Учащиеся, как правило, относятся к заучиванию лексики как к
скучному, монотонному, трудоёмкому занятию. Это побуждает творчески работающих
учителей прибегать к нетрадиционным приемам работы. Один из них – использование
ребусов на этапе закрепления ранее изученных лексических единиц. Ребусом принято
называть изображение какого-либо слова или предложения (кодирование слов, фраз)
при помощи комбинации рисунков (картинок), букв, цифр, знаков.
Обычно в ребусах зашифровываются существительные в
именительном падеже, но можно включать слова любой части речи – числительные, глаголы,
прилагательные, местоимения, наречия, предлоги (см. примеры в
Приложении).
Самыми распространенными принципами кодирования слов можно
выделить следующие:
1. Слово + слово (предмет + предмет): basket + ball, arm + chair, bed + room, book + shelf.
|
|
Рисунок 1 |
Рисунок 2 |
|
Рисунок 3 |
2. Предмет + часть слова или часть слова + предмет:
t + hat = that, o + pen = open, y + ear = year.
|
|
|
Рисунок 4 |
Рисунок 5 |
Рисунок 6 |
|
|
|
Рисунок 7 |
Рисунок 8 |
Рисунок 9 |
3. Из названия изображенного предмета исключаются буквы при помощи запятой(ых) –
если запятая стоит слева от рисунка, то в слове надо исключить первую букву
(или несколько букв, если 2-3 запятые), если справа от рисунка –
то последнюю(ии)), или добавляются другие буквы взамен вычеркнутых: sheep’’ = she,
‘cup = up, ‘house’’+ t = out, y +’car + d = yard, w +’nine’+ ten’+ r = winter.
|
|
|
Рисунок 10 |
Рисунок 11 |
Рисунок 12 |
|
Рисунок 13 |
|
|
|
Рисунок 14 |
Рисунок 15 |
Рисунок 16 |
4. Буквы (буквосочетания, предметы), изображены один на
другом (над ним, под ним), один в другом, рядом друг с другом (одна
буква «прислонена» к другой или они как бы держатся за руки), какая-либо
буква «идет» по направлению к другой (или другим), тогда при чтении,
соответственно, добавляются предлоги ‘on’, ‘under’,
‘up’, ‘in’, ‘at’, ‘with’,
‘to’: e. g. k-in-d = kind, M-on-day = Monday, to-w-n =
town, sk-at-e = skate, am-on-g = among, s-up-per = supper.
|
|
|
Рисунок 17 |
Рисунок 18 |
Рисунок 19 |
|
Рисунок 20 |
|
|
|
Рисунок 21 |
Рисунок 22 |
Рисунок 23 |
5. Над рисунком (или рядом с изображением) написаны цифры, тогда
буквы читаются в том порядке, который указан
цифрами: eat (3,1,2) = tea, ear (2,3,1) = are, Kate
(3,2,1,4) = take, net (3,2,1) = ten.
|
|
Рисунок 24 |
Рисунок 25 |
|
|
Рисунок 26 |
Рисунок 27 |
|
Рисунок 28 |
6. Зачёркнутая буква исключается
при расшифровке слова
или заменяется на
другую: monkey = money, coat = cat, coast = coat, bag (a = i) = big, hat (t=m) =
ham, lake (l = m) = make.
|
|
Рисунок 29 |
Рисунок 30 |
|
Рисунок 31 |
Ребусы – это еще и увлекательная форма работы над
орфографией. Например, здесь зашифровано название страны, где британские
школьники любят проводить свои каникулы:
|
Рисунок 32 |
На продвинутом этапе можно шифровать уже предложения,
например, пословицы:
|
Рисунок 33 |
* One for all and all for one.
или название произведения:
|
Рисунок 34 |
* Three men in a boat.
Иногда учащиеся пытаются составлять свои собственные ребусы
(См. Приложение). Количественный анализ показывает, что из 120 представленных
ребусов наибольшую группу составляют существительные (63), далее идут глаголы
(20), прилагательные и наречия (16), предлоги (9), числительные (6), местоимения
(6).
Приём использования ребусов оживляет работу учащихся на уроке английского языка,
повышает их работоспособность и позволяет интенсифицировать учебный
процесс, воспитывает интерес учащихся к предмету и положительно воздействует на
эмоциональное состояние школьников. Разгадывая готовые ребусы и составляя свои
собственные, учащиеся развивают смекалку, воображение, интуицию, укрепляют
память, прочно усваивая изучаемый лексический материал. Это один из приёмов
педагогического мастерства, позволяющий активизировать желание детей учиться.