Методические особенности использования источников в учебниках по истории России

Разделы: История и обществознание


Проблема поиска новых альтернативных учебников истории сейчас уже не столь актуальна для учителей истории. Учебники первой половины 90-х годов были во многом эклектичны, нередко охватывали лишь фрагменты тех или иных курсов. В настоящий момент созданы учебники нового поколения – качественные в содержательном и методическом отношении, для вариативной системы обучения. Появились современные учебно-методические комплексы, включающие в себя учебник истории, методические пособия для учителя, рабочие тетради и хрестоматии для учащихся. Это концептуально однородные и совместимые по вертикали (5-9, 10-11 классы) учебные пособия. Все рекомендуемые Министерством образования РФ учебники истории созданы в соответствии с новой стратегией развития исторического образования, утвержденной правительством в 1994 году, с учетом концентрической структуры исторического образования и отказа от идеологической монополии государства.

В современном российском школьном историческом образовании сохраняются традиционные черты использования учебника в процессе изучения предмета. Учебник необходимо пройти параграф за параграфом. Важные события, исторические личности, выводы и объяснения часто заучиваются наизусть из текстов учебника. Подготовка к урокам по большей части основывается на этих учебниках. Данная практика использования учебника истории делает его исключительно важным инструментом изучения истории. В то же время выбор учебника учителем является непростой задачей, как в силу многообразия предлагаемой учебной литературы, так и по причине недостатков наличных учебников.

Мне кажется необходимым при выборе учебника для учащихся старшей школы попытаться оценить, насколько не только текстовый, но и вспомогательный материал учебника позволяет сформировать учебные компетенции учащихся.

В ходе педагогической практики мне приходилось работать по учебникам многих авторов. Многие учебники обладают не только рядом неоспоримых достоинств, но и существенных недостатков.

Хотелось бы надеяться, что проделанная работа поможет учителям в выборе научно-корректных подходов при обращении к визуальному ряду любого школьного учебника и продолжит ряд уже опубликованных работ по данной тематике. Профессор Кафедры истории средних веков Саратовского Государственного университета Н.И. Девятайкина в своих последних статьях детально проанализировала представленные визуальные источники в учебниках по истории средних веков. Учителя истории Саратовских школ опубликовали ряд статей по данной тематике в журнале «Классная работа». Это, например, статья П. Донецкого «Иллюстрация к крестовым походам» [2]. В журнале «История и обществознание в школе» авторы Т.В. Коваль [3], С.Д. Рыбаков [5], М.В. Соколова [6], О.А. Ушакова [7] посвятили свои работы методике организации работы с визуальным источником на уроке.

Итак, представим: учебник по истории России для 10 класса написан крупнейшим специалистом по истории России, директором Института Российской истории РАН, членом-корреспондентом Российской академии наук, членом Союза писателей России А.Н. Сахаровым вместе с известным автором, крупным историком, доктором исторических наук А.Н. Бохановым. Глубочайшее знание истории, великолепный литературный стиль делают учебник содержательным и увлекательным. В нем нашли отражение последние достижения исторической науки. Одновременно учебник прост и легко доступен восприятию. Справочно-методический аппарат написан известными методистами С.И. Козленко и Г.И. Старобинской. Учебник в полной мере дает знания, позволяющие школьникам подготовиться к сдаче выпускных экзаменов и заложить фундамент для поступления в вуз.

Задача моего исследования сегодня: на примере темы по истории России попытаться оценить, насколько корректно представлены в учебнике визуальные и документальные источники, каким образом связаны с текстом, какие задания и вопросы по ним предложены.

Ради удобства и обобщения перечень всех представленных в учебнике визуальных материалов приведён в таблицах, что позволяет увидеть характер представления источника и формы работы с ним. Образцы самих материалов включены в презентацию, являющуюся Приложением к данной работе. В тексте параграфа 10 «Культура Руси X – начала XIII в.в. Зарождение русской цивилизации.» представлены:

Таблица 1

Наименование источника Кол-во Отсылка в тексте Описание в тексте Вопросы и задания под иллюстрацией Вопросы и задания после параграфа
Лубок. 2 1  
Береста. 1   1  
Предметы быта. 6    
Архитектурные памятники. 6 4 1
Скульптура. 2 1  
Рисунок. 1  
Миниатюра. 3 2  
Летопись. 1 1 1
Литература. 1 1  
Мозаика. 2  
Икона. 1  
Фреска. 1 1  
Иллюстрация картины. 1  

