Роль классного руководителя в системе воспитания школьника

Разделы: Классное руководство


К сожалению, в наше время слово "учитель" утратило тот ореол, который окружал его долгие годы, начиная с периода разночинцев и включая многие десятилетия Советской власти. Уважение к учителю входило в плоть и кровь советского народа, было частью менталитета советского человека. В наше время, когда идет далеко не всегда оправданная переоценка ценностей, уважение к профессии учителя значительно снизилась.71,3 % участников Всероссийского съезда учителей математики, который проходил в октябре этого года в МГУ, отметило снижение статуса учителя за последние 10 лет. Немалую роль сыграли в этом и средства массовой информации.Поэтому, если прежде учитель изначально мог рассчитывать на уважение своих учеников и их родителей, то теперь их уважение к себе он должен тоже воспитывать в своих учениках.

Если прежде учитель нередко был одним из главных источников информации не только в отдаленной провинции, но и в крупных городах, то сейчас, когда ситуация коренным образом изменилась, роль учителя возрастает, наоборот, из-за избыточности информации.Именно учитель должен помочь ориентироваться в море разнообразных сведений, помочь отделить зерна от плевел, помочь отличить истинные произведения искусства, литературы, музыки, достижения культуры - от произведений псевдо - культуры, которые издаются массовыми тиражами, заполняют большую часть транслируемых по телевидению передач, где смакуется зло, насилие, бескультурье, разрушение.

В таких условиях, на наш взгляд, роль классного руководителя должна развиваться по крайней мере в двух направлениях:

  • создать из разных по темпераменту, уровню умственного развития, наклонностям детей коллектив единомышленников с положительными установками в плане созидания, а не разрушения;
  • вести индивидуальную работу с учениками и быть крайне внимательным и деликатным по отношению к каждой личности; не проглядеть случая остракизма, когда дети в своей жестокости могут совершить непоправимую беду.

Общее назначение учителя - вводить ребенка в контекст культуры, помочь ребенку вырасти здоровым, честным и счастливым человеком. Но как это сделать? Чему учить ребенка сейчас? Что ставить во главу угла воспитания? При социализме было понятно - моральный кодекс строителя коммунизма, который показывал, каким должен быть идеальный человек будущего.В церковных школах сейчас - это заповеди божьи.А нам, в нашей обычной современной школе?Наверное, созданные народом неписанные переданные в сказаниях, пословицах, песнях вечные, непроходящие истины добра, созидания, творческого начала, духовности, противоположные миру зла, разрушения, ненависти, бездушия.Задача учителя, его высочайшее мастерство в том, чтобы великие вечные истины не оказались совершенно оторванными от нашей современной действительности, в которой есть и грязь, и пошлость, и стремление к наживе,во что бы то ни стало.

Современная жизнь в качестве идеала перед многими поставила золотого тельца, однако психологи установили, что попав в среду материального благополучия, человек лишь короткое время может испытывать счастье от сознания своего богатства, перед ним встают те же проблемы, что были раньше.Поэтому одна из главных задач классного руководителя - воспитать в учениках внутреннюю душевнуюстойкость, когда на любом этапе своей жизни человек готов и может все начать с нуля и идти вперед. Надо научить ученика жить с улыбкой, как у Грибоедова: "Что, сударь, плачете? Живите - ка смеясь", учить радоваться каждому дню, каждому мгновению жизни, потому что все на земле неповторимо, понимать, что человек - лишь часть природы. Как писал Есенин, "жить надо проще, жить надо легче, все принимая, что есть на свете".

Сейчас важным в работе классного руководителя стало такое направление: антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда. Мы проводили классные часы на эту тему, беседы с учениками и родителями, приглашали инспектора детской комнаты милиции, нарколога. Сейчас это направление становится одним из самых приоритетных, такова наша действительность.

Необходима тактичная деятельность классного руководителя по вопросу полового воспитания. Полки книжных магазинов ломятся от эротической литературы. Для периодической печати, телевизионных передач, художественных фильмов нет ничего запретного, сорваны покровы с того, что должно быть тайной для двоих; секс, порнография, извращения выставлены на всеобщее обозрение. Как уберечь от разврата наших детей? Это сложнейшая задача, которую жизнь ставит перед классными руководителями, учителями и родителями.

За последние годы кардинально изменилось общественное устройство. Но проповедь индивидуализма в нашей стране особенно опасна и неприемлема как минимум по двум причинам:

  • во-первых, наше мировосприятие традиционно основано на коллективистских началах, что идет еще от крестьянских общин прошлых веков;
  • во- вторых, на Западе и в Америке индивидуализм изначально держится на принципе: "Мой дом - моя крепость",и институт семьи рассматривается как одна из величайших ценностей.

