Внедрение рефлексивных техник на уроках в начальных классах для успешного саморазвития ребенка

Разделы: Начальная школа


Тема урока «Фразеологизмы». Выбор темы не случаен: как показывают наблюдения, запас фразеологизмов в речи школьников очень скуден, а навыки употребления в речи ограничены и непрочны. Выполняя задания, дети учатся отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, распознавать их в тексте, пополняют свой словарь новыми фразеологическими оборотами, пробуют включать их в свою речь, учитывая смысловое содержание и грамматические свойства каждой фразеологической единицы, контекст, ситуацию.

Тип занятия – изучение и закрепление новых знаний. На основе обобщения прежних знаний о фразеологических оборотах дети знакомятся с новыми понятиями, узнают новое о фразеологизмах. В учебниках А.В. Поляковой обучение фразеологии складывается из следующих взаимосвязанных и взаимозависимых элементов: обогащение словаря учащихся фразеологизмами, его уточнения и активизации, усвоения учащимися понятия «фразеологизм» и формирования умения пользоваться фразеологическим словарем. Я решила несколько расширить знания учащихся.

Использую технологию развития критического мышления, которая направлена на развитие навыков работы с информацией (текстом), умение не только вдумчиво читать, быть активным слушателем, но и анализировать, применять данную информацию, увязывая новые знания с уже имеющимися представлениями, на стадии рефлексии. Сегодня в тетрадях мы не будем писать. Рабочие записи дети будут выполнять на листочках, т.к. мы еще учимся, ученики в записях допускают много грамматических ошибок.

Цели:

  • мотивировать учеников к познанию через рефлексию и развивать рефлексивные возможности.
  • создать условия для развития мыслительной деятельности, речи, умения работать в парах, то есть осуществлять взаимодействие, а также способствовать развитию умения выполнять анализ и самоанализ своей деятельности и деятельности одноклассников.
  • создать условия для усвоения учащимися свойств фразеологизмов: их значения, строения, употребления, умения подбирать синонимы и антонимы.   

Ход урока

1. Организационный момент.

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, гостям.

- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся. А насколько – увидим в конце урока.

2. Постановка темы и целей урока.

Любой первоклассник скажет, что наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Не зная значения отдельных слов, нельзя понять, о чем говорится в предложении.

Это все правильно. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только из сочетания их.

Послушайте предложение: Яша сломя голову остановился.

- Что в нем не так?

- Что значит «сломя голову»?

- Как называется это явление в языке?

Сегодня мы повторим все, что знаем о фразеологических оборотах и попытаемся узнать новое.

3. Актуализация имеющихся знаний

На листочках запишите, что знаете о фразеологизмах.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Это устойчивые сочетания слов

Какая наука изучает фразеологизмы?

 

Употребляются в переносном смысле

Как произошли

 

Украшают нашу речь, делают ее образной

Чем являются в предложении?

 

Существует фразеологический словарь

 

 

Обсудите в парах свои знания. Если оба согласны, оставьте запись. Если нет – поставьте знак?

Прочитайте, что вы знаете о фразеологизмах.

- У кого есть добавления?

(Дети добавляют то, что еще не прозвучало. Я ошибки не исправляю.)

Хорошо. Но согласитесь, что знаний у нас по этой теме недостаточно.

- Что бы вы хотели узнать о фразеологизмах?

О происхождении.

Какая наука изучает фразеологизмы?

В предложениях встречаются фразеологизмы? Чем они являются?

- Затрудняетесь?

Предлагаю вам такие вопросы…

- Хотите узнать? Запишем вопросы в колонку 2.

4. Получение новой информации

1) Работа с текстом

Давайте прочитаем текст о фразеологизмах. Читая, будем делать пометки:

+ - знаю

- не знаю    

! – узнал новое

? – удивило

Русский язык богат фразеологическими оборотами. Их в нашем языке десятки тысяч.

Фразеологизмами называются устойчивые неделимые сочетания слов. Изучаются они в особом разделе науки о языке, который называется фразеологией.

Общий смысл фразеологизмов передают не отдельные слова, а всё выражение в целом. Особенность фразеологических оборотов состоит в том, что в нашей речи они употребляются в постоянных, как бы навсегда застывших формах. Как правило, у фразеологизмов неизменный порядок слов, обычно они употребляются в переносном смысле. Например: золотые рукиумелец, человек, который умеет сделать всё, за что ни возьмётся.

