Проходя по участкам в детском саду, каждый будь-то родитель, воспитатель, дедушка или бабушка, видят, как их чадо играет в песочнице. И глядя на это можно услышать: “Ах, ты опять грязный ?”, а другие скажут: “Как красиво получилось!”. И наверное каждый вспоминает своё детство. Дети, как и мы же когда-то варят “кашки – малашки”, мальчишки строят туннели, гаражи, замки. Малыши делают куличики. И ни каждый родитель знает, что использовать песок можно и в обучении, в развитии их чада, игры с песком более целенаправленные и их считают началом конструирования. А самое главное песок дает дополнительный акцент на развитие тактильного ощущения, развитие мелкой моторики рук.
В ходе модернизации системы дошкольного образования сложились принципиально новые условия для развития и обучения детей с нарушением речи.
Интенсивно развивается логопедическая служба и в негосударственных образовательных учреждениях для детей предшкольного и дошкольного возраста.
Уточняется базовое содержание дошкольного образования, внедряются вариативные программы воспитания и обучения детей, активно разрабатываются региональные компоненты дошкольных образовательных программ.
Учителя-логопеды детских садов также не остаются в стороне от процессов творческой разработки современного содержания дошкольной логопедии.
Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности. Интенсивное изменение окружающего мира диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные методы, способствующие решению проблемы нарушения речи. Одним из таких методов является метод “Песочной терапии”.
Сегодня многие дошкольные учреждения имеют ванночки с песком, но как их оптимально использовать мало кто знает. Тематика и содержание занятий могут быть разнообразны, в зависимости от доминирующий задачи занятия. Занятие может быть как индивидуальным, так и подгрупповым. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания. Часто дошколята затрудняются это сделать в силу недостаточного развития вербального аппарата. Именно песок дает дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Если перенести традиционное обучение и развивающее задание в песочницу, то получим дополнительный эффект. С одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет. С другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как на песке быстро можно исправить их.
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.
Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игра дает им богатые кинестетические ощущения.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
- Обучающие игры, такие игры направлены на развитие
тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное
ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь,
словарный запас слов, развиваем восприятие
различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению. - Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
- Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки... Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет... Было бы только желание использовать песочную терапию в логопедической практике.
Как и любая другая дисциплина, терапия песком имеет свои основные принципы:
- Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует
себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для это
необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка.
Необходимо исключить негативную
оценку его действий и конечно же поощрять его фантазию. - Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям.
- Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
- У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- Обучающиеся чувствуют себя более успешными;
- На занятиях нет места монотонности и скуке.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.
Список литературы:
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.
- Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.