Занятие по развитию связной речи с использованием оборудования сенсорной комнаты "Путешествие в зимний лес"

Разделы: Логопедия


Программное содержание:

  1. С помощью интерактивной среды сенсорной комнаты стимулировать речевую активность, развивать сенсорно-перцептивную сферу дошкольников. Закреплять лексический материал, стимулировать развитие психических процессов, активизировать пассивных детей, способствовать снижению утомляемости через взаимодействие детей с оборудованием сенсорной комнаты (пучок фиброоптических волокон с боковым свечением “Звездный дождь”; “сухой бассейн”, “волшебная нить с контролером”; зеркальный шар и т.д.).
  2. Учить составлять рассказ по картине “Зима в лесу”. Обобщать и закреплять знания о зимнем периоде. Формировать умение передавать свои ощущения в речи.
  3. Продолжать формировать лексический строй, пополнять и развивать словарь детей по теме: “Дикие животные”. С помощью дидактических игр “Один – много”, “Изобрази следы животных”, “Скажи наоборот” уточнить названия диких животных, внешних признаков, строение, чем питаются. Закрепить образование притяжательных прилагательных, множественного числа им. существительных, образование антонимов, сложных слов.
  4. Развивать зрительно-двигательную координацию при рисовании на песке.
  5. Развивать общую координацию, умение управлять своим телом, расслабляться снимать эмоциональное напряжения при выполнении релаксации.

Оборудование: мяч – снежок; игрушка белка; “сенсорная тропинка”; сюжетная картина “Зима в лесу”; “волшебная нить с контролером”; панно на развитие ручной моторики; “сухой бассейн”; песочница; магнитная доска с фигурками; аудиозапись “Голоса природы”; “зеркальный шар”; кассета с музыкой П.И.Чайковского “Времена года”; пучок фиброоптических волокон с боковым свечением “Звездный дождь”.

Ход занятия

Организационный момент:

Педагог Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие.

– Посмотрите, кто к нам пришел? (Белка)

– А, что это у нее в лапках? (Фотоаппарат). Хотите узнать, что изображено на фотографии? (Дети рассматривают “фото”)

– Кто изображен на фото?

– Белочка говорит, что эти дети пошли в лес и заблудились. Вы хотите им помочь?

– Как вы думаете, какое у них настроение? Веселые они или грустные?

Дети: испуганные, расстроенные, грустные, невеселые, печальные.

Педагог:

– Тогда мы с вами отправимся в зимний лес, на помощь детям. Пойдем не одни, с нами отправится белочка. Чтобы добрать до детей мы должны выполнять разные задания белочки.

– А чтобы отправиться в путешествие, нужно пройти сквозь волшебный снегопад (“пучок фиброоптических волокон с боковым свечением “Звездный дождь”), и назвать, какая бывает зима? (холодная, морозная, снежная, суровая, лютая, вьюжная, белая).

– Молодцы, много слов о зиме придумали!

– Вот мы и оказались в волшебном лесу. (звучит аудиозапись “вьюга”).

Педагог:

Вьюга старая, седая, с ледяной клюкой
Вьюга ковыляет Бабою Ягой: з-з-з-з,
Стонут дубы (низким голосом) м-м-м-м-м
Стонут березы (высоким голосом) м-м-м-м-м
Шумят сосны и ели: ш-ш-ш-ш-ш
Стихает вьюга: с-с-с-с-с

Педагог: Давайте оглядимся вокруг. Посмотрите, мы оказались в зимнем лесу. Снег повалил все гуще и гуще, накрыл землю как покрывалом.

Педагог включает зеркальный шар, имитирующий снегопад.

– Давайте поиграем, вы будете снежинками (дети, кружась, идут к сухому бассейну) .

– Посмотрите, какие кучи снега навалило, как они называются, помните? Правильно, сугробы. Давайте прыгнем в снег (сухой бассейн), поваляемся там. Ах, как много снега.

Педагог:

– Ребята, скажите, какой бывает снег?

Ответы детей: холодный, белый, пушистый, мягкий, колючий, рыхлый, сверкающий, серебристый, лучистый, искристый, талый, мокрый, скрипучий, рассыпчатый, липкий, хрустящий, переливающийся.

Педагог: А. сейчас мы с белочкой отправимся по снежной тропинке и сказать что делает снег (кружиться, летит, падает, скрипит, хрустит, блестит, липнет, тает, лежит, идет)

Педагог: Вот мы и пришли, посмотрите как много на полянке следов. Как вы думаете, чьи это следы?

Ответы детей: волка, лисы, медведя, зайца и т.д.

