Цель: учить детей различать звуки [т] – [д] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие.
- Формировать навыки языкового анализа и синтеза:
а) звуко-буквенного анализа и синтеза слов 11 класса;
б) анализа и синтеза предложений из 4 слов;
- Развивать внимание, память, мышление, сукцессивные функции.
- Расширять сенсомоторный репертуар.
- Развивать мелкую моторику рук, межполушарные взаимодействия,
- Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, любовь к родному языку.
Оборудование: презентация “Различение звуков [т] – [д]”, мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Орг.момент. (слайд 1) (Щелчок)
Прозвенел и смолк звонок –
Начинается урок.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 2.
II. Повторение.
(слайд 2) Игра “Запоминай-ка!”
Логопед: - Посмотрите, кто это к нам пришёл?
Дети: - К нам пришёл Язычок, он опять, наверное, какую-нибудь интересную игру нам приготовил? (Щелчок мыши по экрану - идёт “звук”)
Язычок: - Здравствуйте, ребята. Сегодня я приготовил вам новую интересную игру “Запоминай-ка!”. Запомните названия всех картинок!
По щелчку мыши появляется первая картинка, каждое последующее изображение, так же по щелчку, возникает после называния детьми предыдущего предмета (6 предметов, в названиях которых встречаются звуки [б’] /3 предмета/ и [п’] /3 предмета/).
Белка, перчатки, спички, лебеди, копилка, рябина.
Щелчок мыши: изображения исчезают, переход на слайд 3.
(слайд 3) Звук появляется вместе с изображением язычка.
Язычок: - Повторите их по порядку.
Щелчок мыши по экрану - идёт “звук”.
Язычок: - Повторите по порядку только те картинки, в названиях которых встречается звук [б’].
Щелчок мыши по экрану - идёт “звук”.
Язычок: - Повторите их в обратном порядке.
Логопед: - Проверьте, правильно ли вы называли картинки.
Щелчок мыши по экрану, после которого появляются 3 картинки.
Щелчок мыши: изображения исчезают, переход на слайд 4.
(слайд 4) Звук появляется вместе с изображением язычка.
Язычок: - Припомните и повторите по порядку те картинки, в названиях которых встречается звук [п’].
Щелчок мыши по экрану - идёт “звук”.
Язычок: - Повторите их в обратном порядке.
Логопед: - Проверьте, правильно ли вы называли картинки.
Щелчок мыши по экрану, после которого появляются 3 картинки.
Щелчок мыши по экрану - идёт “звук”.
Язычок: - Какие же вы внимательные! Как всё хорошо запомнили! Молодцы! А теперь… на зарядку становись!
Щелчок мыши: изображения исчезают, переход на слайд 5.
Развитие артикуляционной моторики.
Дети, стоя, выполняют упражнения артикуляционной гимнастики с нагрузкой:
- “Окошко” (слайд 5)
И.п. губы в улыбке + предплечье согнутой в локте одной руки лежит перед грудью на предплечье согнутой в локте другой руки.
1 – рот широко открыть + лежащее сверху предплечье согнутой в локте руки поднять до уровня лба (локоть не разгибать);
2 – рот закрыть, губы в улыбке + руку вернуть в и.п.
- “Заборчик” – “Дудочка” (слайд 6)
1 - губы в улыбке, зубы видны + “коза” (2-й и 3-й пальцы обеих рук вытянуть вперёд, остальные собрать в кулак);
2 – губы вытянуть вперёд трубочкой + “колечки” (1-й и 2-й пальцы обеих рук соединить в колечки, остальные поднять вверх “веером”).
- “Индюк” (слайд 7)
Улыбнуться, открыть рот, широким кончиком языка производить поглаживающие движения вперёд – назад по верхней губе, произнося “бл – бл – бл…”.
Одновременно потряхивающими движениями перед грудью расслаблять кисти рук.