У нас же семейное счастье не считалось слишком важным приоритетом (и кроме дружной веселой семьи Ростовых из романа "Война и мир", вряд ли что-то придет на ум).Поэтому, видимо, важнейшая задача классного руководителя состоит в том, чтобы показать ученикам важность дружбы и взаимопонимания в семье, ненавязчиво внушать, что роль дружной крепкой семьи в нашем обществе будет возрастать, ориентировать учеников на создание в будущем такой семьи, такой крепости, которая основана на глубоком взаимном доверии, на принципах верности и взаимопонимания.Именно откровенные и нравственные отношения, а не обман, связанный с наличием адюльтера, могут сделать человека счастливым; т.е. ориентировать учеников не на половую распущенность, а на создание крепкой семьи.

Другая важная задача: воспитать в учениках доброе отношение к миру. Очень важно соединить каждого ученика с миром множеством связей: пусть ухаживают за цветами, пусть воспитывают маленького четвероного друга, ухаживают за рыбками в аквариуме, пусть научатся, подобно Печорину, залечивать свои душевные раны, соприкасаясь с природой, пусть заведут дома несколько любимых аудио и видеокассет со звуками и видами природы. Очень важно научить детей доброму отношению к тем, кто рядом, и к самому себе (прекрасные упражнения на этот счет можно найти в книгах Луизы Хей). Научить не завидовать успехам друзей, а брать на вооружение то лучшее, что есть у них и делать своим достоянием.

В наше время, когда средства массовой информации часто выплескивают на нас лавину пошлости, грязи, бескультурья, важнейшим моментом в деле воспитания школьников становится знакомство с произведениями искусства, "самым лучшим даром богов", современными и, особенно, классическими произведениями литературы, музыки, живописи, архитектуры. Наверное, хорошо было бы на классных часах рассказывать о художниках и их творчестве, создать на базе класса, а может быть, и школы картинную галерею репродукций великих мастеров. В каждом классе найдутся ученики, которые с удовольствием станут экскурсоводами. В этом случае экскурсии в Третьяковскую галерею, Пушкинский музей изобразительных искусств наполнятся новым содержанием.

Известно, что для того, чтобы читали дети в семье, надо, чтобы много читали родители. Это же относится и к самому классному руководителю. Поэтому очень хорошо, если классный руководитель на классный час приходит со своим любимым литературным произведением и увлекает им учеников или приносит на классный час толстые литературные журналы. Ученики должны видеть, что художественная литература - это не только то, что они изучают на уроках словесности. Художественная литература - это неотъемлемая часть жизни, она обогащает и украшает нашу жизнь. Хорошо бы некоторые классные часы посвятить изучению этики, этикета, культуры поведения. Надо воспитывать уважение к своим предкам, пусть дети составят свою родословную,к классному часу посвященному Дню Победы принесут фотографии своих дедов и прадедов, расскажут об их военных подвигах. Надо воспитывать любовь к Родине, патриотизм.

Важно заметить в ребенке склонность к определенному виду деятельности или творчества и посоветовать развивать свои способности.

Очень важный момент - поддержание связи с родителями. В деликатной форме классный руководитель, исходя из своего опыта, должен давать родителям конкретные рекомендации по воспитанию ребенка. Хорошо бы рекомендовать родителям создавать библиотеку прочитанных учеником книг, если позволяют средства - фильмотеку о животных и природе, проводить вечера семейного чтения, совместные посещения театров с последующим обсуждением, посещение музеев с предварительным изучением жизни и творчества мастеров.

Задача классного руководителя и в том, чтобы научить учеников организовать свое свободное время, дать рекомендации по составлению распорядка дня, приготовлению уроков, обратить внимание на то, что работа должна сочетаться с отдыхом и прогулками, что во время длительного сидения можно выполнять невидимые статистические упражнения (сжимание и разжимание мышц, точечный массаж и т. д.)

И, наконец, работа классного руководителя по воспитанию школьников может быть успешной только в том случае, еслион сам является яркой личностью и в своем развитии не останавливается на достигнутом, а постоянно самосовершенствуется.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что задача классного руководителя состоит в том, чтобы:

  • ввести учеников в контекст культуры;
  • воспитать в них духовность, жизнелюбие, стойкость к жизненным невзгодам;
  • привить вкус к творчеству;
  • воспитать в них гордость и уважение к прошлому своей семьи, своей страны, к достижениям России в области науки, культуры, искусства;
  • помочь ученикам определить нравственные ориентиры, чтобы вооружить против наркотиков, алкоголя, половой распущенности;
  • научить планировать свой рабочий день и свою жизнь вцелом;
  • научить ставить перед собой большие достойные цели и добиваться их достижения;
  • шаг за шагом создавать из разнородной массы учащихся коллектив с положительными установками, с общими приоритетами;
  • принципу разрушения противопоставить принцип созидания;
  • наладить и поддерживать добрые рабочие отношения с родителями;
  • стать для учеников старшим опытным сильным и добрым другом, к которому ученик всегда сможет и захочет обратиться "в минуту жизни трудную".