Программное содержание:
- С помощью интерактивной среды сенсорной комнаты стимулировать речевую активность, развивать сенсорно-перцептивную сферу дошкольников. Закреплять лексический материал, стимулировать развитие психических процессов, активизировать пассивных детей, способствовать снижению утомляемости через взаимодействие детей с оборудованием сенсорной комнаты (пучок фиброоптических волокон с боковым свечением “Звездный дождь”; “сухой бассейн”, “волшебная нить с контролером”; зеркальный шар и т.д.).
- Учить составлять рассказ по картине “Зима в лесу”. Обобщать и закреплять знания о зимнем периоде. Формировать умение передавать свои ощущения в речи.
- Продолжать формировать лексический строй, пополнять и развивать словарь детей по теме: “Дикие животные”. С помощью дидактических игр “Один – много”, “Изобрази следы животных”, “Скажи наоборот” уточнить названия диких животных, внешних признаков, строение, чем питаются. Закрепить образование притяжательных прилагательных, множественного числа им. существительных, образование антонимов, сложных слов.
- Развивать зрительно-двигательную координацию при рисовании на песке.
- Развивать общую координацию, умение управлять своим телом, расслабляться снимать эмоциональное напряжения при выполнении релаксации.
Оборудование: мяч – снежок; игрушка белка; “сенсорная тропинка”; сюжетная картина “Зима в лесу”; “волшебная нить с контролером”; панно на развитие ручной моторики; “сухой бассейн”; песочница; магнитная доска с фигурками; аудиозапись “Голоса природы”; “зеркальный шар”; кассета с музыкой П.И.Чайковского “Времена года”; пучок фиброоптических волокон с боковым свечением “Звездный дождь”.
Ход занятия
Организационный момент:
Педагог Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие.
– Посмотрите, кто к нам пришел? (Белка)
– А, что это у нее в лапках? (Фотоаппарат). Хотите узнать, что изображено на фотографии? (Дети рассматривают “фото”)
– Кто изображен на фото?
– Белочка говорит, что эти дети пошли в лес и заблудились. Вы хотите им помочь?
– Как вы думаете, какое у них настроение? Веселые они или грустные?
Дети: испуганные, расстроенные, грустные, невеселые, печальные.
Педагог:
– Тогда мы с вами отправимся в зимний лес, на помощь детям. Пойдем не одни, с нами отправится белочка. Чтобы добрать до детей мы должны выполнять разные задания белочки.
– А чтобы отправиться в путешествие, нужно пройти сквозь волшебный снегопад (“пучок фиброоптических волокон с боковым свечением “Звездный дождь”), и назвать, какая бывает зима? (холодная, морозная, снежная, суровая, лютая, вьюжная, белая).
– Молодцы, много слов о зиме придумали!
– Вот мы и оказались в волшебном лесу. (звучит аудиозапись “вьюга”).
Педагог:
Вьюга старая, седая, с ледяной клюкой
Вьюга ковыляет Бабою Ягой: з-з-з-з,
Стонут дубы (низким голосом) м-м-м-м-м
Стонут березы (высоким голосом) м-м-м-м-м
Шумят сосны и ели: ш-ш-ш-ш-ш
Стихает вьюга: с-с-с-с-с
Педагог: Давайте оглядимся вокруг. Посмотрите, мы оказались в зимнем лесу. Снег повалил все гуще и гуще, накрыл землю как покрывалом.
Педагог включает зеркальный шар, имитирующий снегопад.
– Давайте поиграем, вы будете снежинками (дети, кружась, идут к сухому бассейну) .
– Посмотрите, какие кучи снега навалило, как они называются, помните? Правильно, сугробы. Давайте прыгнем в снег (сухой бассейн), поваляемся там. Ах, как много снега.
Педагог:
– Ребята, скажите, какой бывает снег?
Ответы детей: холодный, белый, пушистый, мягкий, колючий, рыхлый, сверкающий, серебристый, лучистый, искристый, талый, мокрый, скрипучий, рассыпчатый, липкий, хрустящий, переливающийся.
Педагог: А. сейчас мы с белочкой отправимся по снежной тропинке и сказать что делает снег (кружиться, летит, падает, скрипит, хрустит, блестит, липнет, тает, лежит, идет)
Педагог: Вот мы и пришли, посмотрите как много на полянке следов. Как вы думаете, чьи это следы?
Ответы детей: волка, лисы, медведя, зайца и т.д.
– Как одним словом можно назвать всех этих животных? (дикие животные)
– Почему их называют дикими?
