Приобщение к спорту в семье и школе

Разделы: Работа с родителями


Цель: активное приобщение детей и родителей к спорту.

Задачи:

  1. Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению семьи к физкультуре и спорту.
  2. Формирование у учащихся здорового образа жизни; 
  3. Приобщение к спорту и физической культуре через семью. 

Принципы работы с семьей 

  •  системность;
  • уважительность;
  • единство общественного и семейного воспитания;

Ожидаемые результаты

  1. Овладение учащимися культурой семейных отношений.
  2. Укрепление взаимосвязей в семье.
  3. Повышение педагогической культуры родителей.
  4. Активное участие родителей в общешкольных спортивных мероприятиях.
  5. Соблюдение единства требований педагогов и родителей в воспитании здорового подрастающего поколения.

Ход собрания: (Приложение 1)

Сегодня наше собрание посвящено теме «Приобщение детей к спорту в семье и школе»

Приобщение к спорту

С давних времен хорошо известен универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия — спорт, способ, требующий не дорогостоящих лекарственных препаратов и технических приспособлений, а только воли и некоторых усилий над собой.

Но и эти небольшие «жертвы» нужны лишь на первых порах, а затем преодоление физической нагрузки приносит совершенно необычное чувство мышечной радости, ощущение свежести, бодрости, оздоровления. Оно становится необходимым, потому что победа над собственной инерцией, физической бездеятельностью или просто ленью всегда воспринимается как успех, обогащает жизнь и закаляет волю. Возможно, именно тренировка воли лежит в основе появления той жизненной активности, которая возникает у людей, занимающихся спортом.

Занятия спортом являются важнейшей формой физического развития и воспитания детей. Обычно приобщение их к спорту осуществляется в школе под влиянием преподавателей физкультуры, классных руководителей, учителей-предметников.

Если школьник уже приобщился к какому-то виду спорта, то задача родителей поощрять это увлечение, контролировать его, развивать интерес к спорту, не дать ему угаснуть. Родители должны быть убеждены, что занятия спортом развивают физические возможности организма, дисциплинируют ребенка, благотворно влияют на здоровье, нравственность, учебу и поведение. Только такая убежденность сделает родителей верными друзьями спорта, помощниками детей в их занятиях спортом.

Спорт как средство развития возможностей и устранения недостатков

Задача семьи и школы - привить любовь к физкультуре и спорту, вырастить гармонически развитых детей.

Представим себе, что ребенок от природы низкорослый. Если его приобщить к тяжелой атлетике или к борьбе, то это не будет способствовать увеличению его роста. Детей низкорослых целесообразнее приобщать к спортивным играм, к легкой атлетике. Это активизирует рост или, по крайней мере, не будет тормозить его.

Мы считаем, что, выбирая для ребенка вид спорта, надо развивать не те физические качества, которые в определенной мере уже развиты и четко проявляются, а те, которые развиты слабо. Другими словами спорт должен служить средством развития потенциальных сил и возможностей организма, устранять имеющиеся недостатки в развитии. Можно ли детям и подросткам переключаться с одного вида спорта на другой?

На этот вопрос мы отвечаем положительно. Разумеется, если ребенок занимается длительное время одним и тем же видом спорта, если он врос в него на долгие годы, то это почти всегда приводит к спортивным успехам и достижениям. Этот вариант можно считать идеальным.

Выбор вида спорта для своего ребенка

Как выбрать вид спорта для своего ребенка? Родители должны изучить физиологические, конституционные и психические особенности ребенка и темпы его развития. Это изучение следует осуществлять в тесном контакте с врачом, учителем физкультуры, классным руководителем. Затем надо посоветоваться с тренером о соответствии данного вида спорта возможностям ребенка.

Разумеется, надо учитывать склонность и интерес ребенка к тому или иному виду спорта. В выборе вида спорта большое значение имеют систематические занятия физической культурой, весь образ жизни ребенка, степень и характер его физического развития, общее знакомство с различными видами спорта.

Следовательно, выбор вида спорта для каждого ребенка - проблема очень сложная.

Многие ученые считают, что надо подбирать для ребенка тот вид спорта, к которому у него есть явные физические возможности. Например, высокорослым детям советуют заниматься спортивными играми и некоторыми видами легкой атлетики, а коренастым, низкорослым - тяжелой атлетикой, борьбой; детям, имеющим отличную реакцию на быстро меняющуюся обстановку, следует заниматься боксом, фехтованием и другими видами спорта, где требуется молниеносная оценка ситуации, и т. п.

