Цель урока:
обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме “ Действия с обыкновенными дробями.
Задачи урока:
Образовательная:
Закрепление умений и навыков выполнения действий с обыкновенными дробями через дидактическую игру; расширение и углубление знаний учащихся.
Развивающая:
Развитие умения сравнивать, анализировать, рассуждать, выделять главное; развитие памяти, внимания, логического мышления; развитие вычислительных навыков, математической речи учащихся и самостоятельности в учебной деятельности.
Воспитательная:
воспитание интереса к математике, умения преодолевать трудности, навыков взаимодействия в коллективе, уважительных отношений друг к другу.
Оборудование:
- Учебник “ Математика 6”под редакцией Н. Я. Виленкина и др.
- Карточки с разноуровневыми заданиями.
- Мультимедийный проектор.
- Компьютер.
- Магнитофон.
План урока с хронометражем
№ этапа |
Название этапа |
Время |
1. |
Организационный момент. | 1 мин. |
2. |
Проверка домашнего задания. | 3 мин. |
3. |
Подготовка учащихся к активному усвоению знаний (устная работа, фронтальная письменная работа). | 6 мин. |
4. |
Применение и закрепление знаний, умений и навыков. | 18 мин. |
5. |
Контроль уровня усвоения учебного материала (самостоятельная работа в трех уровнях) | 13 мин. |
6. |
Домашнее задание | 2 мин. |
7. |
Итог урока | 2 мин. |
Конспект урока
№ этапа |
Обоснование деятельности учителя |
Обоснование деятельности ученика |
Как решаются поставленные задачи |
1. |
Организационный момент. Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания учащихся. Постановка цели урока. (Слайд 2) |
Приветствуют учителя. Дежурные называют отсутствующих. |
Обеспечение доброжелательной
атмосферы на уроке. Психологическая подготовка учащихся к обучению и предстоящей работе. |
2. |
Проверка домашнего задания. (звучит фонограмма песни “В мире много сказок”) Слово учителя: – Ребята, я приглашаю вас в волшебный мир сказок. Мы отправляемся в путешествие по сказке, название которой вы должны выяснить сами. Проверив домашнее задание, мы получим подсказку. На доске набор карточек, на которых записаны числа. Сверим результаты, полученные при решении домашних упражнений с данными числами. (перевернув карточки видим, что получилось изображение лебедей.) – Как вы думаете, ребята, по какой сказке мы будем путешествовать? (Слайд 3) |
Ученики внимательно слушают учителя,
отвечают на вопросы, сверяют свои результаты с
результатами, записанными на доске. Обсуждают причины ошибок. – “Гуси – лебеди”. |
Происходит развитие внимания, умения сравнивать, анализировать, находить причины возникновения ошибок, осознание учениками взаимосвязи домашнего задания с результатами своего обучения. Формируется понимание того, что домашняя работа есть продолжение и неотъемлемая часть их учебной классной работы. |
3. |
Подготовка учащихся к активному
усвоению знаний. 1. Устная работа. Слово учителя: – Вспомним, с чего начинает сказка. Унесли гуси – лебеди Иванушку, а его сестрица Алёнушка побежала их догонять. Бежала. Бежала и видит: течет речка. (Слайд 4) Попросила девочка речку пропустить ее, а та и говорит: “Отгадай мои загадки, тогда и пропущу”. Давайте и мы с вами, ребята попробуем разгадать загадки речки, поможем сестрице. Вот первая загадка: “На моем берегу, – говорит речка, растет много необычных цветов. Посмотрите на один из них. (Слайд 5) Задача 1. Назовите числа, обратные данным. (На слайде изображен цветок, на лепестках которого записаны числа). (0,3; 8; ) – Результат умножения взаимно обратных чисел необходимо записать в середине цветка. Как вы думаете, ребята, что мы должны записать? – Почему? Вспомните определение взаимно обратных чисел. 2. Фронтальная письменная работа. – Молодцы, справились с первым заданием. Выслушаем второе задание речки. (Слайд 6) Задача 2. “Я протекаю мимо красивого сада, – говорит речка. Длина его 12 метров, а ширина составляет от длины.
