Сотрудничество учителя начальных классов и преподавателей педколледжа в профессиональной подготовке студентов

Разделы: Начальная школа


Модернизация российского образования и стремление России интегрироваться в европейское сообщество определяют необходимость переориентации оценки результатов образования с понятий "образованность", "подготовленность" на понятия "компетенция", "компетентность". Цели современного профессионального образования все более связываются с развитием профессионально-личностных качеств выпускника, формированием его профессиональной компетентности.

В ФГОС нового поколения определены общие и профессиональные компетенции. Ключевые (общие) компетенции - это общие компетенции человека, которые необходимы для социально продуктивной деятельности любого современного человека. Профессиональные компетенции делятся по видам профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции есть совокупность базовых и специальных компетенций. Базовые - это компетенции в определенной профессиональной области. Специальные - компетенции для выполнения конкретного педагогического действия, решения конкретной проблемы или профессиональной задачи.

Специфической особенностью работы учителя начальных классов является многопредметность. В отличие от учителей - однопредметников он должен владеть методикой преподавания русского языка, чтения, математики, изобразительного искусства, труда и других образовательных дисциплин. Все это требует более пристального внимания к практической подготовке учителя начальных классов, формированию его индивидуальных творческих возможностей, которые позволили бы ему в дальнейшем успешно осуществлять учебно-воспитательную работу с младшими школьниками в современных учебных заведениях различного типа.

В профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов педагогическая практика занимает особое место. Она является связующим звеном между теоретической и практической подготовкой студентов, важнейшим условием повышения качества их обучения и предпосылкой успешного формирования профессионально-педагогических умений и навыков.

Система педагогической практики в нашей начальной школе, сложившаяся на протяжении многих лет убедительно показала свою надежность, обеспечивая довольно высокий уровень профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов. В структуре этой системы выделяют следующие виды педагогической практики студентов:

  • летняя практика;
  • педагогическая практика "Пробные уроки и занятия";
  • педагогическая практика "Первые дни ребенка в школе";
  • преддипломная педагогическая практика.

Цель педагогической практики - выработать у студентов умения и навыки, необходимые в будущей педагогической деятельности, закрепить теоретические знания, связать их с жизнью, научить студентов творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении педагогики, психологии, частных методик и специальных дисциплин.

Учитель начальных классов во время педагогической практики:

  • знакомит студентов с содержанием и основными направлениями своей педагогической деятельности;
  • проводит для студентов-практикантов открытые уроки, внеурочные и воспитательные мероприятия;
  • оказывает помощь студентам в подготовке к урокам и воспитательным мероприятиям;
  • посещает проводимые практикантами уроки и внеурочные учебно-воспитательные мероприятия, осуществляет их анализ и оценку;

Хочется отметить, что именно в ходе практики начинается формирование практиканта как учителя, практика вскрывает успехи и недочеты теоретической подготовки студента. Оказывается, 35-40% студентов отмечают недостаточность знаний, точнее компетентностей перед началом практики. К концу практики большинству студентов удается решить проблемы, и по данным опроса практика в школе закрепляет у 80-94% студентов педагогического училища интерес к профессии. 80% студентов-практикантов выбирают демократический стиль общения с учащимися, 73% опрошенных в качестве задач на урок определяют руководство самостоятельной, познавательной деятельностью учащихся. Отрадно, что студенты, осознавая взаимосвязь различных целей деятельности во время практики, не замыкаются на решении профессиональных задач методом проб и ошибок, а приобретают навыки профессиональной рефлексии.

В процессе работы со студентами во время прохождения любых видов педагогической практики, уровни развития педагогических компетенций можно определить следующим образом:

1) нулевой: студент не владеет педагогическими компетенциями, пытается интуитивно осуществить профессиональные действия, но безуспешно;

2)репродуктивный: студент сознательно стремится применять знания на практике, допускает ошибки и недочеты, свидетельствующие об отсутствии системности и гибкости мышления, действует на основе примеров и образцов;

3)продуктивный: студент проявляет самостоятельность в выборе и осуществлении профессиональных действий на основе теоретических знаний и практических образцов, в целом успешно справляется с основными профессиональными действиями;

4)творческий: студент стремится осуществлять профессиональную деятельность на основе собственных моделей, может научно обосновать свои действия, демонстрирует свободное владение педагогическими компетенциями.

Методисты педколледжа, в свою очередь:

  • принимают участие в установочной и заключительной конференциях по педагогической практике;
  • оказывают научно-методическую помощь учителям начальных классов в организации учебной работы студентов;
  • проводят со студентами методические собеседования по вопросам методики преподавания предмета, организуют с ними "проигрывание" уроков и внеурочных занятий по предмету;
  • консультируют студентов-практикантов при подготовке к урокам и внеурочным занятиям по предмету, проверяют и утверждают планы-конспекты их проведения;
  • регулярно посещают, анализируют и совместно с учителем начальных классов оценивают уроки и внеурочные занятия, проводимые студентами;
  • участвуют в оценке педагогической практики студентов.

Благодаря сотрудничеству учителей начальных классов нашей школы и преподавателей педколледжа, студенты продолжают совершенствовать необходимые педагогические умения и навыки, готовясь к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности.

Считаю, именно, педагогическая практика является средой приобщения будущего учителя к профессиональной деятельности, существенно влияющая на его профессиональное становление и способствующая формированию профессиональных компетенций специалиста.