Дети, пришедшие в первый класс, имеют определённое представление о мире. Оно складывается из собственного опыта, средств массовой информации, общения с другими людьми. Характер этой информации представляет пёструю мозаику. Очень часто понятия не сформированы, ошибочны. Но при всём этом представления ребёнка о мире имеют важную особенность – целостность.
С приходом в школу ребёнок начинает изучать несколько предметов. В результате знания приобретённые детьми, мало связаны между собой.
Одним из путей решения этой проблемы является использование межпредметной интеграции. На интегрированных уроках у детей формируется целостная картина мира.
Интегрированные уроки имеют ряд преимуществ:
- повышают мотивацию, формируют познавательный интерес;
- способствуют формированию целостной картины мира;
- позволяют систематизировать знания;
- способствуют развитию внимания, памяти, мышления, устной речи;
- позволяют углубить изучение материала без дополнительных временных затрат.
Хорошо интегрируются уроки: литературное чтение + русский язык, литературное чтение + окружающий мир, русский язык + окружающий мир, окружающий мир + изобразительное искусство.
В качестве примера я предлагаю конспект интегрированного урока в первом классе по учебнику «Русская азбука» (авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф., Берестов В.Д.)
Тема урока: «Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Письмо строчной буквы г».
Цели:
- познакомить с буквами Г, г, обозначающими согласные звуки [г], [г’];
- способствовать развитию фонематического слуха, устной речи, логического мышления, внимания;
- формировать навык правильного, плавного, сознательного чтения;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: лента букв, схемы слов, картинки с изображением мухомора, клубники, лисички, малины, смородины, боровика, картинки грибов, на которых написаны слова: луг, пауки, спутники, клубки, грибы, годы.
ХОД УРОКА
І. Оргмомент
ІІ. Упражнения для развития речевого аппарата
– Сегодня нам на уроке нужно будет работать со звуками, много читать. А чтобы мы справились со всеми заданиями легко, надо подготовить речевой аппарат.
1. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Пятерочка».
– Выполним упражнение «Пятёрочка». Набираем воздух через нос. На выдохе считаем от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета.
2. Артикуляционная разминка
– Сегодня мы разучим новое упражнение, которое называется «Часики». Рот открыт. Перемещаем язык из одного угла рта к другому и наоборот.
3. Работа над дикцией
– Послушайте скороговорку.
В перелеске у пригорка
Собирал грибы Егорка.
– Произнесём её вместе со мной.
– А теперь произнесём скороговорку быстрее.
– Постараемся произнести ещё быстрее.
– Сейчас произнесём скороговорку в обычном
темпе, но голосом покажем, что мы удивлены.
– А теперь порадуемся за Егорку.
– Произнесём скороговорку, поставив логическое
ударение на слово пригорок.
– А теперь поставим логическое ударение на слово
собирал.
ІІІ. Мобилизующий этап
На доске изображены мухомор, клубника, лисички,
малина, смородина, боровик, крыжовник.
– Назовите изображенные предметы и постарайтесь
их запомнить. Закройте глаза. (Учитель
переставляет картинки).
– Откройте глаза. Скажите, в какой
последовательности были изображены предметы
сначала.
ІV. Актуализация знаний
– Разделите картинки на две группы.
– Почему вы объединили в одну группу мухомор,
лисички, боровик? Как одним словом можно назвать
клубнику, малину, смородину, крыжовник?
V. Формулирование учащимися темы и цели урока
– Произнесите слова грибы, ягоды. Какие новые
звуки вы услышали?
– Посмотрите на слова «ПОЗНАКОМИМСЯ», «ЧИТАТЬ».
– Что мы будем делать на уроке?
– Познакомимся с буквой, которая обозначает звук
[г], будем читать слова с этой буквой.
VІ. Знакомство с новыми звуками
1. Отгадайте загадку.
Под сосною у дорожки
Они стоят среди травы.
Ножки есть, но нет сапожек,
Шляпки есть – нет головы.
– Разделим слово грибы на слоги.
– Сколько слогов в слове грибы?
– Произнесём первый слог. Из каких звуков он
состоит?
– Дайте характеристику первому звуку?
[г] – согласный, звонкий, твёрдый.
– Почему вы решили, что звук [г] согласный?
– Почему вы думаете, что звук [г] звонкий?
