КТД – это сама жизнь или игра в жизнь

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Моделируя воспитательную систему школы, целесообразно использовать разнообразные формы и методы работы. Одной из наиболее эффективных форм воспитательной системы нашей прогимназии являются личностно-ориентированные коллективные творческие дела. В основе КТД лежат три основные идеи: 1 коллективная (совместная работа взрослых и детей); 2 творческая (нестандартная, нешаблонная, создаваемая в совместной творческой деятельности детей и взрослых); 3 практическая (проведение самого дела). КТД – это яркая организация любого дела, наполненного игрой и трудом, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни. Девиз всех наших КТД: “Все творчески, а иначе зачем”.

Наши КТД направлены на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей; реализацию коммуникативных потребностей; обучение правилам и формам совместной работы. Совместное сотрудничество воспитателей и воспитанников, учеников, их родителей и педагогов – главное составляющее КТД.

Система коллективных отношений – сотрудничества, взаимопомощи и ответственной зависимости складывается в процессе творческой деятельности, которая включает несколько этапов:

1) этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведения их до принятия каждым участником – взрослым и ребенком.
2) этап начальной организации (коллективное планирование).
3) этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей.
4) распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов КТД
5) проведение самого дела.
6) этап подведения итогов. Рефлексия.
7) этап ближайшего последействия (предложения на будущее).

На всех этапах присутствует большая доля игры, занимательности, которые соединены с высокой идейностью, целеустремленностью, что и составляет своеобразие любого КТД.

Успех КТД и его воспитательно–развивающий эффект зависят от умелой организации дела, когда его создателем и участником становится каждый.

Удобно для этого использовать так называемую “формулу дела”, которая выглядит так: задумали – посоветовались – продумали – заинтересовали всех – наглядно оформили – помогли в подготовке – провели – подвели итоги и поощрили лучших – проанализировали и сделали выводы на будущее.

Калейдоскоп наших КТД ярок и многообразен. Вот некоторые из них: КТД “Как у наших, у ворот”; КТД “Нам праздник веселый зима принесла”; КТД “Маленьким детям – большие права”; Практическое занятие для участников семинара в форме КТД “Путешествие в страну “Олимпию”.

Все КТД проводятся с помощью маршрутных листов, которые в ходе игры-путешествия получают все участники: воспитанники, учащиеся, взрослые. В процессе выполнения заданий ребята учатся самостоятельно и творчески мыслить, а взрослые, попадая в мир детства, активизируют и пополняют свои познания.

КТД – это постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, совместный поиск лучших средств этой заботы.

Время бежит вперед и не стоит на месте, таков закон жизни. Значит и формы проведения КТД должны идти в ногу со временем. Самое главное, чтобы было интересно, увлекательно.