Тип урока: приобретение новых знаний, их закрепление; формирование умений.
Вид урока по форме проведения: нетрадиционный с элементами ролевой игры.
Цель урока: ознакомить учащихся с питательной ценностью муки, технологией приготовления чак-чак, научить готовить блюда, воспитывать бережное отношение к продуктам, умение работать в коллективе, чувство ответственности, познакомить с профессией кондитера, развивать сенсорные и моторные навыки.
Интеграция: история, биология.
Оборудование: плакат «Схема приготовления чак-чак», учебная таблица «Изделия из теста», глубокая миска, деревянная ложка, сито, доска для раскатывания тесто, кастрюля емкостью 3 л., посуда для сервировки стола, компьютер.
Продукты: мука, яйца, молоко, сахар, соль, мед.
Ход урока
I. Организационный момент
Фронтальный опрос с целью проверки общих знаний учащихся по теме. В него входят, например, такие вопросы:
– Какие продукты необходимы для приготовления чак-чак?
Ответ: мука, яйца, сахар, молоко, соль, мед.
– Какую форму можно придать при формовании этого блюдо?
Ответ: конус, пирамида, звездочки.
II. Основная часть.
Мука – основной продукт в приготовлении теста. В ней содержатся практически все ценные питательные вещества. Она богата углеводами, белками, жирами, минеральными веществами.
Перед замешиванием теста муку обязательно просеивают через сито. При этом удаляются палочки и случайные примеси, а мука обогащается воздухом. Это значит, что тесто будет легче замешиваться и лучше подниматься.
ЧАК-ЧАК. Кондитерское изделие татарской и башкирской кухни; употребляется и соседними с ними народами – русскими Южного Урала и казахами северо-западного Казахстана.
Чак-чак представляет собой мелкие, как кедровые орехи, кусочки сдобного пресного теста на воде, вначале испеченные, как печенье в духовке, а затем сваренные в сахаре или иногда в меду.
Чак-чак – любимое кондитерское изделие татар к чаю.
Чак-чак готовится из муки высшего сорта. Выпустить в посуду сырые яйца, добавить молоко, соли, сахару (можно положить немного дрожжей или чайную соду), все перемешать, всыпать муку изамесить мягкое тесто. Разделать тесто на куски весом в 100 г, раскатать их жгутиками толщиной в 1см. Нарезать жгутики на шарики величиной с кедровый орешек и жарить их, перемешивая, чтобы ровнее прожарились, во фритюре.
Готовые шарики принимают желтоватый оттенок.
Всыпать в мед сахарный песок и вскипятить в отдельной посуде.
Готовность меда можно узнать следующим образом: взять на спичку каплю меда и, если стекающая со спички струйка после остывания делается ломкой, кипячение следует прекратить. Прожаренные шарики положить в широкую посуду, полить медом и хорошо перемешать. После этого переложить, чак-чак на поднос или тарелку и смоченными руками, придать ему желаемую форму (пирамиды, конуса, звезды и т.д.). Можно украсить мелкими леденцами или разноцветными драже. Чак – чак подают к чаю.
«Чак-чак» – татарское национальное блюда, у этой национальности есть такая традиция встречать «высоких» гостей с этим блюдом.
Далее предоставляется слово кондитеру, которая приглашена была на урок, она рассказала о своей профессии, о многих вкусных кондитерских изделий, пригласила на экскурсию в кафе, в кондитерский цех.
Показ и объяснение учителем процесс приготовление блюда.
Учащиеся приступают к приготовлению блюда, чувствуя себя в роли кондитера.
До начала практической части проветривается кабинет.
III. Практическая работа.
Учитель напоминает учащимся, что, снимая горячую посуду с плиты надо пользоваться прихватками, осторожно пользоватьсяножом, правильно передавать нож.
Индивидуальная работа учащихся. Выполнение практической работы по инструкционной карте.
Учащиеся готовят чак-чак, придают форму (по желанию), украшают, подают на стол. Соблюдается чистота на рабочих местах
Проводится текущий инструктаж.
Задаю учащимся вопрос: Какими качествами должен обладать приготовленное изделие из теста?
Ответ: шарики должны ровно прожариться и принять желтоватый оттенок, мед нельзя долго кипятить он может подгореть, потемнеть и испортить вид и вкус блюда.
IV. Подведение итогов.
Оценка качества готовых блюд. Подача к столу.
Вопросы для закрепления знаний.
- Из какого сорта муки лучше приготовить чак-чак? (из муки высшего сорта)
- Какие продукты входят для приготовления теста? (яйца, молоко, соль, сахар)
Анализ учителем ошибок и недочетов:
Определение личного вклада каждого ученика в выполнение заданий.
Подведение итогов. На сегодняшнем занятии вы узнали много нового, научились готовить блюда «Чак-чак».
Овладение искусством готовить традиционное блюда, возможно, станет первым шагом к вашей будущей профессии кондитера.
Уборка рабочих мест и помещения, мытье посуды с использованием кальцинированной соды.
V. Домашнее задание.
Выполнить реферат о национальном блюде, зарисовать иллюстрации к ним.
Инструкционная карта. Приготовление национального блюда «Чак-чак».
Норма продуктов: на 1 кг пшеничной муки 10 шт. яиц, 100 г молока, 20-30 г сахара, соль, 500-550 г масла для жаренья, 900-1000 г меда, 150-200 г сахара.
Ход работы. Выпустить в посуду сырые яйца, добавить молоко, соли, сахару (можно положить немного дрожжей или чайную соду) все перемешать, всыпать муку и замесить мягкое тесто. Разделать тесто на куски весом в 100 г, раскатать их жгутиками толщиной в 1 см. Нарезать жгутики на шарики величиной с кедровый орешек ижарить их, перемешивая, чтобы ровнее прожарились. Готовые шарики принимают желтоватый оттенок. Всыпать в мед сахарный песок медом и перемешать, придать желаемую форму. Подать на стол. (Приложение)