В соответствии с Концепцией модернизации российского образования в Самарской области реализуется целевая областная программа «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии», где в качестве приоритетной выдвинута задача оказания ранней помощи детям с проблемами в развитии и их семьям. В связи с этим инновационным направлением, на базе ДОУ д/с №10 «Журавушка» с 2004 года действует Служба ранней помощи, в структуру, которой входят: группа ранней помощи и консультативный пункт.
В первый год обучения детей в группе ранней помощи результаты нервно-психического развития детей были низкими, что побудило специалистов искать пути повышения эффективности коррекционной работы с детьми.
Анализ ситуации выявил проблемы и следующие группы противоречий между желаемым и реальным состоянием дел:
- Общепризнанным фактом является то, что помощь проблемному ребенку должна оказываться комплексно, с участием различным специалистов. К сожалению, в практике часто забывают о том, что необходимым звеном всей системы коррекционной работы является активное участие в ней семьи. В течение многих лет акценты в сотрудничестве ДОУ с семьей были расставлены таким образом, что в результате родителям отводилась пассивная роль в педагогическом процессе. Взаимодействие в основном строилось на монополии педагогов на знания о том, как нужно воспитывать, обучать, развивать ребенка. Из-за отсутствия специальных, знаний большинство родителей не способны самостоятельно выявлять и справляться с проблемами детей. Исходя из этого, мы осознали острую необходимость отхода от устаревших форм, штампов в работе не только с детьми, но и родителями.
- Считаем, что в настоящее время нужны более привлекательные, интересные формы активизации и образования родителей, которые были бы для них привлекательными и востребованными.
- Другая проблема, на наш взгляд, заключается в том, что родители, столкнувшиеся с проблемами ребенка, испытывают и сами множество трудностей социального, соматического и психологического характера. К сожалению, в нашем небольшом городе отсутствуют психологические центры, общественные организации, объединяющие родителей детей с ОВЗ, куда бы они могли обратиться за психологической помощью, поддержкой или специальной литературой.
Главная проблема, с которой мы столкнулись – недостаток образовательного уровня и психологической грамотности родителей детей группы ранней помощи. Перед нами встала задача: увеличить процент родителей разбирающихся в вопросах воспитания и развития детей. Каким образом можно решить эту проблему? Родителей за парту не посадишь, а образовывать их необходимо.
В сложившейся ситуации пришли выводу, что наиболее реальный и рациональный способ решения возникшей проблемы – создание родительского клуба. Идея создания родительского клуба возникла в противовес сугубо вербальным формам работы, традиционно используемым в работе с родителями (родительские собрания, консультации, круглые столы и т.д).
Одним из важных преимуществ работы клуба, является использование в работе с родителями тренингов конструктивного взаимодействия с ребенком, компонентов игрового моделирования, практические действия, психологические игры и упражнения. Психологические знания, полученные в родительском клубе, помогают родителям понять психологические особенности своего ребенка, эффективнее взаимодействовать с ним, осознать проблемы своих детей и почувствовать уверенность в своих собственных силах по преодолению трудностей. В основе этой работы лежит знакомство родителей с проблемами детей, проблемами инвалидности, стереотипами, существующими в обществе, путями их преодоления, с социальными и медицинскими взглядами на проблемы детей, средствами реабилитации. Это дает возможность переориентировать воспитательную стратегию семьи на уровень преодоления проблем в развитии ребенка, что сделает жизнь ребенка более полноценной.
В течение пяти лет работой родительского клуба «Ступеньки к успеху» было охвачено 87% родителей группы ранней помощи. В процессе работы были освоены и широко использовались новые технологии: арт-терпия, фототерапия, игротехника, тренинговые упражнения: «Составь психологический портрет ребенка раннего возраста»; «Вычерти профиль своего ребенка» и т.д. Коллектив родителей всегда с интересом участвовал в рубрике «Семейная игротека», где они учились играть со своими детьми.