– Есть ли у звука [г] парный мягкий?
– Докажите. Придумайте слова со звуком [г’].
2. Игра «Найди звук»
– Определите, где в слове стоит звук [г] или [г’].
Охарактеризуйте его.
Гном, игрушка, гиря, снеговик, круги, пироги.
VІІ.Знакомство с новыми буквами
– Звуки [г], [г’] обозначаются на письме буквой
г.
– На что похожа буква г?
– Сравните большую и маленькую буквы Г, г.
– Посмотрите на ленту букв. На какую строку мы
поселим букву г? Почему?
– Назовите парный согласный звуку [г].
VІІІ.Знакомство со строчной буквой г
1. Сопоставление печатной и письменной буквы г, г.
2. Показ её написания на доске.
3. Обведение по контору буквы и узора в широкой
строке.
4. Письмо строчной буквы г.
ІX. Чтение слогов
аг
ог
уг
иг
ыг
егга
го
гу
ги
гы
гека
ко
ку
ки
гы
кегра
гро
гру
гри
гры
гре
– Что изменилось? Сравните первый и второй столбики. Сравните второй и третий столбики.
X. Письмо в «Прописи» слогов га, гу, ге, буквосочетания гл.
Письмо слов гуси, гляди.
XІ. Чтение слов
углы палки грозно грибок голос
угли галки грязно погребок волос
– Прочитайте слова. Что изменилось?
XІІ. Чтение слов в «Азбуке» на странице 123.
XІІІ. Чтение текста, работа по развитию речи
Чтение рассказа в «Азбуке» на странице 123.
Дифференцированная работа. Хорошо читающие дети читают продолжение рассказа на доске.
Идут дети по тропинке. Увидели на ветке грибок. Висит себе на солнышке. Кто его повесил? Наверно, белка запасы на зиму делает.
– Как озаглавим рассказ?
– Какие грибы нашла Галя?
– Что нашёл Гена?
– Чем отличаются грибы, которые нашла Галя, от
грибов Гены?
– Какие съедобные грибы вы знаете?
– Что висело на ветке?
– Что подумали дети об этом грибке?
– Кто ещё делает запасы на зиму?
– Почему нельзя уничтожать мухоморы, ведь они
ядовитые?
XІV. Игра «Соотнесите картинки и слова» в «Азбуке» на странице 124
XV. Повторение написания парных согласных в конце слов, упражнение в нахождении проверочных слов
1.– Мы с вами тоже будем собирать грибы. Но грибы у нас не обычные, а волшебные.
Сорвать грибок мы сможем, если прочитаем слово и скажем, в какой позиции стоит парный согласный. На грибах написаны слова: луг, пауки, спутник, клубки, грибы, годы.
Дети читают слово луг.
– В какой позиции стоит согласный [г]?
– Как поставить его в сильную позицию?
2. Запись в «Прописи» слов грибы – гриб, годы – год.
XVІ. Списывание предложения с печатного текста
В лесу много грибов.
– Подчеркните гласные.
– Разделите слова на слоги.
XVІІ. Работа по развитию логического мышления, внимания и навыков чтения.
Дифференцированная работа.
– Прочитайте загадки. Соедините их с отгадками.
1. И зелен, и густ
на грядке вырос куст.
2. Сперва блеск,
за блеском треск,
за треском – плеск.
3. Лесом идёт,
а дров не видит.
Сама не видит,
а другим указывает.
XVІІІ. Итог урока
– Конечно, нельзя проводить все уроки интегрировано. В начальной школе необходимы и обычные «предметные» уроки. Но рациональное сочетание обычных уроков с интегрированными повысит интерес учащихся к учёбе, позволит более эффективно развивать логическое мышление, память, внимание, устную речь учащихся.
Литература:
1. Бакулина Г.А. Обучение грамоте
средствами субъективизации // Начальная школа.
2002. № 4
2. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.,
Берестов В.Д. Русская азбука: учеб. для 1 кл. М. :
Просвещение, 2010.
3. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные
разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1
класс. М. : ВАКО, 2008.
4. Обухова Л.А., Жиренко О.Е., Дубинина И.В., Лукина
Т.М. Как хорошо уметь читать: Книга для
дополнительного чтения в период обучения
грамоте. – Воронеж, 2008. –160 с.