Часто по своему лексическому значению фразеологизмы близки одному слову: рукой податьблизко, с минуты на минутускоро, как снег на головунеожиданно.

Подобно отдельным словам, фразеологизмы имеют синонимы и антонимы – другие фразеологизмы. Например,

  • синонимы: сломя голову – во все лопатки – со всех ног – во всю прыть – очертя голову (то есть «быстро»).
  • антонимы: возносить до небес (восхвалять)втаптывать в грязь (унижать), капля в море (мало)хоть пруд пруди (много).

В предложении фразеологический оборот является одним единым членом предложения. Например:

В поле вышли все от мала до велика - подлежащее

Он явился ни свет ни заря - обстоятельство

Фразеологизмы создавались многими поколениями людей. В них запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. О значении фразеологизмов можно узнать в разных словарях: «Большом фразеологическом словаре», «Школьном фразеологическом словаре», в различных «Веселых» и «Занимательных словарях».

Устойчивые обороты мы часто слышим в устной речи, встречаем в художественной литературе. Они очень выразительны. Фразеологизмы дают возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее, ярче выражает он свои мысли.

2) Осмысление содержания

Я думаю, что каждый нашел ту информацию, которая вам знакома. Прочитайте ее.

Вернемся к нашим записям.

- Все ли ваши знания подтвердились?

- Какие оказались ошибочными? Зачеркните их аккуратно.

- А какая информация ранее была неизвестна?

Запишем ее в 3 колонку.

- Есть ли в тексте такая информация, которая оказалась для вас неожиданной?

Да, действительно, в русском языке очень много фразеологизмов!

В «Большом фразеологическом словаре» собрано 4000 устойчивых сочетаний!

Только с одним словом рука имеется более 50 фразеологических оборотов!

Саша подобрал несколько из них:

Валится из рук
голыми руками взять
дать по рукам
дать руку на отсечение
как без рук
из рук в руки
легкая рука
мастер на все руки
не покладая рук
подать руку

 

- не клеится, не работается
- легко одолеть
- наказать, отучить
- поручиться
- беспомощно
- непосредственно
- удачное начало
- умелец
- неустанно
- помочь

- Может, у кого-нибудь возник вопрос?

3) Рождение нового знания

А теперь еще раз внимательно просмотрите наши записи и проговорите друг другу все, что узнали о фразеологизмах. Если у вашего товарища возникли вопросы, помогите ему или попросите помощи у класса.

Расскажите для всех.

Итак, что мы теперь знаем о фразеологизмах?

  • Устойчивые неделимые сочетания слов.
  • Изучает наука фразеология.
  • Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.
  • В предложении является одним членом предложения.
  • Имеет переносный смысл.
  • Многие фразеологизмы имеют синонимы и антонимы – другие фразеологизмы.
  • Различные фразеологические словари.
  • Делают речь точнее, красочнее.

- Как вы думаете, все ли знаем о фразеологических оборотах?

Конечно. Это очень трудная тема, к ней мы еще будем возвращаться на уроках. Знания пригодятся в старших классах и в жизни.

Дома обобщите знания, полученные на уроке, в этом вам помогут записи на листочках. Приведите свои примеры.

5. Закрепление знаний

Игра.

К фразеологизмам левого столбика ученики 1 варианта подбирает фразеологизмы-синонимы, 2 вариант подбирает антонимы:

и стар и млад
не покладая рук
в двух шагах

 

до седьмого пота
рукой подать
от мала до велика

 

 

спустя рукава
хоть пруд пруди
в мгновенье ока

кот наплакал
черепашьим шагом
засучив рукава

6. Итог урока. Рефлексия

А сейчас закройте глаза. Мысленно ответьте на вопросы:

Я - Как чувствовал себя на уроке?

- С каким настроением работал?

- Доволен ли собой?

МЫ- Насколько комфортно мне работалось в паре?

- Какие затруднения были в общении?

- Как преодолел проблемы?

ДЕЛО - Я достиг цели.

- Этот материал мне нужен для дальнейшей учебы.

- Я помогал, мне помогали…

Откройте глаза.

- Кто из вас хочет сказать об этом вслух?

Вы молодцы!

И я ухожу с урока с хорошим настроением: меня порадовали ваши ответы, я довольна вашей работой.