– Как одним словом можно назвать всех этих животных? (дикие животные)

– Почему их называют дикими?

Ответы детей: Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу.

Игра “Изобрази следы животных”

– Давайте мы попробуем изобразить звериные следы (3 пальчика – маленькие, заячьи следы; 4 пальчика – лисьи следы; 5 пальчиков – волчьи следы)

Дети изображают звериные следы в песочнице.

Дети подходят к панно на развитие ручной умелости.

Педагог: В лесу много животных, они все разные. Белочка хотела бы узнать, как по– другому можно назвать животных. У зайца длинные уши, он…(длинноухий), у лисы рыжий хвост, она… (рыжехвостая), у волка быстрые ноги, он… (быстроногий).

– Ах, посмотрите, какая волшебная дорожка у нас засветилась. Белочка приглашает нас пойти по этой дорожке: если огоньки побегут быстро, то мы говорим быстро, если медленно то – то и мы говорим медленно.

“Белка скачет, белка скачет.
Словно серый мягкий мячик…”

Физминутка :

На поляночке лесной
Собрались мы все гурьбой.
По сугробам мы идем
Друг за дружкою гуськом: хруп – хруп – хруп – хру
Лисичка серая шагает
Хвостом дорогу заметает: свиши – свиши – свиши – свиши
На снегу петляет зайка
Белый зайка попрыгайка: типи – типи топ, типи – типии
По сугробам мчится волк
Серый волк зубами щелк: сквелч, сквелч, сквелч,
А в берлоге сопит мишка
Серый мишка наш топтыжка: сап – сап – сап –сап
По снежку пойдём гулять,
И детишек выручать: топ – топ–топ – топ.

Составление рассказа по картине

– Мы отдохнули, белка приглашает нас на другую полянку. Посмотрите, какая красивая картина, вот мы и нашли заблудившихся ребят. Дети рассматривают картину “Зима в лесу”.

Беседа по картине:

– Как вы думаете. Какое время года изображено?

– Какая зима?

– Кого вы видите на картине?

– Зачем дети пришли в лес? Кто за ними увязался?

– Как было в лесу?

– Кого дети встретили в лесу?

– Как можно закончить рассказ? Как назвать?

Рассказ детей по цепочке, с передачей снежка.

Примерный рассказ:

Наступила зима. В лесу выпало много снега. Наташа и Дима отправились в лес на лыжах. Дети взяли с собой фотоаппарат, чтобы сделать снимки зимнего леса. С ними увязался щенок Дружок. В лесу ребята повстречали много животных. На дереве они увидели белку. За кустами лося. Под кустом пряталась лиса. Дети сделали много хороших снимков и довольные вернулись домой. Дома они показали снимки маме и папе.

Рассказы 1– 2 детей.

– Вы составили очень хорошие рассказы, а сейчас поиграем со снежком.

Игра “Кто внимательный?”

Педагог бросает снежок ребенку и задаёт вопросы:

– Кого бы вы сфотографировали в лесу?

– Чем бы вы угостили белочку?

– А что бы вы принесли для птиц?

– Почему трудно найти лисьи следы зимой?

– Почему животным и птицам зимой голодно?

– Чем питается заяц зимой?

Педагог:

– Дети очень обрадовались, что вы их нашли. Давайте изменим выражения лиц детей на “фото”. Как вы думаете, какие они стали? (Радостные, веселые, счастливые, довольные, улыбающиеся).

Педагог:

– Вот мы и погуляли в лесу. Замерзли? Пойдем греться в дом и пригласим с собой белку. О, у нас уже горит камин. Он освещает и греет всю комнату. Сядем возле него на коврик, будем смотреть на пламя. Какой золотистый, горячий огонь. Тепло вам? Давайте слушать музыку. Много лет назад композитор П. И. Чайковский решил рассказать о зимнем месяце (январе) и написал пьесу, которую назвал “У камелька”. Камелек — это и есть камин, очаг. (Прослушивание музыки)

-Что вы представили, слушая эту музыку? (как спокойно и тепло у очага, потрескивает огонь. Как из-за окна доносится свист вьюги, завывания ветра и т.д.)

Итог занятия:

– Понравилось вам наше зимнее путешествие? Что мы делали? Валялись в снегу, играли в снежки, гуляли по лесу, говорили о диких животных, нашли заплутавшихся ребят, составили о них рассказы, грелись у огня и слушали музыку.

– А сейчас белочка прощается с вами. Ей очень понравилось, как вы занимались, рассказывали, отвечали на вопросы, и она хочет подарить вам фотографии диких животных, которых мы видели в лесу.