Цель: Подвести детей к пониманию того, что слова русского языка систематизируются по группам; выработать навыки группировки слов, отвечающих на вопросы кто? что?
Задачи.
Образовательные
- Формирование у детей понимание того, что слова называют предметы и явления окружающего мира.
- Приобретение первоначального представления о группах слов, отвечающих на вопросы кто? что?
Развивающие
- Развитие умения распознавать и группировать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?
- Развитие диалоговой формы общения внутри микрогрупп и между ними; развитие творческих умений и коммуникации.
- Развитие умения оценивать свою деятельность и себя в ней.
- Развитие творческого потенциала учащихся.
Воспитательные
- Создание условий для саморазвития и самореализации учащихся в процессе сотрудничества в группах.
- Воспитание любви к природе, времени года – осени.
Форма проведения урока: нетрадиционная (урок-путешествие).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технологии, используемые на уроке: технология развития критического (продуктивного, самостоятельного мышления), ИКТ.
Виды деятельности на уроке: продуктивные - проблемный диалог, самостоятельная работа, работа в микрогруппах, работа с ИЛО.
Методы, используемые на уроке: метод наблюдения, проблемно-поисковый, продуктивный, практический, репродуктивный.
Дифференциация домашнего задания: по индивидуальному стилю и темпу деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, магнитофон, звукозапись П.И.Чайковский “Времена года”; динамическая модель “Осенний лес”; рабочие звенья модели: “Ветер – озорник”, “Чудо – дерево”, “Словарные избушки”; волшебная сумочка “с секретом”, ИЛО.
Ход урока
1. Организация учащихся к уроку.
2. Подготовка к основному этапу занятия. (Проблематизация с элементами диалога)
- Послушайте внимательно и угадайте, к какой королеве мы попали в гости? (Звучит музыка)
Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем.
Дни стали короче, и длиннее ночи.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
- Так чьи это владения, как зовут их хозяйку? (Осень)
- По каким признакам вы догадались, что хозяйку зовут Осень?
Слайд 1. (Подведение курсора к пейзажной зарисовке, в углу слайда, увеличивает картинку).
(Опадают листья, стали короче дни и длиннее ночи, появились грибы и ягоды).
- Осень, бесспорно, очень красива: яркие наряды деревьев и ковер разноцветных листьев под ними, аромат свежих плодов и ягод. Но у осени, как и подобает королеве, есть свои капризы и непостоянства. О каких изменениях в природе мы еще не вспомнили?
(По ходу вывешивается демонстрационный материал на магнитной основе)
- Дуют ветра.
- Идут дожди.
3. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, вы уже назвали среди осенних примет ветра. Сегодня вместе с веселым озорным Ветром мы побываем в Осеннем царстве – Лесном государстве. (Из его сумочки выглядывают карточки с вопросами).
- Может кто-то из вас уже догадался и поможет определить сегодняшнюю тему? (Будем учиться ставить вопросы к словам…)
- Совершенно верно, мы научимся группировать слова с помощью вопросов.
4. Актуализация знаний.
Каллиграфическая минутка.
- Наш Ветер – озорник постарался и принес нам осенний дождик, который, как вы сказали, часто идет в октябре.
Слайд 2. (Дождевые капельки с буквами).
- Но посмотрите, дождь этот необычный, а буквенный. Проверим ваше внимание.
- Определите какие буквы принес нам Ветер для минутки чистописания:
1) буква, обозначающая гласный звук в слове “холод”. (о)
1) буква, обозначающая непарный звонкий согласный звук в слове “ветер”. (р)
2) буква, обозначающая парный звонкий согласный звук в слове “груша”. (г)
3) буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки в слове “тепло”. (т, п)
4) буква – “частый гость” в слове “дождь”. (д)
- Напишите вот такую цепочку закрытых слогов с верхним соединением: ор ог от оп од
5. Усвоение новых знаний и способов действий.