Психологическому просвещению родителей способствовало широкое внедрение в работу информационных технологий. В помощь родителям были представлены брошюры о закономерностях развития ребенка, разработанные специалистами СРП: «Сенсорное развитие ребенка раннего возраста», «Проблемы маленького ребенка», «В детский сад идти пора», «Несколько наших советов в копилку вашего опыта» и т.д. Особым спросом у родителей пользуются электронные газеты, выпускаемые в СРП: «Шпаргалки для родителей», «Обучение с пеленок». Здесь они могут найти ответы на интересующие их вопросы развития детей, коррекции отклонений и т.д.
Интересно и увлекательно проходят занятия клуба на темы: «Тест на толерантность», «Умеете ли вы общаться со своим ребенком?», «Безусловное принятие ребенка», «Что значит сотрудничать?», «Возможности развивающего пространства».
Еще одной из эффективных форм взаимодействия, которую в последние годы мы особенно активно используем в работе с родителями детей с ОВЗ, является интернет-сайт, где кроме страничек: «Служба ранней помощи», «Консультативный пункт», «Группа ранней помощи», с целью внедрения элементов дистанционного обучения, создан электронный журнал для родителей «Поиграй-ка». Здесь вниманию родителей предложены флеш игры для коррекции и развития ребенка в домашних условиях. Игры просты, доступны по содержанию: «Расположи животных», «Раскрась картинку» и т.д. В других играх предлагается выучить с ребенком стихотворение с помощью приема «Текст цепной организации». Игры красочные, привлекают внимание детей, требуют минимум усилий со стороны родителей.
Успешно используется родителями еще один сайт, созданный психологической службой: «Шпаргалки для родителей», ДОУ. Здесь находится каталог тестов, статей, где все желающие могут ознакомиться с методами диагностики, статьями, методическими рекомендациями по работе с детьми, имеющими разные категории нарушений. В перспективе планируем ввести интернет-консультирование по вопросам развития детей с ОВЗ.
Важным направлением работы Службы ранней помощи является работа с неорганизованными детьми с ОВЗ на консультативном пункте. Нами накоплен опыт работы с детьми, имеющими разные категории нарушений: аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, фенилкетонурия, ДЦП, ЗПРР и т.д. Занятия проводятся с детьми в присутствии родителей. где они являются непосредственными участниками игровых сеансов. Родители получают рекомендации, знакомятся с необходимым развивающим материалом (литературой, пособиями, играми и т.д.). Имеют возможность временно взять развивающий материал для занятий с ребенком в домашних условиях.
Внедрение новых форм работы с родителями оказало позитивное влияние на родителей и детей:
- В результате коррекционно-развивающей работы специалистов в ДОУ и родителей в домашних условиях у 70% детей выявлена положительная динамика в нервно-психическом развитии.
- 82% родителей стали более заинтересованно относиться к проблемам ребенка. У них повысилась психологическая и педагогическая компетенция, пробудился интерес к развитию ребенка. Они все чаще стали обращаться с психологическими, педагогическими вопросами к специалистам.
- До 12% снизился показатель высокой личностной тревожности у родителей («Тревожность» Спилберга).
- После посещения занятий родительского клуба у 82% родителей выявлено позитивное самочувствие, высокая активность и хорошее настроение (опросник САН).
- С 58% до 76% увеличилось количество родителей, стремящихся проводить много времени с ребенком, принимающих ребенка таким, какой он есть, уважающих индивидуальность ребенка, симпатизирующих ему.
- Процент родителей, предпочитающих позицию на равных в отношениях с детьми, увеличился с 65% до 71%.
На своем опыте мы убедились, что для получения позитивной динамики в развитии детей с особыми возможностями здоровья, необходимо разнообразить, совершенствовать и находить новые формы, технологии развития воспитательного потенциала семьи, вовлекать их в совместный образовательный процесс.