Проблема поиска новых альтернативных учебников истории сейчас уже не столь актуальна для учителей истории. Учебники первой половины 90-х годов были во многом эклектичны, нередко охватывали лишь фрагменты тех или иных курсов. В настоящий момент созданы учебники нового поколения – качественные в содержательном и методическом отношении, для вариативной системы обучения. Появились современные учебно-методические комплексы, включающие в себя учебник истории, методические пособия для учителя, рабочие тетради и хрестоматии для учащихся. Это концептуально однородные и совместимые по вертикали (5-9, 10-11 классы) учебные пособия. Все рекомендуемые Министерством образования РФ учебники истории созданы в соответствии с новой стратегией развития исторического образования, утвержденной правительством в 1994 году, с учетом концентрической структуры исторического образования и отказа от идеологической монополии государства.
В современном российском школьном историческом образовании сохраняются традиционные черты использования учебника в процессе изучения предмета. Учебник необходимо пройти параграф за параграфом. Важные события, исторические личности, выводы и объяснения часто заучиваются наизусть из текстов учебника. Подготовка к урокам по большей части основывается на этих учебниках. Данная практика использования учебника истории делает его исключительно важным инструментом изучения истории. В то же время выбор учебника учителем является непростой задачей, как в силу многообразия предлагаемой учебной литературы, так и по причине недостатков наличных учебников.
Мне кажется необходимым при выборе учебника для учащихся старшей школы попытаться оценить, насколько не только текстовый, но и вспомогательный материал учебника позволяет сформировать учебные компетенции учащихся.
В ходе педагогической практики мне приходилось работать по учебникам многих авторов. Многие учебники обладают не только рядом неоспоримых достоинств, но и существенных недостатков.
Хотелось бы надеяться, что проделанная работа поможет учителям в выборе научно-корректных подходов при обращении к визуальному ряду любого школьного учебника и продолжит ряд уже опубликованных работ по данной тематике. Профессор Кафедры истории средних веков Саратовского Государственного университета Н.И. Девятайкина в своих последних статьях детально проанализировала представленные визуальные источники в учебниках по истории средних веков. Учителя истории Саратовских школ опубликовали ряд статей по данной тематике в журнале «Классная работа». Это, например, статья П. Донецкого «Иллюстрация к крестовым походам» [2]. В журнале «История и обществознание в школе» авторы Т.В. Коваль [3], С.Д. Рыбаков [5], М.В. Соколова [6], О.А. Ушакова [7] посвятили свои работы методике организации работы с визуальным источником на уроке.
Итак, представим: учебник по истории России для 10 класса написан крупнейшим специалистом по истории России, директором Института Российской истории РАН, членом-корреспондентом Российской академии наук, членом Союза писателей России А.Н. Сахаровым вместе с известным автором, крупным историком, доктором исторических наук А.Н. Бохановым. Глубочайшее знание истории, великолепный литературный стиль делают учебник содержательным и увлекательным. В нем нашли отражение последние достижения исторической науки. Одновременно учебник прост и легко доступен восприятию. Справочно-методический аппарат написан известными методистами С.И. Козленко и Г.И. Старобинской. Учебник в полной мере дает знания, позволяющие школьникам подготовиться к сдаче выпускных экзаменов и заложить фундамент для поступления в вуз.
Задача моего исследования сегодня: на примере темы по истории России попытаться оценить, насколько корректно представлены в учебнике визуальные и документальные источники, каким образом связаны с текстом, какие задания и вопросы по ним предложены.
Ради удобства и обобщения перечень всех представленных в учебнике визуальных материалов приведён в таблицах, что позволяет увидеть характер представления источника и формы работы с ним. Образцы самих материалов включены в презентацию, являющуюся Приложением к данной работе. В тексте параграфа 10 «Культура Руси X – начала XIII в.в. Зарождение русской цивилизации.» представлены:
Таблица 1
Наименование источника | Кол-во | Отсылка в тексте | Описание в тексте | Вопросы и задания под иллюстрацией | Вопросы и задания после параграфа |
Лубок. | 2 | – | 1 | – | |
Береста. | 1 | 1 | – | ||
Предметы быта. | 6 | – | – | ||
Архитектурные памятники. | 6 | – | 4 | – | 1 |
Скульптура. | 2 | – | 1 | – | |
Рисунок. | 1 | – | – | – | |
Миниатюра. | 3 | – | 2 | – | |
Летопись. | 1 | – | 1 | – | 1 |
Литература. | 1 | – | 1 | – | |
Мозаика. | 2 | – | – | – | |
Икона. | 1 | – | – | – | |
Фреска. | 1 | – | 1 | – | |
Иллюстрация картины. | 1 | – | – | – |
Первое, что следует отметить особо: визуальные источники представлены в параграфе и, в целом, в учебнике в разнообразных видах и в очень большом количестве (28 «картинок» на 17 страницах текста). Обращает на себя внимание тот факт, что с текстом параграфа визуальный источник связан как иллюстративный материал. Не все представленные иллюстрации находят отражение в тексте. И, что совсем плохо, на мой взгляд, нет продуманной системы заданий к источникам. В конце параграфа только два вопроса общего плана позволяют не только прочитать текст параграфа, но и обратить внимание старшеклассника на «картинки», сопровождающие тему. Чтобы не делать поспешных выводов, обратимся визуально к любому другому параграфу учебника. Картина та же.
