Оборудование: физическая карта России, атласы, контурные карты, схема круговорота воды в природе, схема антропогенного воздействия на природу.
Криптограммы. Таблица “Охрана вод”.
Цели урока:
1. Оценить водные ресурсы России и их неравномерное распределение по территории. Проанализировать значение воды в жизни человека и влияние человека на водные объекты.
2. Продолжить развивать навыки учащихся в работе с контурными картами;
3. Воспитывать интерес к предмету.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент 1-2 мин.
2. Повторение. Проверка домашнего задания.
Географический диктант (8 минут)
Повторить термины: речная система, исток, устье, бассейн, падение реки, уклон реки, расход воды, годовой сток, режим реки, твердый сток, паводок, половодье, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, озера, (2 варианта).
Осуществляется самопроверка, ответы написаны на доске, ребята сами выставляют себе оценки.
3. Изучение нового материала.
План изучения (на доске):
- Водные ресурсы и их использование.
- Водный кадастр.
- Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление.
- Охрана вод, система оборотного водоснабжения.
- Стихийные явления.
1. Таким образом, мы подошли к пониманию вопроса ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ. Работа с учебником на странице 86. дайте понятие водные ресурсы. Запишем определение в тетрадь.
Водные ресурсы – воды суши, пригодные для хозяйственного использования.
Россия богата водными ресурсами, но размещены они крайне неравномерно: северо-запад Русской равнины – озерный край, очень хорошо обеспечен водой, а юго-восток Русской равнины, Среднерусская возвышенность, Урал испытывают недостаток воды.
Человек использует в основном речную воду, это ежегодно возобновляемые ресурсы.
- Покажите крупные реки Сибири и Восточно-Европейской равнины.
- Какая река является самой полноводной в России?
- Какая река самая длинная в России?
2. Для оценки водных ресурсов создан водный кадастр – свод сведений о водных ресурсах России (термин).
Он обобщает материалы гидрологических наблюдений и исследований. В кадастре указано распределение вод по территории нашей страны и сезонное распределение многоводных рек.
3. Различают 2 категории потребления воды. (работа у доски)
- Как вы думаете, какие из видов водопотребления и водопользования наиболее загрязняют воду?
Отрицательное влияние оказывают
– сплав древесины (часть древесины намокает,
тонет, загнивает и загрязняет воду ядовитыми
веществами).
– сброс промышленных отходов предприятиями
– места хранения отходов производства и бытовых
отходов.
– смыв пестицидов с полей.
Качество воды практически всех поверхностных источников не соответствует нормативным требованиям, так как в последние годы подвергаются воздействию антропогенных факторов, особенно реки Волга, Северная Двина, Обь, Амур, Печора, Дон; озера Байкал, Ладожское, Онежское.
Практическая работа
Нанести на контурные карты без помощи атласа данные объекты (4 мин) (учитель раздает заранее).
После выполнения работ желающий ученик показывает перечисленные объекты на карте у доски (2 мин).
4. Охрана вод, система оборотного водоснабжения.
Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений россиян?
- Строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.
- Совершенствовать технологию производства на предприятиях.
- Экономия потребления воды.
5. Стихийные явления.
Вода может приносить человеку много бедствий. Это стихийные явления: наводнения, цунами, снегопады, сели, лавины, наледи, гололед, ливни. 40% всех стихийных бедствий приходится на наводнения.
- На каких реках чаще всего бывают наводнения? Почему?
Обычно наводнения случаются на участках рек с низкими берегами, на реках северного стока.
О других стихийных явления, а именно о цунами и сели нам расскажет ваш одноклассник небольшое сообщение – презентацию.
4. Закрепление.
5. Домашнее задание.
Ответить на вопросы с.130-131 (3-6, 9-14).
Составить кроссворд по теме “Водные ресурсы России”.
Нанести на контурную карту все объекты гидросферы , указанные в тексте параграфа.
6. Итог урока
– Итак, мы с вами изучили новую тему! Подведем итог, что вы узнали нового на уроке? Выставление оценок за работу в классе.