Первое, что следует отметить особо: визуальные источники представлены в параграфе и, в целом, в учебнике в разнообразных видах и в очень большом количестве (28 «картинок» на 17 страницах текста). Обращает на себя внимание тот факт, что с текстом параграфа визуальный источник связан как иллюстративный материал. Не все представленные иллюстрации находят отражение в тексте. И, что совсем плохо, на мой взгляд, нет продуманной системы заданий к источникам. В конце параграфа только два вопроса общего плана позволяют не только прочитать текст параграфа, но и обратить внимание старшеклассника на «картинки», сопровождающие тему. Чтобы не делать поспешных выводов, обратимся визуально к любому другому параграфу учебника. Картина та же.

Теперь обратимся к детальному разбору тех источников, которые представлены в параграфе. Отметим сразу цветной вариант представления источников, что привлекает внимание учащихся.

Посмотрим, насколько корректно представлены визуальные источники:

Таблица 2

Характер обозначения типа источника Название источника Автор Время создания Место нахождения Размер Соответствие расположения тексту
«Сказочная птица Алконост». Лубок. 1 1 – / Как мы понимаем русскую культуру.
Берестяная грамота. 1 1 / Письменность, грамотность, школы.
Писало. XI в. 1 1 1 / Письменность, грамотность, школы.
Памятник Кириллу и Мефодию в Москве. Скульптор В.М. Клыков. 1 1 1 1 / Письменность, грамотность, школы.
Миниатюра из «Изборника» Святослава. 1 1 – / Летописи.
«Повесть временных лет». Начальный лист. 1     1 1 / Летописи.
«Слово о Законе и Благодати». Список XVI в. 1 1 1 – / Литература.
«Сказание о Борисе и Глебе». Миниатюра. XV в. 1 1 1 1 / Литература.
«Хождение игумена Даниила». Миниатюра. 1 1   1 1 / Литература.
Успенский собор во Владимире. XII в. 1 1 1 1 / Архитектура.
Церковь Покрова на Нерли. XII в. 1 1 1 / Архитектура.
Золотые ворота во Владимире. XII в. 1 1 1 1 / Архитектура.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. XIII в. 1 1 1 – / Архитектура.
Дмитриевский собор во Владимире. 1 1 1 1 / Архитектура.
Борисоглебский собор в Чернигове. XII в. 1 1 1 – / Архитектура.
«Христос, причащающий апостолов». Мозаика Софийского собора в Киеве XI в. 1 1 1 1 / Живопись, скульптура, музыка.
«Дмитрий Солунский». Мозаика. 1 – / Живопись, скульптура, музыка.
«Святой Георгий». Икона. XII в. 1   1 1 / Живопись, скульптура, музыка.
«Страшный суд». Фреска Дмитриевского собора. 1 1 1 / Живопись, скульптура, музыка.
«Никола Можайский». Скульптура. 1 – / Живопись, скульптура, музыка.
«Богатыри». Художник В.М. Васнецов. 1 1 1 / Фольклор.
«Богатырь Алеша Попович». Лубок. 1 1 1 / Фольклор.
«Князь XII в». Рисунок XIX в. 1 1 1 – / Повседневная жизнь горожан.
Глиняные игрушки. XII в. 1 1 – / Повседневная жизнь горожан.
Гребень. XII в. 1 1 – / Повседневная жизнь горожан.
Деревянная ложка. XII в. 1 1 – / Повседневная жизнь горожан.
Перстень с изображением орла. XII в. 1 1 – / Повседневная жизнь горожан.
Диадема. XII в. 1 1 – / Повседневная жизнь горожан.

По интересующим нас параметрам, название и время создания обозначено у всех или практически у всех источников, место нахождения – только у памятников архитектуры. Только у трех источников можно понять точное авторство и еще у двух оно упоминается в тексте параграфа (соответствующие ячейки таблицы выделены синим цветом). Мы не видим имен авторов, но это в данном случае не упущение: древние и средневековые авторы зачастую неизвестны. В качестве упущения можно отметить также отсутствие размеров источников, что может создавать у учащихся ошибочное представление о предмете.