Теперь обратимся к детальному разбору тех источников, которые представлены в параграфе. Отметим сразу цветной вариант представления источников, что привлекает внимание учащихся.
Посмотрим, насколько корректно представлены визуальные источники:
Таблица 2
Характер обозначения типа источника | Название источника | Автор | Время создания | Место нахождения | Размер | Соответствие расположения тексту |
«Сказочная птица Алконост». Лубок. | 1 | – | – | – | 1 | – / Как мы понимаем русскую культуру. |
Берестяная грамота. | 1 | – | – | – | – | 1 / Письменность, грамотность, школы. |
Писало. XI в. | 1 | – | 1 | – | – | 1 / Письменность, грамотность, школы. |
Памятник Кириллу и Мефодию в Москве. Скульптор В.М. Клыков. | 1 | 1 | – | 1 | – | 1 / Письменность, грамотность, школы. |
Миниатюра из «Изборника» Святослава. | 1 | – | – | – | 1 | – / Летописи. |
«Повесть временных лет». Начальный лист. | 1 | – | 1 | 1 / Летописи. | ||
«Слово о Законе и Благодати». Список XVI в. | 1 | – | 1 | – | 1 | – / Литература. |
«Сказание о Борисе и Глебе». Миниатюра. XV в. | 1 | – | 1 | – | 1 | 1 / Литература. |
«Хождение игумена Даниила». Миниатюра. | 1 | 1 | – | 1 | 1 / Литература. | |
Успенский собор во Владимире. XII в. | 1 | – | 1 | 1 | – | 1 / Архитектура. |
Церковь Покрова на Нерли. XII в. | 1 | – | 1 | – | – | 1 / Архитектура. |
Золотые ворота во Владимире. XII в. | 1 | – | 1 | 1 | – | 1 / Архитектура. |
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. XIII в. | 1 | – | 1 | 1 | – | – / Архитектура. |
Дмитриевский собор во Владимире. | 1 | – | 1 | 1 | – | 1 / Архитектура. |
Борисоглебский собор в Чернигове. XII в. | 1 | – | 1 | 1 | – | – / Архитектура. |
«Христос, причащающий апостолов». Мозаика Софийского собора в Киеве XI в. | 1 | 1 | 1 | – | 1 / Живопись, скульптура, музыка. | |
«Дмитрий Солунский». Мозаика. | 1 | – | – | – | – | – / Живопись, скульптура, музыка. |
«Святой Георгий». Икона. XII в. | 1 | 1 | – | – | 1 / Живопись, скульптура, музыка. | |
«Страшный суд». Фреска Дмитриевского собора. | 1 | – | – | 1 | – | 1 / Живопись, скульптура, музыка. |
«Никола Можайский». Скульптура. | 1 | – | – | – | – | – / Живопись, скульптура, музыка. |
«Богатыри». Художник В.М. Васнецов. | 1 | 1 | – | – | – | 1 / Фольклор. |
«Богатырь Алеша Попович». Лубок. | 1 | – | – | – | 1 | 1 / Фольклор. |
«Князь XII в». Рисунок XIX в. | 1 | – | 1 | – | 1 | – / Повседневная жизнь горожан. |
Глиняные игрушки. XII в. | 1 | – | 1 | – | – | – / Повседневная жизнь горожан. |
Гребень. XII в. | 1 | – | 1 | – | – / Повседневная жизнь горожан. | |
Деревянная ложка. XII в. | 1 | – | 1 | – | – | – / Повседневная жизнь горожан. |
Перстень с изображением орла. XII в. | 1 | – | 1 | – | – | – / Повседневная жизнь горожан. |
Диадема. XII в. | 1 | – | 1 | – | – | – / Повседневная жизнь горожан. |
По интересующим нас параметрам, название и время создания обозначено у всех или практически у всех источников, место нахождения – только у памятников архитектуры. Только у трех источников можно понять точное авторство и еще у двух оно упоминается в тексте параграфа (соответствующие ячейки таблицы выделены синим цветом). Мы не видим имен авторов, но это в данном случае не упущение: древние и средневековые авторы зачастую неизвестны. В качестве упущения можно отметить также отсутствие размеров источников, что может создавать у учащихся ошибочное представление о предмете.
