня мировой добычи- это черное золото Югры.

Уклад и промыслы Хантов-Манси.

Среди важнейших задач, стоящих перед детским садом «первостепенное место занимают задачи значительного повышения эффективности эстетического, этнического воспитания и художественной культуры, изучения традиций различных поколений.

Задача нынешнего поколения (то есть нас с вами) в том, чтобы сохранить уникальную культуру хантыйского народа, поскольку ситуация, в которой он оказался к концу XXв., вызывает тревогу. Кроме того одной из задач воспитания детей является воспитание любви к родному краю, бережному отношению к природе, развития интереса к жизни и укладу, искусству коренных народов ханты-манси. А чтобы дети освоили этот нелегкий материал, необходимо взрослым (т.е. нам с вами) говорить об этом ежедневно. Следует отметить, что те моменты истории и культуры хантов, которые привлекли внимание своей яркостью, необычностью нашли свое отражение в исследованиях. Это касается, прежде всего верований, обрядов, традиций, декоративно-прикладного искусства, фольклора.

Остановимся подробнее на жизненном укладе, промыслах, декоративно прикладном искусстве народов Ханты.

Внешний облик (вид) хантов типичная монголоидная раса: ханты носили распущенные волосы и заплетенные в косы, украшали косы цветными шнурками или накосными украшениями. Чаще всего волосы у женщин были покрыты платком. Одевались ханты очень нарядно: летнюю одежду шили из шкур рыб, обрабатывая ее особым способом. Шили одежду из сукна, ситца, а из рыбьих кож - мешки для продуктов. Зимнюю одежду ханты шили из меха: для шитья меховой одежды необходимо было обрабатывать шкуру. Вместо ниток у них были сухожилия оленя, или склеивали рыбьим клеем. Вместо игл - кости животных.

Мужская одежда - малица, это глухая одежда, ее шили из оленьей шкуры мехом во внутрь от слова «Мал»- замкнутый со всех сторон. В сильный морозы одевался «Сокуй» или «Кумыш»- глухая длинная одежда прямого покроя. На «Сокуй» одевался кожаный пояс в котором находились спички, нож, зубы убитого медведя, прикреплялась пушнина. Для защиты от сырости на малицу, одевалась рубаха (из сатина, сукна), украшенная бисером, пуговицами.

Женская одежда-рубаха - платье, нижняя часть выполняется как юбочка, вырез украшался бисером. Поверх платья одевался распошной хала т, он шился из одно тонных ярких тканей и низ украшался кантом из красного материала, бисером. Ханты- женщины носили шубы из оленя по краю вместо пуговиц - завязки, так же теплые шубы из горностая, зайца, гагары и т.д. Рукавицы пришивались к рукаву

Обувь у мужчин и женщин одинаковая «кисы», шились из конусов (шкура с ног оленей) крупных животных (оленя или лося) праздничный вариант - кисы белые. Обувь была по назначению и носилась долго: праздничная , будничная, для лыж.

Если обувь намокала, она прокладывалась стелькой из травы, чистили обувь – вышкрябовали и одевали меховые чулки

Детская одежда - к 5 годам ребенок имел комплект одежды в точности на взрослого, только маленькая. Ее более красочно украшали пуговицами с гравировкой

Жилища хантов были каркасные и срубные- наземные, на высоких опорах, т.к. почва болотистая, влажная. Чум - хорошо разбирался и перевозился летом закрывался берес той зимой- оленьими шкурками

«Лабаз»- это небольшая постройка для хранения одежды, продуктов

Уклад семейной жизни носит патриархальный характер

Занятия мужчин и женщин

Мужским являлось заготовка припасов; уход за оленями; средствами передвижениями; орудиями охоты и др.

Женским занятием было: обработка шкуры из которой шили одежды; уход за детьми, гостями;

рубили дрова, делали печи для приготовления пищи; собственностью женщины являлись: швейные принадлежности, их привязывали к поясу куклы, изготовленные руками; личная одежда; и др.

В определенных ситуациях мужчина заменял женщину и наоборот.

Хозяйство Хантов представляет собой натуральный характер - охота,рыболовство, оленеводство, сбор ягод, собирательство, грибы, шишки.

