Внедрение инклюзивного воспитания детей в группе компенсирующей направленности МДОУ. Индивидуальная работа с детьми с особыми возможностями здоровья

Разделы: Логопедия, Инклюзивное образование


Ребенок, каким бы он ни был - прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. На Западе идеи инклюзивного образования появились, и стали активно развиваться в конце 60-х годов ХХ века. В нашей стране внедрению инклюзивного образования способствовали демократические преобразования начала 90-х годов.

Первый термин, принятый в России для обозначения идеи включения детей с особенностями развития в сообщество обычных сверстников, был "интеграция". В последние годы в работах зарубежных ученых термин "интеграция" стал применяться для обозначения попыток механистического объединения детей, без учета всей специфики сопровождения этого процесса. Сейчас все чаще стали употреблять термин "инклюзия".

Инклюзивное образование дает возможность всем детям с особенностями развития в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива, а также направлено на развитие у вех детей способностей, необходимых для общения.

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах (Образование инвалидов. Материалы по инклюзивному образованию.mht):

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В настоящее время в нашей стране рынок образовательных услуг для детей с особыми возможностями здоровья чрезвычайно ограничен. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специализированные (коррекционные) образовательные учреждения. Особенно остро стоит вопрос о внедрении инклюзивного воспитания детей дошкольного возраста. Это связано с дефицитом мест в системе дошкольного образования, низкой оплатой труда педагогов, низкой социальной культурой и терпимостью населения к лицам, имеющим особенности в развитии. Следовательно, инклюзия ребенка с особыми возможностями здоровья в образовательное учреждение должна основываться на совместных усилиях педагогов, родителей, работников управления образования и социальной защиты.

Такой опыт совместной деятельности реализуется на базе МДОУ "Детский сад № 312 комбинированного вида" г. Красноярска. Данное учреждение ориентировано на лечение и реабилитацию детей с малыми затихающими формами туберкулёза. В МДОУ существуют группы оздоровительной и компенсирующей направленности. Воспитанники группы компенсирующей направленности № 7 "Фиалки" помимо туберкулезной интоксикации имеют тяжелую речевую патологию. К тому же в группе есть дети с задержкой интеллектуального и нередко психического развития (8 детей), дети - инвалиды (3 ребенка), дети с синдромом двигательной расторможенности (2 ребенка), один ребенок со стрессом аутического спектра.

Анализ результатов диагностики детей данной группы и практический опыт, основанный на реализации программ, показывают, что у детей не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Воспитанники соматически ослаблены, часто болеют, имеют хронические заболевания. В таких условиях необходим комплексный подход к коррекции речи, укреплению здоровья и развитию детей.

Для достижения коррекции и компенсирующего развития речи у детей с тяжелой речевой патологией в ДОУ используются следующие направления обучения:

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

- коррекция и развитие правильного произношения, включающее в себя: воспитание артикуляционных навыков, формирование звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия;

- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

- развитие навыков связной речи.

- развитие познавательных процессов.

В работе с детьми используется как подгрупповая, так и индивидуальная формы работы. Подгрупповые занятия предусматривают реализацию общеобразовательной и коррекционной программы. Индивидуальная же работа направлена на развитие речевых и неречевых функций, постановку звуков.

Для оказания всесторонней квалифицированной помощи детям с особыми возможностями здоровья в штате МДОУ, кроме педагогического персонала, представлены: врач - педиатр, медицинская сестра, инструктор по физическому воспитанию, педагог-психолог, учитель-логопед, педагог-хореограф и др. Совместно со всеми специалистами для каждого ребенка разрабатывается и осуществляется индивидуальная программа развития.

Комплексный подход в коррекции речевых отклонений ребёнка дает положительные результаты. На протяжении 2005 - 2010 г.г., согласно результатам итоговой речевой диагностики (по методике Р.А. Кирьяновой) и заключениям ПМПК, достигнут высокий уровень сформированности фонематического слуха, звукового анализа и синтеза (93%), развития связной речи (87%), лексико-грамматических категорий (91%), словаря (89%), звукопроизношения (92%) у выпускников группы компенсирующей направленности.

Следует особо отметить, что в рамках реализации комплексной целевой программы "Создание и функционирование здоровьесохраняющей среды ребёнка в ДОУ" В.И.Усакова, отработаны эффективные приемы и методы индивидуальной оздоровительной работы с детьми, основанной на тесном сотрудничестве со взрослыми. Реализация программы включает следующие направления работы: диагностика, полноценное питание, система закаливания, организация двигательной активности, создание представлений о здоровом образе жизни, коррекционная работа, лечебно-профилактические мероприятия, Олимпийское воспитание. В основу понимания здоровья положено единство физического, психического и психологического здоровья, резервы которого за счет компенсаторных возможностей детского организма и психики становятся безграничными.

В работе с детьми, используются разнообразные приемы:

- позволяющие вызвать у ребенка интерес к совместной деятельности со сверстником, например, театральная деятельность, досуговые мероприятия олимпийского содержания;

- позволяющие одновременно укреплять здоровье ребенка и его речевые функции, например, логопедический и общий массаж, артикуляционная гимнастика, упражнения для развития дыхания, подвижные игры, аромотерапия;

- позволяющие развивать речевые функции на основе развития моторики руки, например, "сухие бассейны" (ёмкости для массажа рук с различной крупой), специальные мячи для массажа рук, тренажеры (пуговичные, шнуровка, бусы и др.), элементы песочной и арттерапии.

Освоение диагностических приемов позволяет осуществлять мониторинг физического и психического развития каждого ребенка, и тем самым проектировать индивидуальную траекторию его развития. В этой работе хорошим подспорьем является использование компьютерных технологий.

Использование компьютера в логопедической и коррекционной работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что позволяет достигать поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и, в целом, оптимизирует коррекционно-образовательную работу учителя-логопеда.

Педагогический коллектив в совершенстве овладел педагогическими технологиями, обеспечивающими быструю адаптацию ребенка на основе его индивидуальных особенностей. Это помогает эффективно обеспечивать инклюзию и адаптацию ребенка в режим МДОУ.

Немаловажной проблемой в инклюзивных группах является совмещение интересов детей здоровых и с особенностями развития. Это непростой процесс, который требует знаний и усилий педагогов. Необходимо знание методик. В инклюзивном детском саду очень важно, что и дети, и родители, и команда специалистов - это, прежде всего партнеры. В инклюзивных детских садах специалисты очень много проводят времени внутри группы. Занятие построено на взаимодействии внутри. Основная идея - наладить хорошую социальную жизнь детей. Приоритетом в работе с особыми детьми являются, скорее всего, не конкретные знания и навыки, а самочувствие и развитие личности.

Важно учитывать потребности не только детей с дефицитами физического и психического развития, но и одаренных воспитанников. Поэтому мы считаем необходимым создать такие условия каждому ребенку, где могли бы раскрыться его творческие способности. С этой целью в МДОУ № 312 организованы: кружок по спортивным танцам, секции по шахматам и шашкам; кружок "Юный исследователь" и др. Воспитатели и педагоги находят такие виды занятий, которые интересны всем детям.

Мы считаем, что сегодня оптимальным вариантом является сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных организаций образования с параллельным развитием интегрированного (инклюзивного) образования. При этом центры психолого-медико-социального сопровождения (например, такие как центр "Сознание" Октябрьского района г. Красноярска) могли бы выполнять функции учебно-методических центров, обеспечивающих оказание методической, консультационной и коррекционной помощи педагогическим работникам дошкольных учреждений и общеобразовательных школ, которые занимаются воспитанием и образованием детей с особыми возможностями развития.