В целом, можно отметить, что в данном учебнике визуальные источники не остаются вне их культурно-исторического контекста, что создает основу для их научно-корректного использования. Однако для полного и всеобъемлющего анализа источника недостаточно представленной информации, что заставляет учителя и учащихся обращаться к дополнительной литературе. В таблице 2 зелёным шрифтом отмечены только два источника, характеристика которых представлена наиболее полно.

Рассмотрим еще один, на мой взгляд, положительный аспект, который также представлен в таблице:

Таблица 3

Наименование раздела Кол-во источников Разновидности источников
Как мы понимаем русскую культуру. 1 Лубок.
Письменность, грамотность, школы. 3 Берестяная грамота, предмет письма, скульптура.
Летописи. 2 Миниатюра, начальный лист летописи.
Литература. 3 Список, миниатюра.
Архитектура. 5 Собор, церковь, ворота.
Живопись, скульптура, музыка. 5 Мозаика, икона, фреска, скульптура.
Фольклор. 2 Картина, лубок.
Повседневная жизнь горожан. 6 Предметы быта, рисунок.
Зарождение русской цивилизации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в параграфе учебника не только даны визуальные источники на все изучаемые разделы культуры эпохи, но и представлено их разнообразие. Это, безусловно, положительный момент при изучении культуры, особенно для классов базового уровня, в которых не предусмотрено изучение подобных тем на уроках МХК.

Еще один вопрос нашего изучения – использование письменных источников на страницах учебника – рассмотреть не представляется возможным, так как такой вид источника в качестве дополнительной информации к уроку не представлен, а значит, учителю необходимо искать дополнительные материалы для обучения навыкам работы с письменным источником. В качестве варианта можно предложить «Практикум по истории России с древнейших времен до конца XIX в». В.А. Бердинских [1].

Вместе с тем, недостаточная описательная характеристика источника может служить отрицательным моментом при использовании данного вида работы на уроке. Ни к одному источнику не сформулированы вопросы и задания.

Например, можно предложить задания к страницам 140-141 с иллюстрациями архитектурных памятников:

  1. Подготовить сообщения об одном из памятников архитектуры.
  2. Найти общие черты, отражающие особенности архитектурного стиля.
  3. Составить карту культурных памятников древней Руси (выделив цветами век создания).

При работе с «Повестью временных лет» можно попросить учащихся найти перевод первой страницы и выяснить, с какого момента начинается повествование.

В заключение, необходимо отметить, что на сегодняшний день проблема анализа визуальных источников в учебниках истории остается еще недостаточно изученной. Наши наблюдения показали, что проблемы освещения в учебнике истории визуальных и письменных источников остаются достаточно проблематичными, несмотря на достаточный прогресс по сравнению с учебниками предыдущего поколения.

В рассмотренном материале представлен пробный анализ корректного использования в учебнике визуальных источников, отмечены положительные моменты: большое количество и видовое разнообразие представленных работ. Отмечены также недостатки: отсутствие точной описательной информации об источнике, узкий спектр вопросов и заданий по проблеме изучения. Это, на мой взгляд, сужает методические рамки рассмотрения материала урока в проблемном аспекте, но, в то же время, позволяет учителю использовать творческий подход и инновации в подаче материала.

Приложение

Список использованных источников и литературы:

  1. Бердинских В.А. История России с древнейших времен до конца XIX в. Практикум 10 класс. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Донецкий П.Б. Иллюстрации к крестовым походам // Классная работа. – Саратов, 2010. № 3 С. 26-28.
  3. Коваль Т.В. Методика организации работы с визуальными источниками // История и обществознание в школе. 2006. № 10. С. 22-27.
  4. Козерь В. Школьные учебники истории: проблемы выбора // Школьное историческое образование: реалии, проблемы, перспективы развития. Информационно-аналитический сборник. – Ростов-на-Дону, Методический центр образования, 2003.
  5. Рыбаков С.Д. Способы организации работы с иллюстративным материалом на уроке истории // Преподавание истории в школе. – М., 2007. № 5. С. 64-69.
  6. Соколова М.В. Работа с вещественными источниками на уроках истории // История и обществознание в школе. 2006. № 6. С. 19-24.
  7. Ушакова О.А. Использование электронных пособий на уроке истории // История и обществознание в школе. 2007. № 3. С. 31-35.