|
Дети внимательно слушают учителя. Поднимают руки, называют числа взаимно обратные для данных. Дети отвечают, что необходимо написать один. Формулируют определение взаимно обратных чисел. Учащиеся отвечают на вопросы и записывают решение в тетради. 1)12· (м) –ширина сада 2)12· (м2) – площадь сада 3)2· (3 + 12)=2· =31(м) – периметр сада 4)42· 0, 2 = 8,4 (м2) – занято кустами Ответ:3м;42 м2;31 м;8,4м2. Сверяют решение (Слайд 7) |
Актуализируются имеющиеся у учащихся
знания, которые будут востребованы в ходе урока. Происходит воспроизведение, систематизация знаний, мобилизация способностей, организация мыслительной деятельности. Присутствует дух соревнования. Совершенствование вычислительных навыков нахождения площади и периметра прямоугольника. Развитие логического мышления, предупреждение наиболее распространенных ошибок. |
4. |
Применение и закрепление знаний,
умений и навыков. Слово учителя. – Итак, мы помогли сестрице ответить на вопросы речки, и та позволила ей перейти на другой берег. Девочка побежала дальше, вдруг видит: стоит печка. (Слайд8) Аленушка спросила её, куда улетели гуси– лебеди. А печка отвечает: “Милый дружок, съешь пирожок, когда укажу путь”. (Слайд 9) – Давайте посмотрим, какой пирог предстоит съесть девочке. Задача 3. Пирог состоит из четырех частей, на каждой указана её масса. Найдем массу её пирога. – Сможет ли девочка съесть такой пирог? – Давайте поможем сестрице съесть этот пирог. В нашем классе 27 человек, вместе с Алёнушкой 28. Давайте разделим этот пирог на всех и посчитаем сколько придется на каждого. (Слайд 11) – Переведем килограммы в граммы. – Ну, а теперь мы сможем вместе съесть этот пирог. – Молодцы, помогли девочке съесть пирог, давайте немного отдохнем. Учитель проводит физкультминутку (журчание ручья): детям предлагает закрыть глаза, расслабиться и представить берег моря. Мы помогли девочке съесть пирог, и печка указала ей путь, но только до яблони. (Слайд 12) А та тоже не хочет указать ей дорогу просто так. Она обещает Алёнушке показать дорогу, если она ответит ей на следующие вопросы. (Слайд 13) Задача 4. Над яблоней пролетали гуси– лебеди от реки до избушки Бабы – Яги. За часа они пролетели 3км. Найдите скорость, с которой летели гуси– лебеди. Какое расстояние они пролетят с такой скоростью за 3часа? (Слайд 14) – Но это еще не все. Яблоня вся согнулась под тяжестью яблок и умоляет собрать хоть часть урожая. Девочка торопиться и хочет справиться как можно быстрее. Задание 5.Решить уравнения. (Слайд 15) Используя найденные ответы, узнайте, сколько яблок останется на яблоне. (Уравнения по уровням). – Ребята, на яблоне осталось 100 яблок. Такое количество яблоне вполне устроило, и она указала дорогу. Давайте немного отдохнем и наберемся сил перед последним и основным этапом пути. Учитель проводит зарядку для глаз. |
Один ученик решает у доски, остальные в
тетради:
(кг)– масса пирога. Ответ: 8 кг. (Слайд 10) Решая задачу, ученик формулирует правило сложения смешанных чисел. – Нет, не сможет. Ученики решают в тетради с комментированием. :28= (кг) -досталось каждому. Ответ: кг. В ходе решения ученик формулирует правило деления дроби на число. кг = 300 г – Да, сможем. Дети выполняют рекомендации учителя. Один ученик у доски записывает условие задачи, двое других отвечают на вопросы задачи. В ходе решения задачи учащиеся формулируют правила деления и умножения смешанных чисел. За доской три ученика записывают уравнения и самостоятельно решают, а остальные – решают в тетради. Учащиеся при решении уравнений формулируют правило вычитания смешанных чисел и распределительное свойство умножения. |
Решение задачи способствует развитию
навыков сложения обыкновенных и десятичных
дробей. Формируется умение давать полные ответы, развивается математическая культура, внимание, умение высказывать свою точку зрения, умение слушать и критически оценивать ответы товарищей, умение находить и исправлять ошибки. Создание положительной мотивации в учении, воспитание уверенности в своих силах. В урок включено упражнение с комментированием с целью пооперационного самоконтроля. Развитие гибкости мышления, отработка навыков использования действий с дробями при решении арифметической задачи. Отработка навыков использования действий с дробями при решении уравнений. Формирование положительной мотивации, воспитание уверенности в своих силах. |
5. |
Контроль уровня усвоения учебного
материала. (трехуровневая самостоятельная
работа). Слово учителя. – Добравшись до избушки Бабы– Яги, мы обнаружили, что в доме один Иванушка. (Слайд 16) Давайте разделимся на группы и отправимся на поиски бабуси. Задание 6. Самостоятельная работа (приложение №1) |
Учащимся дается дифференцированная
самостоятельная работа. Для тех, кто справился с заданием, учитель дает дополнительное задание на карточке (приложение №2) |
Развитие навыков самостоятельной работы, формирование самостоятельной мыслительной деятельности, уверенности в своих силах. Дифференцированный подход к обучению. Каждый ребенок занят посильным делом: слабые ученики выполняют задания по аналогии, а сильные – учатся применять свои знания в измененных условиях. |
6. |
Домашнее задание. Предлагает дифференцированное домашнее задание, комментируя его выполнение 1 группа: №619(в); №628 2 группа: №619(б); №627 3 группа: № 618(в); №622 Необязательное задание: кросснамбер (приложение №3) |
Записывают домашнее задание по группам. | Сообщается домашнее задание, разъясняется методика его выполнения, мотивируется необходимость и обязательность его решения. Учитываются способности детей, посильность выполняемого задания, развивается самодисциплина и ответственность. |
7. |
Итоги урока. Объясняются и комментируются оценки, поставленные на уроке. Анализируется, как работал класс на уроке, кто особенно старался, что было наиболее трудно делать, что требовало смекалки и как ребята справились с поставленной задачей. – Завершить урок хочется словами Л.Н.Толстого “Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что он представляет собой, а знаменатель– то, что он думает о себе”. (Слайд 17) – Поднимите руки, кто доволен сегодня своими успехами. (Слайд 18) |
Учащиеся отвечают на вопрос учителя. | Работа на уроке была оценена, дети
видели результат своего труда, степень усвоения
материала, пробелы в знаниях и допущенные ошибки. Формируется привычка подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность. |