Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках технологии (девочки)

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Предмет нашего разговора - использование технологии проблемного обучения (ТПО) на уроках технологии. Выбор этот неслучаен, ибо опыт работы с обучающимися среднего и старшего звена позволяет говорить о постоянно возникающей проблеме: дети теряют интерес к предмету к 8-9 классу. Я это связываю с возрастными особенностями: на передний план выходят другие интересы (общение), а в 10, 11 классах - выбор фундаментальных наук для подготовки к поступлению в ВУЗы.

Как повысить мотивацию к предмету, как убедить и успеть научить ребенка элементарным ремёслам, привить умения и навыки обслуживающего труда - подготовить его к жизни? Другая проблема. Предмет "технология" - очень специфичен. 75% времени урока должно уходить на практическую деятельность учащегося. Это хорошо. Но как быть с дефицитом теоретических знаний, которые необходимы на конкурсах, олимпиадах, проектах?

Применение технологии проблемного обучения на уроках позволило мне решить вышеперечисленные проблемы.

Каковы результаты?

Повысилась мотивация, безусловно. Еще С.Л.Рубинштейн говорил, что ребенок запрограммирован на открытие нового. Новое открывается лишь тогда, когда включается в работу мышление, причем мышление творческое. Когда ребенок сможет открывать для себя новое? Когда у него есть познавательная потребность. Когда эта потребность возникает? Когда ученик заинтересован изучаемым материалом, т.е. в том случае, когда он не может достичь цели или предмета удовлетворения потребности с помощью известных ему способов действий и знаний.

Повысилось качество обученности, повысилась доля самостоятельной деятельности учащихся и на уроке, и в значительно изменённых условиях, в жизненных ситуациях.

Что представляет собой ТПО?

Суть ПО - в создании на уроках проблемных ситуаций (ПС) и их разрешении. ПС - ситуация, при которой ребенок начинает мыслить на фоне эмоционального подъема, когда видит какие-либо противоречия.

Противоречие - ядро ПС.

Пути создания ПС на уроке:

ПС возникает при преднамеренном столкновении учителем жизненных представлений учащихся (или достигнутого ими уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знания и опыта.

А) с помощью опыта

Б) рассказ об опыте

В) с помощью наглядностей, ТСО

Г) с помощью практической работы, выполняя которую учащиеся обязательно допустят ошибки.

ПС возникает при несоответствии известного способа действия и требуемого, т.е. побуждаем детей выполнять новые задания старыми способами (например, в математике сложение дробей с разными знаменателями)

ПС возникает, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых:

А) фактов, явлений, данных

Б) суждений и мнений великих ученых, идей

В) мнений самих учащихся

Г) документов, произведений искусства

С учетом типичных ошибок учащихся (в ПО - типичные ошибки учащихся - это показатель тех проблем и противоречий, которые овладели ребенком. Решение ошибок - через ПС).

При побуждении учащихся к выдвижению гипотез, предварительных выводов:

А) при высказывании различных мнений (например, в химии периодический закон Менделеева)

Б) выдвинутое предположение не совпадает с результатом опыта

В) гипотеза не совпадает с новыми фактами

Г) следствие гипотезы не совпадает с проверочным экспериментом

Создание ПС на уроке - это суть ПО. Далее урок ведётся по алгоритму:

П - противоречие

ПС - проблемная ситуация

Г - гипотезы

РПС - пути решения проблемной ситуации

ПРПС - проверка правильного пути решения.

Очень важно в ПО - это самостоятельно сделанный вывод, обобщение письменно в тетради. Микросдвиг в мозге совершается в момент вывода фактов, когда человек сам поднимается до уровня обобщения [1].

С чего начать создание урока?

Система работы по разработке занятий складывается из этапов:

1 этап. Подготовительный.

Приходится анализировать содержание программы, чтобы отобрать темы, на которых использование ТПО даст положительный эффект (машиноведение, материаловедение, кулинария, элементы домашней экономики и т.д.). Затем выделить учебные занятия.

2 этап. Разработка ПС.

Этот этап стал самым сложным, так как готовых проблемных ситуаций для уроков технологии в литературных источниках нет. Это непаханое поле, чистый лист.

