Цели:
1) создать условия для:
- углубления представления о роли корня в словах и правописание орфограмм в корнях;
- упражнения на выделение корня в однокоренных словах;
- отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова, от синонимов;
2) содействовать развитию орфографической зоркости учащихся;
3) содействовать воспитанию интереса к истории слов русского языка.
Оборудование: презентация к уроку, толковый словарь С.И. Ожегова, этимологический словарь.
Ход урока
1. Организация учащихся.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Все ребята дружно сели
И на доску посмотрели.
2. Чистописание (слайд №1) Какое слово "рассыпалось"?
- Среди букв О Р Е Н К Ь найди лишнюю (Ь).
- Это будет последняя буква в слове. На какие группы можно разделить оставшиеся буквы (гласные, согласные).
- Среди согласных найди лишнюю (К). Это будет первая буква в слове.
- К:.Ь Какое слово можно составить (корень).
- Запишите цепочку букв (образец на доске).
3. Подготовка к изучению нового материала.
- Объясните значение слова "корень" (Толковый словарь С.И. Ожегова с.295) (слайд №2).
Корень - 1) подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ; 2) внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя; 3) перен. начало, источник чего-нибудь; 4) в языкознании: основная, значимая часть слова, вычленяемая в нем после отделения окончания, приставок и суффиксов.
- Подберите и запишите однокоренные слова к слову "корень". Выделите корень.
- Какие слова записали? (корень, корешок, коренья, однокоренное, корнеплод, корневище, корневой).
- Почему эти слова являются однокоренными?
- Что такое корень?
4. Сообщение темы урока (слайд 3).
- Роль корня, как смыслового ядра слова.
5. Работа над новым материалом.
1) Грамматическая сказка "Чужак".
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак пригорюнился. Где ему родственников искать?
- Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
- Почему гости не сразу приметили чужака?
- Не поможете ли найти своих родственников слову "водитель"?
(слайд 4) Водитель, водительский, водить.
- Составьте список родственников воды и запишите тех из ее родни, кто не пришел к ней в гости на этот раз.
(слайд 4) Вода, подводник, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, водяной.
Водоем, водосток, заводь, паводок, наводнение, водянистый, водопой, водокачка, водохлеб, водосточный.
- Выделите корень в однокоренных словах.
- Из каких значимых частей может состоять слово? (корень, приставка, суффикс)
2) Упражнение 1 с. 34 в рабочей тетради. Игра "Третье лишнее".
(слайд 5) Дополните эту таблицу словами: сосна, желтый, желтенький, подвозит, возит, сосновый, беседка, города.
Проверка.
3) Упражнение 3 с.101 в учебнике. (по заданиям и вопросам упражнения)
(слайд 6) Сверьте! Метла, мела (от мести, мету).
- Объясните значение слов мести, метла.
Толковый словарь С.И. Ожегова с.351,353
- Мести - очищать что-нибудь метлой, веником, щеткой.
- Метла - предмет для хозяйственного обихода, для подметания, прикрепленный к палке пучок прутьев.
- Проблемный вопрос. Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в определении корней? (подобрать однокоренные слова, сравнить корни, определить значение слов).
Вывод: Корни в однокоренных словах пишутся одинаково. Однокоренные слова близки по значению.
- Какая приставка повторяется в глаголах? Какое значение она вносит? (начало действия)
6. Физминутка
7. Продолжение работы над новым материалом.
1) (слайд 7) Какими признаками должны обладать однокоренные слова?
- Какова роль суффиксов и приставок? (образуют слова с новым лексическим значением)
- А окончания? (служат для связи слов, при изменении окончания значение слова не изменяется).
2) Упражнение 4 с.101 в учебнике.
Проверка.
- Какие однокоренные слова выписали? Докажите. (сова, совушка; зима, зимний)
- Какие формы слов выписали? (сова, совой)
- Почему не выписали пару подводный, водитель? Грусть, тоска? (слайд № 8)
3) Упражнение 5 с.101 в учебнике.
- Какое "языковое" открытие сделал герой рассказа К. Паустовского "Родник в мелколесье"? Прочитайте текст.
- Как вы считаете, имеется ли историческое родство между словами: родник, родина, народ?
(слайд 9) Слова родник, родина , народ действительно "далекие родственники", имеющие общий исторический корень -род- (от названия покровителя предков - славян бога Рода).
4) Самостоятельная работа. Упражнение 6 с.102 в учебнике.
Проверка (слайд 10)
Однокоренные слова:
- 1 группа - род, родовой, родство, родственный, родной, родня, родиться;
- 2 группа - лес, лесник, лесной, перелесок, лесничество, мелколесье.
Формы слова: лес, леса, (в) лесу, (по) лесу, (за) лесом. (слайд №10)
8. Итог урока.
- Что такое корень?
- Назовите признаки однокоренных слов. (слайд 11)
Корень слова - главная
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.
9. Домашнее задание.
- Подберите и запишите однокоренные слова с корнями: -корм-, -воз-, -нос-. Упражнение 7 с.102 в учебнике.
Литература.
[1]. Л.Я. Желтовская. Учебник "Русский язык" 3 класс часть 1, АСТ Астрель Москва, 2009 г.
[2]. Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Рабочая тетрадь №1 "Русский язык" 3 класс, АСТ Астрель Москва, 2009 г.
[3]. Л.Я. Желтовская. Методические рекомендации "Русский язык" 3 класс, АСТ Астрель Москва, 2006 г.
[4]. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.
[5]. Этимологический словарь.