Психотехника актера

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: театр, воображение, психотехника, актер, студия, предмет, пластика


Цель урока: проработка важнейших элементов актёрской техники.

Конспект занятия

Презентация.

СЛАЙД - заставка

I этап. Организационный момент. (2 мин).

ЦЕЛЬ: Настроить студийцев на работу.

Приветствие студийцев.

Учитель:

Добри ден и добрый час!
Рад всех вновь я видеть вас!
Вери гуд! Салям алейкум!
Бона сэра! Вац из дас!
Еще Бонжур! Шалом и Чао!
Буонэс диаз! Свейки! Здраво!
Гомарджоба! Буна! Ети!
Намасте! Алоха! Тервист!

Знаете ли вы, дорогие друзья, ученые мира сего подсчитали, что на нашей планете существует две тысячи семьсот девяносто восемь языков и более восьми тысяч наречий. И произнести только одно приветственное слово на всех языках мира, то это займет полтора часа времени:

Но приветствия несут в себе не только этикетные предписания, но и различные ритуалы, традиции, привычки, условности. Все вы превосходно знаете, что приветствовать другу друга можно не только словами, но и всевозможными жестами и телодвижениями. Вспомните и изобразите эти жесты и движения в такт музыки.

Игра "Приветствие"

Упражнение "Круг настроя"

- Мы поприветствовали друг друга, настроились на занятие. Начинаем.

СЛАЙД - заставка + тема урока

II этап. Актуализация знаний учащихся. Мотивирующее начало (1 мин.)

ЦЕЛЬ: Сообщение темы, цели и задач занятия. Замотивировать студийцев в получении новых знаний.

СЛАЙД "ЦЕЛЬ"

- Цель сегодняшнего занятия - проработка важнейших элементов актёрской психотехники.

СЛАЙД "Эпиграф"

- Как вы понимаете значение данного выражения?

- Каково значение жеста для актёра?

- Какими должны быть жесты?

III этап. Повторение пройденного материала. (8 мин.)

ЦЕЛЬ: Подготовить голосо-речевой аппарата студийца к работе.

Повторить пройденный материал.

Создать предпосылки для выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Побудить к показу моделей выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гордость и др.) Закрепить элементы выразительных движений: мимику, жесты, позы, походку.

Учитель: Поднимаемся на сцену, начинаем голосо-речевой тренинг с массажа.

- Какие виды массажей вы знаете? (ответы детей)

Студийцы-консультанты проводят инструктаж, осуществляют контроль за выполнением массажей (Гигиенический массаж. Цель массажа: разогреть мышцы лица, шеи. Вибрационный массаж. Цель массажа: разбудить резонаторы) студийцами.

Учитель: Какие виды гимнастик использует актер для подготовки голосо-речевого аппарата? (ответы студийцев: артикуляционная, дыхательная, дикционные упражнения, голосо-речевые упражнения).

Артикуляционная гимнастика. Упражнения "Замки", "Круговые движения челюстями", "Пятачок - голливудская улыбка", "Уколы языком в щёки", "Чистим зубки языком".

Дыхательная гимнастика. Упражнение "Катюша".

Дикционные упражнения. Упражнение "Звукоряд" (и-э-а-о-у-ы). Скороговорки с движениями. (Маланья болтунья. Шла Саша по шоссе. От топота копыт, пыль по полю летит; Четыре черненьких чумазеньких чертёнка, чертили черными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто).

Учитель. В следующем задании мы с вами приступаем к проработке актерской психотехники через упражнение "Яблочко".

Я прошу вас продемонстрировать ваше эмоциональное состояние, выразительность жестов, мимики и отношение в процессе выполнения данного упражнения. Упражнение начали. (выполнение упражнения студийцами). Этюд выполняется индивидуально каждым.

Выполнение упражнений актерского тренинга. Упражнение "Яблочко".

Спускаемся на первый ряд.

Учитель:

- На театральных занятиях вы знакомились с различными театральными терминами и понятиями. Давайте их сейчас вспомним. Внимание на экран.

СЛАЙДЫ (17)

IV этап. Изучение нового материала (10 мин)

ЦЕЛЬ: Разобраться со студийцами в понимании жеста как подлинного, продуктивного, целесообразного действия.

Прийти к пониманию существования жеста не ради жеста, а ради передачи жизни человеческого духа.

Учитель: У обычного человека отсутствует свобода движения, недостаточная подвижность суставов, отставание в развитии одной руки от другой, бывают действия рук излишне развязны, не ловки. Иногда под влиянием волнения или стеснения, движения тела неестественны и некрасивы, излишне напряжены или перенапряжены от всех неловкостей. Сколько возникает неприятностей и серьёзных проблем.

Как часто в жизни бывает бессильно слово или красноречивее слова - точный, выразительный жест. Что наша живая речь без движения тела? Одно дополняет другое, развивает, усиливает. Сколько красоты в человеке, умеющем владеть своей речью и телом, о таком человеке мы с восклицанием скажем: "Как всё в нём гармонично!". Особенно это важно для актера.

Внимание на экран.

СЛАЙД-КОЛЛАЖ.

Учитель. Скажите, что общего между всеми персонажами? (Ответы студийцев).

"Все люди что-то показывают руками, стоят в каких-то позах, кому-то что-то говорят".

Учитель. Можно ли понять, что говорят или хотят сказать герои нашего коллажа? (Ответы студийцев)

Упражнение 1. Проговорите реплики за героев с коллажа.

Упражнение 2. Предлагаю стать вам героями живого коллажа. С помощью незамысловатых слов "заколдовываю" всех. Я Задаю всем вопрос и прошу дать ответ без единого слова и звука.

- Быть иль не быть?

- Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки?

- Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?

