Конспект фронтального занятия в подготовительнойгруппе с элементами логогимнастики: "Дифференциация звуков [с] – [с']

Разделы: Логопедия


Цель: закрепление навыка четкого произношения и различения звуков [С ] – [Сь] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательная:

  • Учить выделять звуки и правильно произносить слова с заданными звуками;
  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Учить  правильно, пользоваться речевым дыханием;
  •  Развивать фонематический слух.

2. Коррекционно-развивающая:

  • Корректировать слуховое и зрительное восприятие;
  • Формировать самоконтроль за речью.

3. Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать организованное поведение во время занятия;
  • Воспитывать чувство коллективизма. Сопереживания героям, своим товарищам;
  • Воспитывать эмпатию.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал – 4 маски (царь, царевна, злой волшебник, богатырь), панно со схемой звуков [С ] – [Сь], картинка с изображением дороги, леса, санок саней, самолета, замок и река, ширма, стол, магнитофон, игрушки животных – слон, лось.
  • Раздаточный материал – конверты с картинками в названиях, которых встречаются звуки [С] – [Сь], разрезные картинки – самолет, фишки – зеленого, синего цвета, карточки – «третий лишний».
  • Угощение.

1. Организационный момент: (2 минуты)

Развитие артикуляционной моторики:

Потягушки – потягушки! (руки в стороны – вверх)
Просыпайтесь, мои ушки! (потягивание за мочки ушей)
Просыпайтесь, мои губки! (губы вытягиваем трубочкой)
Просыпайтесь, мои зубки! («заборчик»)
Просыпайтесь, мои щечки, (надувание щек)
Словно два больших мешочка. (хлопают ладошками по щекам)
Глазки, глазки, открывайтесь, (проводят указательными пальцами по векам)
Просыпайтесь,  просыпайтесь! (моргают)
Зубки острые, кусайтесь! (покусывание верхней и нижней губы)
Губки, губки, улыбайтесь! (улыбаемся)
Язычок проснулся и стал поворачиваться  с боку на бок,
Потолкался в одну щеку, (стучим языком в одну сторону)
Потом в другую. (стучим в другую сторону)
Затем он пытался пробраться через зубки, которые не выпускали его на волю. (с силой просовываем язык через зубки)
Зубки даже немного покусали язычок. (покусывание язычка)
Наконец язычок высунулся изо рта и всем показался: «Вот я какой длинный и красивый язычок:» («лопаточка»)
Смотрит язычок по сторонам, ищет, с кем бы поговорить. («часики»)
Увидел язычок своих друзей – других язычков. И первое слово которое он сказал: «Здравствуйте!»

Картушина М. Ю.

2. Введение в тему: (1 минута)

Л.: В некотором царстве – в некотором государстве жил-был царь – Соломон. У него была дочь, царевна – Соня, прекрасней которой не было на всем белом свете. Устроил царь пир на весь мир. Узнал злой волшебник Сарман, что его не пригласили на пир – разгневался. Произнес свое заклинание.

3. Работа над развитием голоса: (1 минута)

Л.: Я буду произносить заклинание, а вы повторите его за мной, в том же темпе и  таким же голосом:

Са – саса

Саса – са

Со – сосо

Сосо – со

Сы – сысы

Сысы – сы

Су – сусу

Сусу – су

Л.: Заклинание свершилось. Царь и его слуги уснули, Сарман унес царевну Соню в свое царство. Мимо царства проходил богатырь Семен, звери волшебного леса рассказали ему о беде. Семен решил помочь  найти пропавшую царевну. Но он один не справится. Ребята, поможем Семену?

Д.: Да.

4. Объяснение темы занятия. Повтор знаний о звуках [С] – [Сь]: (3 минуты)

Л.: Перед Семеном  две дороги. Чем они отличаются?  Кто может рассказать о звуках [С] – [Сь] и подсказать Семену дорогу?

Д.: [С] – звук согласный, петь нельзя, глухой, язычок за нижними зубками, ветерок холодный, твердый, фишка синего цвета.

[Сь] – звук согласный, петь нельзя, глухой, язычок за нижними зубками, ветерок холодный, мягкий, фишка зеленого цвета.

Л.: Чем звук отличается от буквы?

Д.: Звуки мы произносим, слышим, а буквы – видим, пишем.

5. Выделение звука на слух: (работа с фишками) (2 минуты)

Л.: Дети, я называла слова – Соломон, Сарман, Соня, Семен. Что я называла. Как можно назвать эти слова, одним словом?

Д.: Имена.

Л.: Я буду называть имена. А вы будете определять, какой звук [С] в имени – твердый или мягкий. Если услышите звук [С] выкладываем – синюю фишку на столе, а если [Сь] – зеленую.

Л.: Логопед называет, дети выкладывают фишки и подсчитывают их (синих – три, зеленая – одна).

 6. Развитие воображения и  внимания: (3 минуты)

Л.: Идет Семен видит сани. Ребята, а сани и санки это одинаковые предметы?

Д.: Да.