3 этап. Целеполагание.

Четко прописываются все дидактические цели (образовательные, развивающие, воспитательные).

4. Формы работы, обучения.

Исходя из целей урока, определяются формы работы с классом (индивидуальная, парная, групповая и т.д.) и формы обучения (беседа, лабораторная работа, практический показ и т.д.).

Этапы разрешения ПС.

Во-первых, формулировка гипотез (эти гипотезы учитель должен предвидеть, подсказать, чтобы сориентироваться на дальнейший ход урока). Среди всех гипотез одна должна быть обязательно правильная.

Во-вторых, решение ПС (через беседу, побуждая ребенка активизировать ранее полученные знания, через работу с технической литературой, с учебником, через передачу новых сведений учителем, через практические действия ребенка и т.д.).

В-третьих, проверка решения ПС - через новые знания выполнить первоначальное задание.

Критерии оценивания.

Карточки различного уровня усвоения знаний. Но, главное - самостоятельность на дальнейших уроках, вне уроков, практическое применение знаний в жизни.

Предлагаю готовые примеры проблемных ситуаций:

Раздел "Кулинария", тема "Физиология питания. Состав пищи", 5 класс

А) В начале урока - ПС: столкновение мнений.

Одна часть человечества говорит: "Мы живем для того, чтобы есть". Другая: "Мы едим для того, чтобы жить". Задать обучающимся вопрос "Кто прав?".

Обучающиеся выдвигают различные гипотезы, спорят. Через объяснение нового материала о составе пищи они должны прийти к выводу: любой человек - и тот, который видит смысл своей жизни (таких немало) только в еде, и тот, который смысл жизни видит в других интересах, без пищи прожить не смогут...

Б) В середине урока - ПС: столкновение мнений ученых (подойдя к вопросу о режиме питания).

Одна часть ученых говорит: "Кушать необходимо тогда, когда хочется", другая: "Кушать необходимо строго по режиму". Задать обучающимся вопрос "Кто прав? А может у вас свое мнение на этот счет?".

Обучающиеся выдвигают различные гипотезы. Через беседу они должны прийти к выводу: каждый человек делает свой выбор о времени и необходимости принятия пищи, но должен помнить важное - чрезмерно частое потребление калорийной пищи также как и чрезмерный перерыв в приеме пищи может привести к заболеваниям.

В) В начале урока - ПС: столкновение с фактами, для объяснения которых у обучающихся недостаточно опыта.

Обучающимся на предыдущем уроке дано домашнее задание, вспомнить, что он ел вчера и составить меню.

Вопрос учителя: "У вас сегодня нашлись силы прийти в школу, значит, вы вчера не голодали, ели. А правильно ли вы питались?"

Затруднения, вызванные вопросом, разрешаются изучением новой темы о составе пищи и анализом состава пищи своего меню. Обучающиеся должны прийти к выводу: если в моем меню было достаточно белков, жиров, углеводов, витаминов и т.д., то я питался правильно. Если у меня, например, преимущественно углеводистая пища, то это увлечение конфетами, булочками может привести к нарушению обмена веществ, к полноте...

Раздел "Проектирование фартука", тема "Раскрой фартука", 5 класс

ПС: новое решение старым способом

В начале урока проверена готовность: выкройки (лекала), ткань, булавки и т.д. В ходе беседы выясняется, что у некоторых обучающихся есть некоторый опыт раскроя из ткани и пошива одежды для кукол, у всех - из начальной школы - вырезание деталей из бумаги по шаблону. Предлагается приступить к раскрою самостоятельно, ведь шаблон - та же выкройка, бумага - ткань. У них возникнет некоторое замешательство, ситуация может развернуться так: некоторые пойдут на риск и уже будут готовы раскладывать ткань (пусть делают, но проследить, чтобы не дошло до вырезания), другие будут очень осторожны и выскажут мысль о том, что если они неправильно вырежут, то испортят ткань (семь раз отмерь и один раз отрежь). Высказывание последних - сигнал к изучению нового материала.