В целом, можно отметить, что в данном учебнике визуальные источники не остаются вне их культурно-исторического контекста, что создает основу для их научно-корректного использования. Однако для полного и всеобъемлющего анализа источника недостаточно представленной информации, что заставляет учителя и учащихся обращаться к дополнительной литературе. В таблице 2 зелёным шрифтом отмечены только два источника, характеристика которых представлена наиболее полно.
Рассмотрим еще один, на мой взгляд, положительный аспект, который также представлен в таблице:
Таблица 3
Наименование раздела | Кол-во источников | Разновидности источников |
Как мы понимаем русскую культуру. | 1 | Лубок. |
Письменность, грамотность, школы. | 3 | Берестяная грамота, предмет письма, скульптура. |
Летописи. | 2 | Миниатюра, начальный лист летописи. |
Литература. | 3 | Список, миниатюра. |
Архитектура. | 5 | Собор, церковь, ворота. |
Живопись, скульптура, музыка. | 5 | Мозаика, икона, фреска, скульптура. |
Фольклор. | 2 | Картина, лубок. |
Повседневная жизнь горожан. | 6 | Предметы быта, рисунок. |
Зарождение русской цивилизации. | – | – |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в параграфе учебника не только даны визуальные источники на все изучаемые разделы культуры эпохи, но и представлено их разнообразие. Это, безусловно, положительный момент при изучении культуры, особенно для классов базового уровня, в которых не предусмотрено изучение подобных тем на уроках МХК.
Еще один вопрос нашего изучения – использование письменных источников на страницах учебника – рассмотреть не представляется возможным, так как такой вид источника в качестве дополнительной информации к уроку не представлен, а значит, учителю необходимо искать дополнительные материалы для обучения навыкам работы с письменным источником. В качестве варианта можно предложить «Практикум по истории России с древнейших времен до конца XIX в». В.А. Бердинских [1].
Вместе с тем, недостаточная описательная характеристика источника может служить отрицательным моментом при использовании данного вида работы на уроке. Ни к одному источнику не сформулированы вопросы и задания.
Например, можно предложить задания к страницам 140-141 с иллюстрациями архитектурных памятников:
- Подготовить сообщения об одном из памятников архитектуры.
- Найти общие черты, отражающие особенности архитектурного стиля.
- Составить карту культурных памятников древней Руси (выделив цветами век создания).
При работе с «Повестью временных лет» можно попросить учащихся найти перевод первой страницы и выяснить, с какого момента начинается повествование.
В заключение, необходимо отметить, что на сегодняшний день проблема анализа визуальных источников в учебниках истории остается еще недостаточно изученной. Наши наблюдения показали, что проблемы освещения в учебнике истории визуальных и письменных источников остаются достаточно проблематичными, несмотря на достаточный прогресс по сравнению с учебниками предыдущего поколения.
В рассмотренном материале представлен пробный анализ корректного использования в учебнике визуальных источников, отмечены положительные моменты: большое количество и видовое разнообразие представленных работ. Отмечены также недостатки: отсутствие точной описательной информации об источнике, узкий спектр вопросов и заданий по проблеме изучения. Это, на мой взгляд, сужает методические рамки рассмотрения материала урока в проблемном аспекте, но, в то же время, позволяет учителю использовать творческий подход и инновации в подаче материала.
Список использованных источников и литературы:
- Бердинских В.А. История России с древнейших времен до конца XIX в. Практикум 10 класс. – М.: Дрофа, 2010.
- Донецкий П.Б. Иллюстрации к крестовым походам // Классная работа. – Саратов, 2010. № 3 С. 26-28.
- Коваль Т.В. Методика организации работы с визуальными источниками // История и обществознание в школе. 2006. № 10. С. 22-27.
- Козерь В. Школьные учебники истории: проблемы выбора // Школьное историческое образование: реалии, проблемы, перспективы развития. Информационно-аналитический сборник. – Ростов-на-Дону, Методический центр образования, 2003.
- Рыбаков С.Д. Способы организации работы с иллюстративным материалом на уроке истории // Преподавание истории в школе. – М., 2007. № 5. С. 64-69.
- Соколова М.В. Работа с вещественными источниками на уроках истории // История и обществознание в школе. 2006. № 6. С. 19-24.
- Ушакова О.А. Использование электронных пособий на уроке истории // История и обществознание в школе. 2007. № 3. С. 31-35.