Важность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания, а нравственный прежде всего. Воспитать человека!
В первую очередь сказка должна нести смысловую нагрузку, недаром издавна говорилось: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. И потому, каждая сказка, театрализованное занятие несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг другу, смело бороться со злом, не быть лентяем – уметь трудиться и т.д. Не должно быть сказки ради сказки. Задача театрального действия – воспитание детей, развитие личности ребенка, развитие способностей детей. Театрализованная деятельность дает ребенку возможность преодолеть себя, свои комплексы, стать свободным, раскованным, научиться свободно проявлять свои эмоции.
Сказка – это одно из знакомств ребенка с национальной культурой. Красоту и мудрость народных сказок ребенок понимает и впитывает как губка. Герои этих сказок живы для ребенка, и потому дети придумывают, что могло произойти с этими героями еще. Так, на основе старых сказок создаются новые, но со старыми персонажами. Такие новые сказки со старыми персонажами дети очень любят.
Основная цель театрализованной деятельности дошкольников – эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. В драматизации необходимо ставить перед собой задачи, видеть перспективу, понимая, зная возможности детей.
Вот эти задачи:
1. Воспитание положительных нравственных идеалов, стремление быть отзывчивым, правильно оценивать действия персонажей.
2. Развивать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности.
3. Добиваться свободного проявления эмоций детей в жестах, мимике, движении, пении, слове.
4. Добиваться исполнительского умения детей в создании художественного образа, используя для этого игровое, песенное, танцевальное творчество.
5. Расширять представления детей об окружающей действительности, о прошлом и будущем, о предметах, обычаях и быте, природе и т.д.
6. Дать детям закрепить представления о различных видах театра – драматизации, театр на полу, настольный театр.
7. Обогащать речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной речи.
8. Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения.
9. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
10. Учить детей правильно оценивать себя и своих товарищей.
11. Вызывать у детей желание двигаться, то есть танцевать, и создавать яркий пластичный образ.
12. Воспитывать желание детей “играть”, то есть разыгрывать сказки.
13. Добиваться умения использовать песенные, танцевальные и игровые импровизации, в самостоятельной деятельности.
Большое внимание в драматизации уделяется движениям, жестам, речи. Поэтому начинать работу надо с этюдов, а именно, с мимических этюдов с выразительными жестами – соответствующих эмоциональному состоянию того или иного персонажа.
Эти этюды проводятся на протяжении всего учебного года на усмотрение музыкального руководителя. Во время каждого этюда можно дать установку на любой характер персонажа – грустный зайчик, сердитая кукла и т.д.
Мимические этюды с жестами
№ | Эмоциональное состояние персонажа | Действие ребенка |
1. | Нам грустно |
|
2. | Нам весело |
|
3. | Мы сердимся | Нахмуренные брови, кулачки сжаты, топаем ногами |
4. | Мы испугались | Присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать |
5. | Мы устали | Сесть на стул, руки и ноги расслаблены |
6. | Не хотим, не надо | Ладошками как бы отодвигать от себя, ладошками двигать перед собой тыльной стороной к себе |
7. | Мы удивлены | Развести руки, посмотреть удивленно и сказать “Ах” |
8. | Мы любим покушать | Покачать головой и правой рукой погладить по животу круговыми движениями |
К каждому из этих этюдов надо подбирать соответствующую музыку и обязательно делать под музыку.
Театрализованная деятельность, драматизация в детском саду очень востребованы. Праздники и развлечения дают возможность показать выступления дошкольников. Родители и другие воспитанники детского сада – благодарная публика.
Дети второй младшей группы свободно могут подготовить сказку-драматизацию в первом квартале и показать ее на осеннем развлечении к новому году.
Во втором квартале, во второй половине года, дети могут подготовить сказку к празднику мам.
В третьем квартале - еще одну к весеннему развлечению, а также ко дню защиты детей.
Таким образом, 4-5 сказок-драматизаций вполне доступны для детей второй младшей группы.