Ответы детей: Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу.
Игра “Изобрази следы животных”
– Давайте мы попробуем изобразить звериные следы (3 пальчика – маленькие, заячьи следы; 4 пальчика – лисьи следы; 5 пальчиков – волчьи следы)
Дети изображают звериные следы в песочнице.
Дети подходят к панно на развитие ручной умелости.
Педагог: В лесу много животных, они все разные. Белочка хотела бы узнать, как по– другому можно назвать животных. У зайца длинные уши, он…(длинноухий), у лисы рыжий хвост, она… (рыжехвостая), у волка быстрые ноги, он… (быстроногий).
– Ах, посмотрите, какая волшебная дорожка у нас засветилась. Белочка приглашает нас пойти по этой дорожке: если огоньки побегут быстро, то мы говорим быстро, если медленно то – то и мы говорим медленно.
“Белка скачет, белка скачет.
Словно серый мягкий мячик…”
Физминутка
:На поляночке лесной
Собрались мы все гурьбой.
По сугробам мы идем
Друг за дружкою гуськом: хруп – хруп – хруп – хру
Лисичка серая шагает
Хвостом дорогу заметает: свиши – свиши – свиши – свиши
На снегу петляет зайка
Белый зайка попрыгайка: типи – типи топ, типи – типии
По сугробам мчится волк
Серый волк зубами щелк: сквелч, сквелч, сквелч,
А в берлоге сопит мишка
Серый мишка наш топтыжка: сап – сап – сап –сап
По снежку пойдём гулять,
И детишек выручать: топ – топ–топ – топ.
Составление рассказа по картине
– Мы отдохнули, белка приглашает нас на другую полянку. Посмотрите, какая
красивая картина, вот мы и нашли заблудившихся ребят. Дети рассматривают картину “Зима в лесу”.Беседа по картине:
– Как вы думаете. Какое время года изображено?
– Какая зима?
– Кого вы видите на картине?
– Зачем дети пришли в лес? Кто за ними увязался?
– Как было в лесу?
– Кого дети встретили в лесу?
– Как можно закончить рассказ? Как назвать?
Рассказ детей по цепочке, с передачей снежка.
Примерный рассказ:
Наступила зима. В лесу выпало много снега. Наташа и Дима отправились в лес на лыжах. Дети взяли с собой фотоаппарат, чтобы сделать снимки зимнего леса. С ними увязался щенок Дружок. В лесу ребята повстречали много животных. На дереве они увидели белку. За кустами лося. Под кустом пряталась лиса. Дети сделали много хороших снимков и довольные вернулись домой. Дома они показали снимки маме и папе.
Рассказы 1– 2 детей.
– Вы составили очень хорошие рассказы, а сейчас поиграем со снежком.
Игра “Кто внимательный?”
Педагог бросает снежок ребенку и задаёт вопросы:
– Кого бы вы сфотографировали в лесу?
– Чем бы вы угостили белочку?
– А что бы вы принесли для птиц?
– Почему трудно найти лисьи следы зимой?
– Почему животным и птицам зимой голодно?
– Чем питается заяц зимой?
Педагог:
– Дети очень обрадовались, что вы их нашли. Давайте изменим выражения лиц детей на “фото”. Как вы думаете, какие они стали? (Радостные, веселые, счастливые, довольные, улыбающиеся).
Педагог:
– Вот мы и погуляли в лесу. Замерзли? Пойдем греться в дом и пригласим с собой белку. О, у нас уже горит камин. Он освещает и греет всю комнату. Сядем возле него на коврик, будем смотреть на пламя. Какой золотистый, горячий огонь. Тепло вам? Давайте слушать музыку. Много лет назад композитор П. И. Чайковский решил рассказать о зимнем месяце (январе) и написал пьесу, которую назвал “У камелька”. Камелек — это и есть камин, очаг. (Прослушивание музыки)
-Что вы представили, слушая эту музыку? (как спокойно и тепло у очага, потрескивает огонь. Как из-за окна доносится свист вьюги, завывания ветра и т.д.)
Итог занятия:
– Понравилось вам наше зимнее путешествие? Что мы делали? Валялись в снегу, играли в снежки, гуляли по лесу, говорили о диких животных, нашли заплутавшихся ребят, составили о них рассказы, грелись у огня и слушали музыку.
– А сейчас белочка прощается с вами. Ей очень понравилось, как вы занимались, рассказывали, отвечали на вопросы, и она хочет подарить вам фотографии диких животных, которых мы видели в лесу.