Ребусы на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Учащиеся, как правило, относятся к заучиванию лексики как к скучному, монотонному, трудоёмкому занятию. Это побуждает творчески работающих учителей прибегать к нетрадиционным приемам работы. Один из них – использование ребусов на этапе закрепления ранее изученных лексических единиц. Ребусом принято называть изображение какого-либо слова или предложения (кодирование слов, фраз) при помощи комбинации рисунков (картинок), букв, цифр, знаков.

Обычно в ребусах зашифровываются существительные в именительном падеже, но можно включать слова любой части речи – числительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, предлоги (см. примеры в Приложении).

Самыми распространенными принципами кодирования слов можно выделить следующие:

1. Слово + слово (предмет + предмет): basket + ball, arm + chair, bed + room, book + shelf.

Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3

2. Предмет + часть слова или часть слова + предмет: t + hat = that, o + pen = open, y + ear = year.

Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6
Рисунок 7 Рисунок 8 Рисунок 9

3. Из названия изображенного предмета исключаются буквы при помощи запятой(ых) – если запятая стоит слева от рисунка, то в слове надо исключить первую букву (или несколько букв, если 2-3 запятые), если справа от рисунка – то последнюю(ии)), или добавляются другие буквы взамен вычеркнутых: sheep’’ = she, ‘cup = up, ‘house’’+ t = out, y +’car + d = yard, w +’nine’+ ten’+ r = winter.

Рисунок 10 Рисунок 11 Рисунок 12
Рисунок 13
Рисунок 14 Рисунок 15 Рисунок 16

4. Буквы (буквосочетания, предметы), изображены один на другом (над ним, под ним), один в другом, рядом друг с другом (одна буква «прислонена» к другой или они как бы держатся за руки), какая-либо буква «идет» по направлению к другой (или другим), тогда при чтении, соответственно, добавляются предлоги ‘on’, ‘under’, ‘up’, ‘in’, ‘at’, ‘with’, ‘to’: e. g. k-in-d = kind, M-on-day = Monday, to-w-n = town, sk-at-e = skate, am-on-g = among, s-up-per = supper.

Рисунок 17 Рисунок 18 Рисунок 19
Рисунок 20
Рисунок 21 Рисунок 22 Рисунок 23

5. Над рисунком (или рядом с изображением) написаны цифры, тогда буквы читаются в том порядке, который указан цифрами: eat (3,1,2) = tea, ear (2,3,1) = are, Kate (3,2,1,4) = take, net (3,2,1) = ten.

Рисунок 24 Рисунок 25
Рисунок 26 Рисунок 27
Рисунок 28

6. Зачёркнутая буква исключается при расшифровке слова или заменяется на другую: monkey = money, coat = cat, coast = coat, bag (a = i) = big, hat (t=m) = ham, lake (l = m) = make.

Рисунок 29 Рисунок 30
Рисунок 31

Ребусы – это еще и увлекательная форма работы над орфографией. Например, здесь зашифровано название страны, где британские школьники любят проводить свои каникулы:

Рисунок 32

На продвинутом этапе можно шифровать уже предложения, например, пословицы:

Рисунок 33

* One for all and all for one.

или название произведения:

Рисунок 34

* Three men in a boat.

Иногда учащиеся пытаются составлять свои собственные ребусы (См. Приложение). Количественный анализ показывает, что из 120 представленных ребусов наибольшую группу составляют существительные (63), далее идут глаголы (20), прилагательные и наречия (16), предлоги (9), числительные (6), местоимения (6).

Приём использования ребусов оживляет работу учащихся на уроке английского языка, повышает их работоспособность и позволяет интенсифицировать учебный процесс, воспитывает интерес учащихся к предмету и положительно воздействует на эмоциональное состояние школьников. Разгадывая готовые ребусы и составляя свои собственные, учащиеся развивают смекалку, воображение, интуицию, укрепляют память, прочно усваивая изучаемый лексический материал. Это один из приёмов педагогического мастерства, позволяющий активизировать желание детей учиться.