Открытие 1. Мы можем понимать друг друга без слов. А происходит это через телодвижение, через обозначение, через жест! Мы можем общаться с помощью жеста!

Учитель. Давайте попытаемся все вместе найти формулировку понятию жеста. (Ответы студийцев).

Жест - это телодвижение (движения руками, кивок и поворот головы, плеч, движение туловища).

Учитель. Если жест - это язык общения между людьми, то кто и когда обучал нас этому языку?

Предлагаю поиграть в детские ситуации. Прошу всех на сцену.

("Рисую" предлагаемые обстоятельства и как только сделаю хлопок нужно выполнить какое-то телодвижение).

Упражнение 3.

- Малыш ползёт по дивану к самому краю и сейчас может упасть. Вы - родитель. Как вы поступите? (Ответы студийцев)

- Другая ситуация: малышу показывают красивую игрушку, просят подойти за ней, сделав несколько самостоятельных шагов.

- Ещё одна картинка: малыш видит красивый цветок, надо научить его вдыхать запах цветка и любоваться им.(Работа в паре).

Открытие 2. Языку жестов нас учат мама, семья, двор, школа, город, страна - т.е. окружающая нас среда.

Упражнение 4. Предлагаю используя характерный жест и мимику загадать кого-нибудь из вас, педагогов школы или звёзд эстрады. (варианты могут быть: музыканта, фокусника, хирурга, часовщика, кондукторов общественного транспорта, торговцев семечками и т.д.)

Цель упражнения:

- поиск характерных жестов;

- поиск характерных жестов при различных погодных условиях: жарко, идёт дождь, сильный ветер, мороз и т.д.;

- поиск характерного жеста при наших различных самочувствиях: болит зуб, очень волнуемся перед экзаменом, голодны, влюблены и т.д.

Открытие 3. От окружающих нас обстоятельств, от очень многих факторов зависит наш жест, наш беззвучный, безмолвный язык общения: от профессиональных навыков, погоды, эмоций и времени суток, событий, возраста и т.д. Какова окружающая действительность - таковы и мы.

Упражнение 5.(Три человека на сцене, лицом к залу)

Сидящие на первом ряду : 1-й, 2-й и 3-й словом называют признаки какого-либо предмета, изображенного на экране, а 4-й - жестом "говорит", что это за предмет.

СЛАЙД яблоко

СЛАЙД мяч

СЛАЙД робот

(Все на сцене)

Учитель. Зачем человеку жест, если всё необходимое он может выразить словом? (Ответы детей)

Открытие 4. Жест - не только движение тела, но и, главным образом, движение души. Всё многообразие и богатство духовной жизни человека выявляется в конечном итоге в движении его мышц.

Учитель. Идеальным, лёгким, свободным жестом является полёт птицы. В каждом взмахе крыла - и сила, и выразительность, и продуктивность действия.

Упражнение 6. Под музыку вы будете передвигаться по площадке, свободно распределяя себя в пространстве. Наши руки - это крылья. Мы легко балансируем, парим в предлагаемом пространстве. Руки наши - крылья той птицы, какой каждый себя ощущает. Ощущаем центр нашей духовной жизни (область груди, сердца). Наш полёт длится до возможного ощущения радости.

(Под музыку студийцы двигаются по сцене, самовыражаясь в жестах и телодвижениях)

Что такое психотехника актёра? (ответы студийцев)

V этап. Учитель. Практическая работа (7 мин.)

ЦЕЛЬ:

  • Научить формам приветствия, которые использовались в разные эпохи.
  • Развивать внимание и память на запоминание психофизических действий.

Учитель:

Мы сегодня продолжим изучение форм приветствий различных эпох и постараемся языком телодвижений передать характер той или иной эпохи. Ваши жесты должны быть целесообразны, свободны и правдивы.

Внимание на экран.

Слайды "Костюмы эпох"

Вспомним виды приветствий, которые вы уже знаете.

Показ студийцами приветствий Др.Греция, Др.Рим.

Средние века (простой, королевский)

Инструктаж педагога по выполнению практического задания.

Демонстрация педагогом новых видов приветствий.

- Испанский (простой, двойной, королевский) Комментарий учителя. Показ. Выполнение студийцами.

- Приветствие Ромео и Джульетты. Комментарий учителя. Показ. Выполнение студийцами.

- Русский королевский поклон. Комментарий учителя. Показ. Выполнение студийцами.

VI этап. Проверка знаний.(1мин.)

- Что такое жест? (Жест - это телодвижение (движения руками, кивок и поворот головы, плеч, движение туловища;

Жест - не только движение тела, но и, главным образом, движение души).

- Для чего человек использует жестовую речь?

- Какие новые виды приветствий мы выучили?

- Что такое психотехника актёра? (ответы студийцев)

VII этап. Домашняя работа.

Проверка домашней работы. Придумать собственное приветствие.

VIII этап.

Подведение итогов. Рефлексия. (2 мин.)

Игра "Нить судьбы".

Учитель. В Древнегреческой мифологии мойры, злобные и устрашающие на вид старухи, вершили судьбы людей, прядя их нить судьбы. Я благодарю вас за занятие и хочу пожелать вам самим вершить свою судьбу, вручаю вам этот клубок и хочу, чтобы вы задали вопрос любому из нашего круга и сами высказали свое мнение о сегодняшнем занятии, ответив на вопросы друзей.

Список литературы.

  1. И.Э. Кох. Основы сценического движения. Л., Искусство, 1970 г.
  2. А. Пиз. Язык жестов. "Парадокс". Минск, 1995 г.
  3. К.С. Станиславский. Моя жизнь в искусстве. М., Искусство, 1954 г.
  4. http://greciya-mif.com/moiri.html