Тема урока «Фразеологизмы». Выбор темы не случаен: как показывают наблюдения, запас фразеологизмов в речи школьников очень скуден, а навыки употребления в речи ограничены и непрочны. Выполняя задания, дети учатся отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, распознавать их в тексте, пополняют свой словарь новыми фразеологическими оборотами, пробуют включать их в свою речь, учитывая смысловое содержание и грамматические свойства каждой фразеологической единицы, контекст, ситуацию.
Тип занятия – изучение и закрепление новых знаний. На основе обобщения прежних знаний о фразеологических оборотах дети знакомятся с новыми понятиями, узнают новое о фразеологизмах. В учебниках А.В. Поляковой обучение фразеологии складывается из следующих взаимосвязанных и взаимозависимых элементов: обогащение словаря учащихся фразеологизмами, его уточнения и активизации, усвоения учащимися понятия «фразеологизм» и формирования умения пользоваться фразеологическим словарем. Я решила несколько расширить знания учащихся.
Использую технологию развития критического мышления, которая направлена на развитие навыков работы с информацией (текстом), умение не только вдумчиво читать, быть активным слушателем, но и анализировать, применять данную информацию, увязывая новые знания с уже имеющимися представлениями, на стадии рефлексии. Сегодня в тетрадях мы не будем писать. Рабочие записи дети будут выполнять на листочках, т.к. мы еще учимся, ученики в записях допускают много грамматических ошибок.
Цели:
- мотивировать учеников к познанию через рефлексию и развивать рефлексивные возможности.
- создать условия для развития мыслительной деятельности, речи, умения работать в парах, то есть осуществлять взаимодействие, а также способствовать развитию умения выполнять анализ и самоанализ своей деятельности и деятельности одноклассников.
- создать условия для усвоения учащимися свойств фразеологизмов: их значения, строения, употребления, умения подбирать синонимы и антонимы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, гостям.
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся. А насколько – увидим в конце урока.
2. Постановка темы и целей урока.
Любой первоклассник скажет, что наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Не зная значения отдельных слов, нельзя понять, о чем говорится в предложении.
Это все правильно. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только из сочетания их.
Послушайте предложение: Яша сломя голову остановился.
- Что в нем не так?
- Что значит «сломя голову»?
- Как называется это явление в языке?
Сегодня мы повторим все, что знаем о фразеологических оборотах и попытаемся узнать новое.
3. Актуализация имеющихся знаний
На листочках запишите, что знаете о фразеологизмах.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Это устойчивые сочетания слов |
Какая наука изучает фразеологизмы? |
|
Употребляются в переносном смысле |
Как произошли |
|
Украшают нашу речь, делают ее образной |
Чем являются в предложении? |
|
Существует фразеологический словарь |
|
|
Обсудите в парах свои знания. Если оба согласны, оставьте запись. Если нет – поставьте знак?
Прочитайте, что вы знаете о фразеологизмах.
- У кого есть добавления?
(Дети добавляют то, что еще не прозвучало. Я ошибки не исправляю.)
Хорошо. Но согласитесь, что знаний у нас по этой теме недостаточно.
- Что бы вы хотели узнать о фразеологизмах?
О происхождении.
Какая наука изучает фразеологизмы?
В предложениях встречаются фразеологизмы? Чем они являются?
- Затрудняетесь?
Предлагаю вам такие вопросы…
- Хотите узнать? Запишем вопросы в колонку 2.
4. Получение новой информации
1) Работа с текстом
Давайте прочитаем текст о фразеологизмах. Читая, будем делать пометки:
+ - знаю
– - не знаю
! – узнал новое
? – удивило
Русский язык богат фразеологическими оборотами. Их в нашем языке десятки тысяч.
Фразеологизмами называются устойчивые неделимые сочетания слов. Изучаются они в особом разделе науки о языке, который называется фразеологией.