Сказки-драматизации небольшие по времени, 10-15 минут, доставляют детям радость, более длительные сказки вызывают у детей-артистов перенапряжение и утомление. Во всех разделах драматизации очень важно для полного раскрытия ребенка, для его свободного проявления эмоций не перегружать, не завышать планку требований. Иначе мы получим обратное: ребенок будет уставать, и не будет получать положительных эмоций, и естественно, в дальнейшем этот вид деятельности не только перестанет интересовать ребенка, но и вызовет неприязнь.
Сказка издавна является важнейшим элементом воспитания. Сказка учит жизни, учит тому, что хорошо, а что плохо. Идет важнейший процесс нравственного воспитания. Если ребенок сам играет в сказки, основная мысль войдет в его душу навсегда. Участие ребенка в сказке, а особенно в драматизации подразумевает эмоциональное проявление ребенка, его самовыражение. Как это важно! Идет развитие дошкольника во всех отношениях: развитие его способностей, творчества. Работа по театрализованной деятельности необходима, и начинать надо с самых маленьких. В сказке добро всегда побеждает зло, так давайте начнем со сказки!
“Как кукла Майя испекла пирог”
Автор Вафина Т.В.
Драматизация сказки для детей второй младшей группы
Взрослый персонаж – Сказочница.
Музыка. Выходит сказочница.
Сказочница:
Здравствуйте, мои друзья.
Я к вам в гости пришла.
Всех вас рада видеть я.
Сказочница зовут меня.
Хочу вам сказку рассказать
И пора ее начать.
Дружно жили все игрушки.
Мишки, куколки-подружки.
Забегают дети-“игрушки” и поют песню “Солнышко” - Филиппенко.
Сказочница:
Игрушки весело играли
И, конечно, танцевали.
Танец кукол.
(Кукла Майя выходит на середину)
Сказочница:
Время праздника настало,
Кукла Майя всем сказала.
Кукла Майя:
Решила всех я угостить,
Пирогами накормить.
Муки мало у меня
Вдруг всем не хватит пирога.
Сказочница:
А вот и курочка идет
Что-то куколке несет.
(Выходит курочка, в корзинке мука)
Курочка:
Здравствуй куколка, возьми.
Принесла тебе муки.
Постарайся, испеки
В гости всех ты пригласи.
Кукла Майя: Спасибо.
Сказочница:
А вот и козочка идет.
Что-то куколке несет.
(Выходит коза с корзинкой)
Коза:
Куколка, вот для тебя
Принесла я молока.
Вот и маслице, возьми.
Постарайся, испеки.
Кукла: Спасибо.
(Уносит в дом корзинки)
Коза:
Ну, а где мои козлятки,
Где веселые ребятки.
Выходите погулять,
Выходите поиграть.
Танец козлят.
Сказочница:
А вот мишенька идет,
Что-то куколке несет.
(Выходит медведь из домика)
Медведь:
Постарался, принес я
Варенье вкусное для пирога.
Ты побольше испеки,
В гости всех ты пригласи.
Кукла: Спасибо.
(Уходит в дом).
Сказочница:
Варенье куколка взяла
И пирог свой печь пошла.
Смотрите, кот сюда идет,
Ничего он не несет.
Выходит кот.
Кот:
Мяу, здесь пирог пекут?
Здесь меня, наверно ждут.
Весь пирог я съесть смогу
Очень пироги люблю.
Съем все сам, съем все сам,
Никому пирог не дам.
(Выходят курочка, коза, медведь и два козленка)
Все вместе:
Котик, котик ай-ай-ай,
Ты нас всех не обижай.
С друзьями надо поделиться,
Жадным быть ведь не годится.
Ай- ай- ай (все грозят ему).
Кот:
Мяу, простите вы меня,
Жадничать не буду я.
Сказочница:
Угощаться надо вместе.
Вместе это интересней.
Давайте песню мы споем,
Ведь дружно, весело живем.
Песня.
(Выходит кукла с пирогом)
Кукла:
Вот пирог я принесла,
Он готов у меня.
Сказочница:
Всех гостей надо звать,
Пирогом угощать.
Приходите в гости к нам.
Все: Рады, рады мы гостям.
Сказочница:
А на радости друзья
Танцевать пришла пора.
Парный танец.
Сказочница:
Сказка кончилась моя
До свидания, друзья!