Татарское национальное блюдо "чак-чак"

Разделы: Технология


Тип урока: приобретение новых знаний, их закрепление; формирование умений.

Вид урока по форме проведения: нетрадиционный с элементами ролевой игры.

Цель урока: ознакомить учащихся с питательной ценностью муки, технологией приготовления чак-чак, научить готовить блюда, воспитывать бережное отношение к продуктам, умение работать в коллективе, чувство ответственности, познакомить с профессией кондитера, развивать сенсорные и моторные навыки.

Интеграция: история, биология.

Оборудование: плакат «Схема приготовления чак-чак», учебная таблица «Изделия из теста», глубокая миска, деревянная ложка, сито, доска для раскатывания тесто, кастрюля емкостью 3 л., посуда для сервировки стола, компьютер.

Продукты: мука, яйца, молоко, сахар, соль, мед.

Ход урока

I. Организационный момент

Фронтальный опрос с целью проверки общих знаний учащихся по теме. В него входят, например, такие вопросы:

– Какие продукты необходимы для приготовления чак-чак?

Ответ: мука, яйца, сахар, молоко, соль, мед.

– Какую форму можно придать при формовании этого блюдо?

Ответ: конус, пирамида, звездочки.

II. Основная часть.

Мука – основной продукт в приготовлении теста. В ней содержатся практически все ценные питательные вещества. Она богата углеводами, белками, жирами, минеральными веществами.

Перед замешиванием теста муку обязательно просеивают через сито. При этом удаляются палочки и случайные примеси, а мука обогащается воздухом. Это значит, что тесто будет легче замешиваться и лучше подниматься.

ЧАК-ЧАК. Кондитерское изделие татарской и башкирской кухни; употребляется и соседними с ними народами – русскими Южного Урала и казахами северо-западного Казахстана.

Чак-чак представляет собой мелкие, как кедровые орехи, кусочки сдобного пресного теста на воде, вначале испеченные, как печенье в духовке, а затем сваренные в сахаре или иногда в меду.

Чак-чак – любимое кондитерское изделие татар к чаю.

Чак-чак готовится из муки высшего сорта. Выпустить в посуду сырые яйца, добавить молоко, соли, сахару (можно положить немного дрожжей или чайную соду), все перемешать, всыпать муку изамесить мягкое тесто. Разделать тесто на куски весом в 100 г, раскатать их жгутиками толщиной в 1см. Нарезать жгутики на шарики величиной с кедровый орешек и жарить их, перемешивая, чтобы ровнее прожарились, во фритюре.

Готовые шарики принимают желтоватый оттенок.

Всыпать в мед сахарный песок и вскипятить в отдельной посуде.

Готовность меда можно узнать следующим образом: взять на спичку каплю меда и, если стекающая со спички струйка после остывания делается ломкой, кипячение следует прекратить. Прожаренные шарики положить в широкую посуду, полить медом и хорошо перемешать. После этого переложить, чак-чак на поднос или тарелку и смоченными руками, придать ему желаемую форму (пирамиды, конуса, звезды и т.д.). Можно украсить мелкими леденцами или разноцветными драже. Чак – чак подают к чаю.

«Чак-чак» – татарское национальное блюда, у этой национальности есть такая традиция встречать «высоких» гостей с этим блюдом.

Далее предоставляется слово кондитеру, которая приглашена была на урок, она рассказала о своей профессии, о многих вкусных кондитерских изделий, пригласила на экскурсию в кафе, в кондитерский цех.

Показ и объяснение учителем процесс приготовление блюда.

Учащиеся приступают к приготовлению блюда, чувствуя себя в роли кондитера.

До начала практической части проветривается кабинет.

III. Практическая работа.

Учитель напоминает учащимся, что, снимая горячую посуду с плиты надо пользоваться прихватками, осторожно пользоватьсяножом, правильно передавать нож.

Индивидуальная работа учащихся. Выполнение практической работы по инструкционной карте.

Учащиеся готовят чак-чак, придают форму (по желанию), украшают, подают на стол. Соблюдается чистота на рабочих местах

Проводится текущий инструктаж.

Задаю учащимся вопрос: Какими качествами должен обладать приготовленное изделие из теста?

Ответ: шарики должны ровно прожариться и принять желтоватый оттенок, мед нельзя долго кипятить он может подгореть, потемнеть и испортить вид и вкус блюда.

IV. Подведение итогов.

Оценка качества готовых блюд. Подача к столу.

Вопросы для закрепления знаний.

  1. Из какого сорта муки лучше приготовить чак-чак? (из муки высшего сорта)
  2. Какие продукты входят для приготовления теста? (яйца, молоко, соль, сахар)

Анализ учителем ошибок и недочетов:

Определение личного вклада каждого ученика в выполнение заданий.

Подведение итогов. На сегодняшнем занятии вы узнали много нового, научились готовить блюда «Чак-чак».

Овладение искусством готовить традиционное блюда, возможно, станет первым шагом к вашей будущей профессии кондитера.

Уборка рабочих мест и помещения, мытье посуды с использованием кальцинированной соды.

V. Домашнее задание.

Выполнить реферат о национальном блюде, зарисовать иллюстрации к ним.

Инструкционная карта. Приготовление национального блюда «Чак-чак».

Норма продуктов: на 1 кг пшеничной муки 10 шт. яиц, 100 г молока, 20-30 г сахара, соль, 500-550 г масла для жаренья, 900-1000 г меда, 150-200 г сахара.

Ход работы. Выпустить в посуду сырые яйца, добавить молоко, соли, сахару (можно положить немного дрожжей или чайную соду) все перемешать, всыпать муку и замесить мягкое тесто. Разделать тесто на куски весом в 100 г, раскатать их жгутиками толщиной в 1 см. Нарезать жгутики на шарики величиной с кедровый орешек ижарить их, перемешивая, чтобы ровнее прожарились. Готовые шарики принимают желтоватый оттенок. Всыпать в мед сахарный песок медом и перемешать, придать желаемую форму. Подать на стол. (Приложение)