P.S. В процессе объяснения, чтобы убедить учащихся о необходимости строго соблюдать правила раскроя, предъявите им готовый образец неверного расположения выкроек на ткани (например, цветы вниз бутонами и прочее).

Раздел "Проектирование и изготовление ночной сорочки", тема "Моделирование горловины", 6-7 класс

В начале урока - ПС: столкновение с фактом (демонстрация), для объяснения которого у обучающихся недостаточно опыта.

Учитель утверждает, что если мы раскроим и сошьем сорочку по данной выкройке (основе), то мы не сможем надеть ее через голову (демонстрация заранее отшитого образца на ком-нибудь из обучающихся или на кукле, если образец отшит именно на нее). Что делать?

Обучающиеся предлагают выполнить застежку на пуговицы, на тесьму-"молния", заново построить выкройку, вырез сделать глубже ножницами, вырез сделать глубже и шире на выкройке и т.д. Последнее высказывание - сигнал для изучения новой темы. Проверяем гипотезы, отвергаем неверные, объясняем почему.

Раздел "Домашняя экономика", тема "Свойства товаров", 8 класс

ПС: сравнение, сопоставление, противопоставление противоречивых мнений самих учащихся

В начале урока учитель, не называя тему, можно с порога, обращается к девочке, у которой скоро день рождения (посмотрите в классном журнале): "Ира! У тебя скоро день рождения (все удивлены моей осведомленностью и нестандартностью ситуации - урок начался, учитель говорит об отвлеченном). К тебе собираются твои подруги. Они собираются купить тебе подарок, но так при этом спорили и ссорились, что мне пришлось вмешаться. Одна предлагает тебе купить дорогие духи, которые ей очень нравятся, другая - седьмую книгу про Г.Поттера, которую потом хочет взять у тебя почитать, третья - торт, который всегда есть в магазине и не надо утомляться в поисках подарка. Извини, что я раскрываю секрет, но как-то надо помирить девочек, что тебе из этого подарить?"

На что Ира отвечает (с девочкой можно заранее договориться об этой фразе): "Мне этого ничего не надо".

Учитель обращается к классу с вопросом, почему Ира отказалась от всего? Учащиеся поняли, что это игровая ситуация, выдвигают гипотезы, одна из которых обязательно выйдет на то, что покупая подарки (товары), необходимо учитывать их свойства (это и есть тема урока). В данном случае, Ире не нужны духи, причем дорогие, так как этот запах ей знаком и никогда ей не нравился и ответный дорогой подарок будет ей не по карману, книга у нее уже есть, а торт не ест из-за диеты. Девочки же предлагали купить подарок, исходя из собственных вкусов и интересов, а не из интересов именинницы. Свойства товара вообще не брали во внимание.

Раздел "Профессиональное самоопределение", тема "Роль психических процессов в профессиональной деятельности", 9 класс

ПС: типичные ошибки обучающихся

В начале урока предлагается из четырех вариантов ярких профессий выбрать понравившуюся и разделиться, таким образом, на 4 группы (банкир, дипломат, писатель, режиссер). Предлагается каждому объяснить, почему он выбрал эту профессию. Дети будут указывать различные причины, но (возможно) никто так и не выскажет мысль о том, что "эта профессия соответствует моему характеру, моей жизненной энергии". Тогда учитель, зная психические и психологические особенности детей, выделяет яркого представителя, например, холерика, который записался в "дипломаты" и задает ему вопрос: "Каковы будут твои действия, если та сторона, с которой ты договариваешься, никак не принимает твои условия?". Чистый холерик сразу отреагирует: объявлю войну, брошусь в драку и т.п. Это поведение для него характерно.

Вопрос всему классу: хорош ли у нас дипломат, который не имеет никакого терпения и лезет в драку?... Далее новая тема о типах темперамента (анкетирование, обработка результатов...). Вывод: люди холеричного типа не должны выбирать профессию дипломата, им лучше быть режиссером, т.к.... Далее новая тема урока.

Список литературы.

1. И.А.Ильницкая. Проблемная ситуация и пути их создания на уроке. "Новое в психологии и педагогике", №1-1985 г.