- “Чашечка” (слайд 8)
Улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий язык. Кончик и боковые края языка поднять вверх, образуя “чашечку”. В таком положении удерживать язык под счёт до 5.
Одновременно выполняем упражнение колечки:
1 – кончик указательного пальца каждой руки касается подушечки большого пальца;
2 – кончик среднего пальца каждой руки касается подушечки большого пальца;
3 – кончик безымянного пальца каждой руки касается подушечки большого пальца;
4 – кончик мизинца каждой руки касается подушечки большого пальца;
5 – кончики всех пальцев каждой руки касаются подушечки большого пальца.
- “Лошадка” (слайд 9)
Улыбнуться, показать зубы, открыть рот и пощёлкать кончиком языка за верхними зубами сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее (нижняя челюсть не двигается).
Пальцами обеих рук по очереди производить щелчки синхронно с цоканьем языком.
- “Качели” (слайд 10)
И.п.: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, язык спокойно лежит за нижними зубами.
1 - поднять язык к альвеолам за верхними зубами, одновременно плавно поднять руки вверх;
2 – опустить язык в ИП одновременно плавно опустить руки вниз.
- “Часики” (слайд 11)
И.п.: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, высунуть язык; согнутые в локтях руки перед грудью, предплечья располагаются вертикально, указательные пальцы смотрят вверх, остальные зажаты в кулак.
1 - высунутый язык двигается к правому уголку рта, одновременно указательные пальцы и предплечья перемещаются влево;
2 - высунутый язык двигается к левому уголку рта одновременно указательные пальцы и предплечья перемещаются вправо.
Щелчок мыши: переход на слайд 12.
(слайд 12). Звук появляется вместе с изображением язычка
Язычок: - Молодцы! После такой зарядки вы легко разберётесь в новой теме!
III. Знакомство с новым материалом.
1. Введение в тему.
Язычок: - Сегодня мы будем учиться сравнивать и различать звуки [т] – [д].
Тема урока: Различение звуков [т] – [д].
Щелчок мыши: переход на слайд 13.
(слайд 13). Звук появляется автоматически.
Язычок: - А помогут нам в этом новые герои. Послушайте, какая история произошла не так давно. Я был на концерте юной пианистки Вали. Она выступала с оркестром и исполняла “Лунную сонату” Бетховена. А кто такой Людвиг ван Бетховен? ...
Щелчок мыши по экрану:
- Давайте послушаем это произведение.
Щелчок мыши: переход на слайд 14.
(слайд 14) клип на музыку Бетховена “Лунная соната” /3 минуты/, звук идёт автоматически.
Щелчок мыши по фону: переход на слайд 15.
(слайд 15) Звук появляется автоматически.
Сразу после концерта на сцену выскочила кошка Тошка, и начала скакать по клавишам рояля. Одна из поклонниц юной пианистки сделала кошке замечание. Тошка стала оправдываться. (Щелчок мыши – переход на слайд 16)
(слайд 16) (Поётся песенка Тошки. Звук появляется автоматически)
“Мне по клавишам рояля
Разрешает прыгать Валя!”
Т - ТА - ТО - ТУ - ТЫ - ТЭ!
Щелчок мыши по экрану:
Язычок: - Хорошо ли вела себя кошка? …
Щелчок мыши по экрану:
Язычок: - Но всё же Тошке стало стыдно, и она решилась сказать, что на самом деле не хотела хулиганить, а просто решила, что тоже сумеет сыграть не хуже. В доме у кошки Тошки поселился домовой Данилыч, который очень любит музыку. И она подумала, что если сама будет играть Данилычу на пианино, он подружится с ней, и не будет доставлять неприятности.
Щелчок мыши: переход на слайд 17.
(слайд 17) (Поётся песенка про домового. Звук появляется автоматически)
В доме Тошки – ой! - ой! - ой!
Поселился домовой!
Д - ДА - ДО - ДУ - ДЫ - ДЭ!