Общий смысл фразеологизмов передают не отдельные слова, а всё выражение в целом. Особенность фразеологических оборотов состоит в том, что в нашей речи они употребляются в постоянных, как бы навсегда застывших формах. Как правило, у фразеологизмов неизменный порядок слов, обычно они употребляются в переносном смысле. Например: золотые руки – умелец, человек, который умеет сделать всё, за что ни возьмётся.
Часто по своему лексическому значению фразеологизмы близки одному слову: рукой подать – близко, с минуты на минуту – скоро, как снег на голову – неожиданно.
Подобно отдельным словам, фразеологизмы имеют синонимы и антонимы – другие фразеологизмы. Например,
- синонимы: сломя голову – во все лопатки – со всех ног – во всю прыть – очертя голову (то есть «быстро»).
- антонимы: возносить до небес (восхвалять) – втаптывать в грязь (унижать), капля в море (мало) – хоть пруд пруди (много).
В предложении фразеологический оборот является одним единым членом предложения. Например:
В поле вышли все от мала до велика - подлежащее
Он явился ни свет ни заря - обстоятельство
Фразеологизмы создавались многими поколениями людей. В них запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. О значении фразеологизмов можно узнать в разных словарях: «Большом фразеологическом словаре», «Школьном фразеологическом словаре», в различных «Веселых» и «Занимательных словарях».
Устойчивые обороты мы часто слышим в устной речи, встречаем в художественной литературе. Они очень выразительны. Фразеологизмы дают возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее, ярче выражает он свои мысли.
2) Осмысление содержания
Я думаю, что каждый нашел ту информацию, которая вам знакома. Прочитайте ее.
Вернемся к нашим записям.
- Все ли ваши знания подтвердились?
- Какие оказались ошибочными? Зачеркните их аккуратно.
- А какая информация ранее была неизвестна?
Запишем ее в 3 колонку.
- Есть ли в тексте такая информация, которая оказалась для вас неожиданной?
Да, действительно, в русском языке очень много фразеологизмов!
В «Большом фразеологическом словаре» собрано 4000 устойчивых сочетаний!
Только с одним словом рука имеется более 50 фразеологических оборотов!
Саша подобрал несколько из них:
Валится из рук |
|
- не клеится, не работается |
- Может, у кого-нибудь возник вопрос?
3) Рождение нового знания
А теперь еще раз внимательно просмотрите наши записи и проговорите друг другу все, что узнали о фразеологизмах. Если у вашего товарища возникли вопросы, помогите ему или попросите помощи у класса.
Расскажите для всех.
Итак, что мы теперь знаем о фразеологизмах?
- Устойчивые неделимые сочетания слов.
- Изучает наука фразеология.
- Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.
- В предложении является одним членом предложения.
- Имеет переносный смысл.
- Многие фразеологизмы имеют синонимы и антонимы – другие фразеологизмы.
- Различные фразеологические словари.
- Делают речь точнее, красочнее.
- Как вы думаете, все ли знаем о фразеологических оборотах?
Конечно. Это очень трудная тема, к ней мы еще будем возвращаться на уроках. Знания пригодятся в старших классах и в жизни.
Дома обобщите знания, полученные на уроке, в этом вам помогут записи на листочках. Приведите свои примеры.
5. Закрепление знаний
Игра.
К фразеологизмам левого столбика ученики 1 варианта подбирает фразеологизмы-синонимы, 2 вариант подбирает антонимы:
и стар и млад |
|
до седьмого пота |
|
|
|
спустя рукава |
кот наплакал |
6. Итог урока. Рефлексия
А сейчас закройте глаза. Мысленно ответьте на вопросы:
Я - Как чувствовал себя на уроке?
- С каким настроением работал?
- Доволен ли собой?
МЫ- Насколько комфортно мне работалось в паре?
- Какие затруднения были в общении?
- Как преодолел проблемы?
ДЕЛО - Я достиг цели.
- Этот материал мне нужен для дальнейшей учебы.
- Я помогал, мне помогали…
Откройте глаза.
- Кто из вас хочет сказать об этом вслух?
Вы молодцы!
И я ухожу с урока с хорошим настроением: меня порадовали ваши ответы, я довольна вашей работой.