Л.: Санки – меньше размером, а сани – больше и в них можно запрячь лошадей. Есть, ребята, умные книги – энциклопедии, словари. В одной такой книге я прочитала, что сани  и санки – это зимняя повозка на двух полозьях. Приготовили ручки, поедим на санях.

Л.: (Играем с  руками) – ладонь о ладонь потираем и произносим звук [С].

Л.: Ехал, ехал Семен и понял, что на санях ехать приятно, но долго. Семену вновь нужна помощь. Подсказка на столе. Соберите картинку и скажите, что получилось? (Работа с разрезными картинками).

Д.: Самолет.

7. Работа над дыханием: (2 минуты)

Л.: Предлагаю вместе с Семеном полететь на самолете. Расправили крылья, сделали вдох, на выдохе произносим звук [С].

8. Игра: «Третий лишний»: (3 минуты)

Л.: Мы с Семеном в волшебном лесу. Сарман приготовил новое задание. Нас встречают волшебные животные- слон, лось, которые подскажут нам дальше дорогу. Посмотрите,  на столах у вас карточки одно слово здесь лишнее. Почему? (Игра «Третий лишний»)

Д.: (Отличаются звуки [С] – [Сь] в этих словах).

Л.:  Предлагаю отдохнуть вместе со зверями.

9. Физ. минутка: (2 минуты) – под музыку диск – «Музыка с мамой».

У жирафа пятна – пятна, пятна – пятнышки везде. (2 раза)
На лбу, ушах, на шее, на  локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
У слонов есть складки – складки. Складки – складочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах, на шее, на  локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
А у кошек шерстка, шерстка, шерстка – шерсточка везде. (2 раза)
На лбу, ушах, на шее, на  локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
У жирафов есть полоски – есть полосочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах, на шее, на  локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.

10. Закрепление звука в словах: (определение места звука в словах, дифференциация звуков) (2 минуты)

Л.: Впереди нас ждет препятствие – река. Мы должны построить мост. Мост в сказке, какой?

Д.: Сказочный. Волшебный.

Л.: Мы будем строить волшебные мосты. На столах конверты, а в них слова. Один мост будет из слов со звуком [С], другой [Сь]. Вы будете выходить по очереди выстраивать мосты. (1. – санки, сарафан, сапоги, сом, сумка, сыр, сундук; 2. – семечки, серьги, синий, синица, сено).

Д.: Дети определяют первый звук в слове.  Дают его характеристику. И выкладывают картинки в виде моста.

Л.: Как вы думает, по какому мосту пойдет Семен?

Д.: По второму, так как все слова и имя Семен начинаются на мягкий звук [Сь].

11. Кинезиологические упражнения: (2 минуты)

Л.: Ребята, мы перешли через мост, а здесь нас ждет новое задание. Покажем Сарману, как мы умеем играть с нашими пальчиками.

Лось  в волшебном лесу появился, с нами ребятки он подружился

(делаем двумя руками рога)

Лиса по лесочку бежала, хвостом следы заметала.

(делаем двумя руками хвост лисы)

Теперь правой рукой показываем рога лося,  левой – хвостик лисы. Под счет меняем положение рук.

12.Построй правильно предложение: (дифференциация звуков в предложениях) (3 минуты)

Л.: Мы с вами дошли до замка злого волшебника Сармана. На замке – замок. Он тоже заколдован. Злой Сарман запутал предложения, а мы должны правильно построить их, тогда замок – откроется.

Сахар кусает Соню. Разве так бывает? – Соня кусает сахар.

  • Стол поставили на тарелку. – Тарелку поставили на стол.
  • Сапоги надели Соню. – Соня надела сапоги.
  • Сухарь съел Соню. – Соня съела Сухарь.
  • Сено спит на собаке. – Собака спит на сене.
  • Стол стоит на сите. – Сито стоит на столе.
  • Стол упал со апельсина. – Апельсин упал со стола.
  • Самолет полетел на Семене. – Семен полетел на самолете.
  • Скакалка прыгает через Соню. – Саша прыгает через скакалку.
  • Сушки едят царя. – Царь ест сушки.
  • Бусы носят Соню. – Соня носит бусы.

Чары разрушены.

13. Итог занятия: (2 минуты)

Л.: Чары разрушены, не только в замке, но и весь дворец ожил – царь и слуги. Семен освобождает царевну Соню, а кто помог ему в этом?

Д.: Мы.

Л.: Семен благодарит вас ребята за помощь. Похлопаем себе. С какими звуками мы сегодня работали?

Д.: Со звуками [С] – [Сь].

«Правда молвит молодица. Уж и впрямь была царица,
Высока, стройна, бела. И умом и всем взяла.»

Но тут, откуда не возьмись, прилетает царь Сарман. Видит, что все рады и сам превращается в доброго волшебника. Все вместе они отправляются к царю Саломону. Царь на радости такой, устроил пир на весь пир. И я там была, много вкусного ела и вам подарки принесла. Говорим до свидания.