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 18.
(слайд 18) Звук появляется автоматически.
Язычок: - Кто догадался, какой любимый звук у Тошки? У Данилыча?
Щелчок мыши по экрану - появляются изображения Тошки и звука [т], Данилыча и звука [д]. (Щелчок мыши – переход на слайд 19)
2. Дифференциация изолированных звуков [т] – [д].
(слайд 19) Звук появляется вместе с изображением язычка.
Язычок: - А теперь, давайте зарисуем портрет кошки Тошки и домового Данилыча.
Кошка Тошка и домовой Данилыч зарисовываются на доске логопедом и в тетрадях учениками. Сначала синим карандашом записывается буква т (д) размером в 2 строчки, а затем она дорисовывается до образа - символа. Под портретами записываются транскрипции соответствующих звуков.
Щелчок мыши по экрану:
Язычок: - Охарактеризуйте звук [т] с опорой на таблицу
Щелчок мыши по кнопке “справка” - переход на слайд 20.
Дети: - Звук [т] – согласный, твёрдый, глухой
Щелчком мыши по кнопке “возврат” возвращаемся на слайд 19.
Щелчок мыши по экрану:
Язычок: - Запишите характеристику звука [т] под портретом кошки Тошки.
3 щелчка мыши по экрану: на каждый щелчок появляется одна характеристика звука.
Щелчок мыши по экрану:
Язычок: - Охарактеризуйте звук [д].
Щелчок мыши по кнопке “справка” - переход на слайд 20.
Дети: - Звук [д] – согласный, твёрдый, звонкий.
Щелчком мыши по кнопке “возврат” возвращаемся на слайд 19.
Щелчок мыши по экрану:
Язычок: - Запишите характеристику звука [д] под портретом домового Данилыча.
3 щелчка мыши по экрану: на каждый щелчок появляется одна характеристика звука.
Щелчок мыши по экрану:
Язычок: - Чем похожи звуки [т] и [д]?
Дети: - Оба согласные, твёрдые. У них одинаковая преграда – язык ударяет за верхними зубами.
Щелчок мыши по экрану:
Язычок: - Чем же они отличаются?
Дети: - Звук [т] – глухой, а звук [д] – звонкий.
Щелчок мыши по экрану:
Язычок: - Отличия заключите в красную рамку.
Звонкость – глухость звуков проверяем двумя способами (1 – руку на горло, 2 – закрыть уши).
Соотнесение звуков с соответствующими буквами (найти эти буквы в изображениях героев, и обвести их синим цветом).
Щелчок мыши по кнопке “далее” - переход на слайд 21.
(слайд 21) Звук появляется вместе с изображением язычка
Язычок: - Давайте немножко отдохнём.
Логопед: Давайте встанем около парт, послушаем, какую скороговорку приготовил для нас язычок и постараемся её запомнить.
Щелчок мыши по экрану: язычок читает скороговорку.
- Речь с движением.
Шла Матрёна с огорода. | Маршировка. |
Под кустом нашла удода. | Наклон вперёд (как бы заглядывая под куст). |
А удод ей: “Ду-ту-ду! | Пальцы обеих рук разведены веером. Большой палец правой руки приставить к носу. А большой палец левой руки приставить к мизинцу правой. Делаем дразнящие движения. |
Я с тобою не пойду! | Отрицающий жест указательным пальцем правой руки. |
К бабе Дуне убегу, | Бег на месте. |
Даст она мне творогу!” | Показать руками объём миски с творогом. |
Щелчок мыши: переход на слайд 22.
IV. Закрепление нового материала.
1. Дифференциация звуков [т] – [д] в слогах.
(слайд 22) Звук появляется вместе с изображением язычка.
Язычок: - У меня для вас приготовлены ещё игры. Сначала давайте потренируем наши ушки в игре с мячом.
- Игра “Повтори, не торопись! И смотри, не ошибись!”(с мячом).