Существовал товарообмен: обменивали шкуры на муку, ткани, мет аллические изделия, бисер, пуговицы, ружья на рынке и т.д. Единица обмена служила связка из 10 штук ценного меха.

Есть у хантов-манси и своя культура.

  • эпос, в который входят сказки, сказания, былины, легенды, мифы, предания;
  • декоративно-прикладное искусство (резьба по кости, дереву; плетение из бисера, вышивка из бисера, -вышивка, аппликация из меха);
  • орнаментальное искусство и др.

Декоративно - прикладное искусство Хантов-манси – это искусство, которое раскрывается в предметах быта, созданных по законам красоты.

  • Прикладное искусство национально по своей природе, оно зарождается из обычаев, традиций, праздников, таких как «Медвежий праздник», «Лосиный праздник» и др.
  • В соответствии с этим присутствуют вещи, изделия, которые ханты делят, на интимные (личные вещи), ритуальные (похороны, свадьбы, праздники, ритуалы), социализированные изделия - средства передвижения, посуда, само жилище, игрушки, т.е. вся утварь.
  • Все это украшается орнаментом, который несет в себе какой-то символ, обычай: солнце, заячьи ушки, зубы щуки, сердце, голова, топор, рога оленя, глухарка - вырезывалась в верхней части люльки ребенка и охраняла от злых духов, т.е. каждый символ что-то означал: удачную охоту, от болезней и т.д.
  • Игрушки для детей изготавливались также из костей животных, меха, дерева, т.е. у Хантов-манси было безотходное производство.
  • Мамы маленьким девочкам шили сами куклы , затем когда девочка подрастала она сама себе готовила приданное шила куклу, одевала ее в одежды подобные своим, расшивала бисером и цветными тканями.
  • Куклы у них назывались «Акынь» и «Пакы», лица у них безликие, чтобы злые духи не видели глаз и что-то злое не сотворили с эти человеком.

Практическая часть.

Предлагаю вам изготовить куклу «Пакы».

Весь материал у вас на столе, техника выполнения простая

Материал:

  • лоскутки цветной ткани 15см х 15,7 см х 1 см
  • клей, бумага, цветной картон, бумага в тетрадную клетку
  • ножницы, нитки, иглы; линейка, простой карандаш
  • пословицы и поговорки о родном крае

Техника выполнения.

Кукла:

  1. Подготовить 10 полосок из светлой и темной ткани, длина 25 см, ширина 4 см.
  2. Каждая из полос сворачивается вдвое, изгиб прогладить о край стола.
  3. Сложить поочередно темные и светлые полоски друг на друга.
  4. Сделать изгиб напополам, углубив в центр в виде сердечка.
  5. Десятой полоской закрепить лицо, обернув сверху и прихватив ниткой под лицо.
  6. Нижняя часть полосок завертывается цветной тканью, чтобы придать кукле большую устойчивость;

Халат

«Халат» - распошное платье женское;

  1. По шаблону выкраивается халат, с учетом припуска на швы;
  2. На подол и рукава халата пришивается кромка из ткани.

Заключительная часть - награждение.

Юбилей Югры - этой наш с вами праздник, все мы готовились к э той дате - 80 лет Ханты-Мансийскому автономному округу.

И мне хочется особенно выразить благодарность от администрации детского сада йот себя лично родителям, которые приняли активное участие в подготовке и проведении данного мероприятия, родителям которым не безразлична жизнь ребенка в детском саду и вручить вам уважаемые родители благодарственные письма и почетные грамоты за участие в конкурсе «Герб городов Ханты-мансийского автономного округа».

Литература.

  1. История ХМАо с древности до наших дней. Учебник для старших классов, Екатеринбурк НПМП «Волот», 2000.
  2. Маргарита Анисимкова «Янгал-Маа» (тундра). Вольная обработка в прозе Мансийского поэтического эпоса, М.1990
  3. Полынская И.Н. Приобщение школьников к национальной культуре хантов на уроках изобразительного искусства
  4. Соколова З.П. Путешествие в Югру. М, «Мысль» 1982