5. 1. Беседа.
- Наш ветер примчал нас в Лесное государство. А что это у него в руках? (Ответы детей)
- Чудесная воздушная сумочка. А в ней что? – Подсказка от ветра.
- Читайте: (“Спрятал”.)
- Что такое необычное он мог спрятать, что не живет и не растет в лесу? (Появляется кукла).
5.2. Наблюдение над особенностями имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?
- Вот озорник! Он принес из города в лес куклу.
Слайд 3.
- Наверное, он не знает, что это за предмет.
- Ребята, подумайте, на месте ветра, какой бы вы вопрос поставили, чтобы узнать название предмета? (Что это?)
- Значит, какой вывод можно сделать? (Слово “кукла” отвечает на вопрос “что?”)
(Табличка ЧТО?)
- А, как вы думаете, почему про этот предмет спрашивают что это? (Он неживой)
- Оживите нашу куколку. Поставьте для этого нужный вопрос.
- Кто это? – (Девочка)
(Табличка КТО?)
- Попробуйте сами подвести итог, и работая в “четверках”, подготовить краткое сообщение по теме сегодняшнего урока. (Работа в группах)
5.3. Сообщение представителей групп.
(Мы начали изучать группу слов, которые называют живые и неживые предметы окружающего мира. Живые предметы отвечают на вопрос кто?, а неживые – на вопрос что?)
- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
6. Закрепление знаний и способов действий.
6.1. Проблемный диалог.
- В осеннем царстве - Лесном государстве есть две “словарные избушки”.
- Догадайтесь, какие жители в них обитают? (Слова)
- Подумайте, как назвать избушки, чтобы эти названия были связаны с материалом урока и содержали вопрос.
- Запишите у себя в тетради вопросы:
1 вариант – КТО?
2 вариант – ЧТО?
6. 2. Дидактическая игра “Волшебное перышко”.
- Я предлагаю вам поучаствовать в игре “Волшебное перышко”.
- Избушки пока пусты. Заполните их словами, которые называют предметы. А предметы вы можете найти на Чудо – дереве. (Переворачивается дерево).
- Находя слова, записывайте их в тетрадь.
6.3. Самостоятельная работа в парах с последующей самопроверкой.
Слайд 4.
кто? | что? |
ёжик | листья |
лиса | озеро |
утка | трава |
журавли | дождь |
белочка |
- Подведите итог своей работы и сделайте вывод. (О людях и животных спрашивают кто?, а о других предметах – что?)
6.4. Подбор имен существительных.
- Дополните устно эти группы словами, называющими предметы Лесного государства.
Физкультминутка
7. Контроль и самопроверка знаний.
7.1. Дифференциация учебной деятельности. Самостоятельная работа по группам.
- На партах у вас лежат листики разного цвета. Выберите задание, которое бы вы хотели выполнить.
Слайд 5.
зеленый | оранжевый | красный |
Упр 50, с. 36 учебника “Цепочкой” - у доски. | Творческая работа по карточкам (заменить букву в словах, отвечающих на вопрос что? так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто?) | Творческая работа по карточкам (записать одним общим словом группу слов, распределить слова по вопросам) |
7.2. Проверка.
Самопроверка (2 и 3 группа - по ключам на слайде).
Слайд 6.
8. Итог урока. Рефлексия.
– Вот и закончилось наше путешествие. Но у каждого из вас осталось впечатление от него. Возьмите итоговые листы и постарайтесь ответить на вопросы.
(Работа по ИЛО – индивидуальным листам обучения).
9. Домашнее задание.
Слайд 7. Комментарий по выполнению домашнего задания.
зеленый | оранжевый | красный |
Упр 34, с. 18 (Д/м) | Работа по карточкам (записать слова на тему “Осень”, группируя их по вопросам ) | Работа по карточкам (отгадать загадки, слова-отгадки сгруппировать по вопросам) |