Вид урока: комбинированный с компьютерной поддержкой.
Тип урока: изучение и первичного закрепление знаний.
Цель урока: Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие.
Задачи:
- образовательная: дать понятие о существовании веса воздуха, выяснить почему существует воздушная оболочка Земли, опытным путем доказать существование атмосферного давления; рассмотреть использование атмосферного давления в ряде областей человеческой деятельности (в медицине).
- развивающая: развить творческую активность, умения анализировать, делать обобщения, практические навыки;
- воспитательные: воспитывать самостоятельность в трудовой деятельности, продолжать формировать творческое начало у учащихся.
Оборудование: сосуд с водой, ливер, пустая бутылка, блюдце, пустой стакан, свечка, варёное яйцо, презентация "Вес воздуха. Атмосферное давление".
Педагогические технологии: элементы технологии "Развитие критического мышления", инфомационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая.
План урока:
1. Актуализация знаний.
2. Изучение нового материала.
3. Проведение опыта
4. Работа с книгой.
5. Решение задач.
6. Домашнее задание.
7. Итог урока.
Ход урока
Урок сегодня мы начнем немного необычно, разгадаем небольшой кроссворд, в котором каким то образом заключена тема нашего урока. На экране будут появляться вопросы, дав ответ на вопрос, вы должны из этого слова выбрать букву, отмеченную в данной клеточке. (слайд 1)
Итак, слово, которое мы получили АТМОСФЕРА (слайд 2). С этим понятием вы уже встречались на уроках географии. Но мы с вами рассмотрим его с физической точке зрения, т.е. расширим знание об атмосфере, выясним, обладает ли воздух весом. Тема нашего урока "Вес воздуха. Атмосферное давление" (слайд 3) Но прежде заполним табличку (слайд 4)
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
На каждую молекулу воздуха действует сила тяжести, следовательно, воздух обладает весом. Вес воздуха можно вычислить, зная его массу.
Слайд 5,6
Опыт по рисунку 115 с. 97
P = mg = 1,3 кг х 10Н/кг = 13 Н.
Атмосфера - это воздушная оболочка Земли.(слайд 7)Она состоит из отдельных условно разграниченных слоев (слайд 8).
Воздушный слой, прилегающий непосредственно к Земле сжат больше всего и согласно закону Паскаля передает производимое на него давление во все стороны без изменения. В результате чего земная поверхность и тела находящиеся на ней испытывают давление всей толщи воздуха, или как обычно говорят, испытывают атмосферное давление. (слайд 9)
Опыт: вода не выливается из перевернутого стакана накрытого листом бумаги (слайд 10).
Как объяснить этот опыт.
Если воздух давит на лист бумаги, значит, атмосферный воздух давит и на нас с некоторой силой.
Поводим плечами, что вы ощущаете? Сложим ладошки лодочкой, что чувствуете? (ничего).
Но воздух давит нас с огромной силой, на среднего по размерам человека со стороны атмосферного давления действует сила давления около 150 000 Н.
- Почему мы не ощущаем этого давления?
Мы справляемся с такой нагрузкой, т.к. внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением жидкости внутри нашего организма. (слайд 11).
Существованием атмосферного давления могут быть объяснены многие явления.
Дети проводят опыты и объясняют их:
А) поднятие воды в пипетке;
Б) поднятие воды за поршнем шприца;
В) поднятие воды в открытой трубке.
Опыты:
1. Яйцо в бутылке
2. Достань, монету из воды не замочив руки.
Мы знаем, что молекулы находятся, в непрерывном движении так почему же существует воздушная оболочка Земли? Найти ответ на вопрос в учебнике (с. 99, параграф 41)
Воздушная оболочка Земли существует потому, что у скорость молекул меньше, чем 11,2 км/с и на них действует сила тяжести. (слайд 12).
- А что произошло бы на Земле, если бы вдруг воздушная атмосфера вдруг исчезла? (слайд 13)
- Лишившись атмосферы Земля стала бы такой же мертвой, как ее спутница Луна, где попеременно царят то испепеляющий зной, то леденящий холод + 1300 С днем и - 1500 С ночью (слайд 14).
Посмотреть, как выглядит, атмосфера Земли посчастливилось только космонавтам. Вот как поэтично описал увиденное сквозь иллюминатор корабля "Восток-2" летчик-космонавт Герман Степанович Титов "Горизонт Земли окружен ореолом нежно-голубого цвета, который постепенно темнеет, становясь бирюзовым, синим, фиолетовым и, наконец, переходит в черный цвет:" (слайд 15).
- Ребята, а можем ли мы говорить, что мы живем на дне воздушного океана? Почему.
А вот как писал об атмосфере французский астроном XIX столетия Камилл Фламмарион ": Атмосфера оживляет Землю. Океаны, моря, реки, ручьи, леса, растения, животные, человек - все живет в атмосфере и благодаря ей. Земля плавает в воздушном океане; его волны омывают как вершины гор, так и подножия; а мы живем на дне этого океана, со всех сторон им охваченные, насквозь им проникнутые: Не кто иной, как она покрывает зеленью наши поля и луга, питает и нежный цветок, которым мы любуемся, и громадные, многовековое дерево, запасающее работу солнечного луга для того, чтобы отдать нам ее впоследствии:".
Вот таков океан атмосферы, на дне которого мы живем.
Задачи (слайд 18):
Если откачать насосом воздух из жестяной банки, она сплющивается. Почему?
Мальчик сорвал с ветки лист, приложил его ко рту, и, когда втянул воздух лист, лопнул. Почему лопнул лист?
Однажды молекулы разных вредных газов, входящих в атмосферу одной из мрачных планет, обиделись на свою планету, перессорились друг с дружкой и решили разлететься в разные стороны. Что помешало молекулам покинуть планету?
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с понятием атмосферного давления. Давайте вернемся к нашей табличке и заполним последнюю графу.
Что вы сегодня узнали на уроке:
- что называется атмосферой;
- какой воздушный слой сжат больше всего;
- все проделанные опыты можно объяснить существованием атмосферного давления.
Домашнее задание: параграфы 40, 41 упр. 17, зад. 10 № 1, 3. Проделайте и объясните опыт "Тяжелая газета" (слайды 16, 17)
Опыт "Тяжелая газета"
Положи на стол широкую и длинную линейку.
Уравновесь ее на краю стола так, чтобы при малейшем нажиме она наклонялась или падала.
Теперь поверх установленной в таком положении линейки расстели газетный лист большого формата. Если ты с силой ударишь кулаком по выступающему концу дощечки, к великому своему изумлению, ты увидишь, что линейка удержалась на месте, точно приколоченная гвоздями!
Объясните, почему это произошло.
Литература.
- Гальперштейн Л. Я. Забавная физика: научно-популярная книга/оформл. Серии о. Кондаковой; художн. Б. Белов и Б. Доля. - Переизд., доп. и перераб. - М.: Дет.лит., 1993
- Ландау Л. Д., Китайгородский А. И. Физика для всех: физические тела. - 6-е изд., стер. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984
- Остер Г. Б. Физика задачник, М. "Росмэн", 1998
- Перышкин А.В. Физика 4 учебн. для общеобраз. школ, М: Дрофа, 2003
- Шабловский В. Занимательная физика. - Санкт - Петербург, "Тригон", 1997
- Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей. - М., Омега, 1994
- Материалы Интернет