Логопед называет слоговые ряды и кидает мяч детям, те, по очереди, повторяют слоги, предложенные логопедом, и возвращают мяч:
та – да – та | то – до – то | ту – ту –ду |
ды – ты – ды | дэ –тэ – тэ | та – та – да и т.д. |
Щелчок мыши: переход на слайд 23.
2. Дифференциация [т] – [д] в словах.
а) Игра “Колокольчик – наушники” на слух (слайд 23):
Язычок (говорит автоматически): - Ребята, давайте покажем Данилычу и Тошке, как мы хорошо умеем слушать. Я буду называть их любимые реки, если услышите в любом месте слова звук [д], позвените воображаемым колокольчиком, а если услышите в слове звук [т], наденьте воображаемые наушники.
Щелчок мыши по экрану:
Язычок: Тура, Дунай, Тунгуска, Дон, …
- Закрыли глазки: … Драва, Талас, Хатанга, Сырдарья, Катунь, Варта, Амударья, Вычегда, Вятка, Сердоба, … Потудань, Днестр, Дудыпта.
б) Игра “Колокольчик – наушники” по картинкам.
Щелчок мыши по экрану:
Язычок: - А теперь игра посложнее! Я буду показывать картинки, если в любом месте слова есть звук [д], покажите воображаемый колокольчик. А если в слове есть звук [т], покажите воображаемые наушники. Объясните свой выбор.
Щелчок мыши: переход на слайд 24.
(слайды с 24 по 31 – смена по щелчку мыши):
Дыни, тыква, аист, верблюды, карета, радуга, ландыш, каштан.
- Анализ и синтез слова стул (слайд 32).
Звук появляется автоматически, вместе со сменой слайда.
Язычок: Тошка и Данилыч любят отгадывать загадки. Давайте зашифруем название этой картинки и отправим шифровку одному из них. Как вы думаете, кому?
Проанализировать и зачертить схему звукового состава слова “стул”. Анализ ведётся по плану:
- Стул – сколько слов вы услышали?
- Сколько слогов в этом слове?
- Назовите каждый звук. Охарактеризуйте его.
- На каком месте спрятался звук [т]?
Все элементы появляются по щелчку.
3. Дифференциация звуков [т] – [д] в предложениях (слайд
33).
Щелчок мыши по экрану: появляются картинки и звук.
Язычок: - Пришло время прощаться с кошкой Тошкой и домовым Данилычем. На память о себе они дарят нам смешную скороговорку. Послушайте её, пожалуйста.
Ловит Федот носатого удода.
Логопед: - Повторите эту скороговорку.
- А теперь повторяем её всё быстрее и быстрее с одновременным выполнением упражнения “Кулак – ладонь”.
Скороговорка проговаривается детьми несколько раз с убыстрением темпа и одновременным выполнением упражнения руками на развитие реципрокной координации “Кулак – ладонь”.
Логопед: - Сколько слов в этом предложении?
- Начертите его схему.
- Обозначьте соответствующей транскрипцией каждый звук [т] или [д], встречающийся вам в словах этого предложения. Работаем синим цветом.
Все элементы появляются по щелчку.
Щелчок мыши: переход на слайд 34.
V. Итог (слайд 34).
Щелчок мыши по экрану:
Язычок: - Давайте вспомним, какие звуки мы сравнивали на занятии?
Щелчок мыши по экрану – появляются кошка Тошка и транскрипция звука[т], домовой Данилыч и транскрипция звука [д].
Щелчок мыши по экрану:
- В чём их сходство, а в чём различие?
Щелчок мыши по экрану:
- Какой буквой обозначают на письме звук [т]?
Щелчок мыши по экрану:
- Какой буквой обозначают на письме звук [д]?
Щелчок мыши по экрану:
- До свидания! До новых встреч!
Щелчок мыши по экрану – появляется слово “Молодцы!” и звенит колокольчик.