Но эти рекомендации приемлемы тогда, когда производится отбор детей в физкультурно-спортивные школы и интернаты с обязательной специализацией. Однако большинство детей не собираются сделать спорт своей профессией.

Главная цель спорта

Поэтому, главная цель спорта - это здоровье и нормальное физическое развитие. Организм ребенка интенсивно развивается, меняются его функции, темпы роста, силы, эмоции. И нельзя предугадать, какие изменения, количественные и качественные, совершатся в организме через определенное время. Именно поэтому вид спорта может меняться и выбор его - не простой и не единовременный акт.

Еще раз подчеркиваем, что подростки, которые избрали определенный вид спорта как специализацию, должны совершенствоваться в нем. Но это дети, для которых спорт - призвание.

По отношению ко всем остальным детям педагогически целесообразно искать и находить тот вид спорта, который соответствует их интересам и потребностям.

Непременным остается твердое правило: все дети должны постоянно заниматься спортом, не прерывая этих занятий и разумно сочетая их с другими видами деятельности.

Физкультура и спорт должны прочно и навсегда войти в жизнь каждой семьи, каждого человека, особенно детей, но не как временные посетители, а как друзья и верные, добрые спутники.

Сроки приобщения детей к спорту

Когда же следует начинать приобщать детей к спорту? Очень важно вовремя приобщить ребенка к спорту. Однако ранняя спортивная специализация вредна для здоровья детей и может нарушить их гармоническое развитие.

Существуют общепринятые рекомендации по поводу сроков приобщения детей к спорту.

К видам спорта, требующим ловкости, гибкости и быстроты движений и развивающим их, можно приобщать детей младшего школьного возраста. В частности, тренировать по плаванию можно с 7-8 лет, по фигурному катанию с 6-7 лет, по спортивной гимнастике - с 8-10 лет (мальчики), с 8-9 лет (девочки), по теннису с 7-10 лет.

Есть виды спорта, которые требуют упражнений скоростно-силового характера, незначительных по времени; акробатика, легкая атлетика, лыжный, конькобежный спорт, упражнения на скорость, волейбол, баскетбол. К этим видам спорта рекомендуется приобщать детей с 10-12 лет.

У детей 12-14 лет возможности выбора вида спорта значительно расширяются. Однако наиболее полезными в этом возрасте являются те виды, которые способствуют развитию силы, быстроты, ловкости, волевых качеств. К таким видам спорта относятся легкая атлетика, хоккей с шайбой и мячом, лыжный и конькобежный спорт, гребля, волейбол, баскетбол, ручной мяч, водное поло и другие.

Приобщать детей к видам спорта, которые требуют силы и выносливости, можно не ранее чем с 14-16 лет. К таким видам спорта относятся бег на средние дистанции, бег на коньках от 500 до 3000 м, гонки на велосипеде, тяжелая атлетика. Занятия всеми видами борьбы и боксом рекомендуется начинать с 14 лет.

Разумеется, эти сроки ориентировочные. Иногда можно начинать приобщение к спорту и раньше, если физическое развитие ребенка или подростка идет темпами, опережающими норму. Так, известны случаи, когда дети фигурным катанием начинают заниматься не в 11, не в 7, а в 6 лет. Следовательно, родители, руководствуясь рекомендациями, полученными на основе медико-физиологических исследований, должны также учитывать физические возможности своего ребенка, советоваться с врачом и тренером.

При определении сроков приобщения детей к спорту надо учитывать и процесс акселерации. Акселерация - это процесс ускорения физического развития детей и подростков. Этим процессом объясняется тот факт, что состав чемпионов по всем видам спорта «помолодел». Акселерация иногда характеризуется неравномерностью развития различных органов и систем организма. Для выравнивания развития необходимы занятия физическими упражнениями и спортом.

Нагрузки на детский организм во время тренировок

Дети, подростки и юноши, занимающиеся спортом, должны находиться под наблюдением врача. Занятия спортом, особенно участие в соревнованиях, требуют больших физических нагрузок, нервных и психических напряжений. Именно поэтому тренировки должны быть построены на принципе постепенного увеличения нагрузок при условии постоянного врачебного контроля. Кроме того, иногда необходим временный отдых от занятий данным видом спорта, переключение на гигиеническую гимнастику, прогулки, легкие игры. Нельзя допускать чрезмерных перегрузок для девочек в период полового созревания.

Чрезвычайно вредна узкая спортивная специализация подростков, ибо она развивает одни органы и функции в ущерб другим. Но ведь каждый вид спорта является специализированным, а заниматься всеми видами спорта невозможно. Значит ли это, что подросток, выбрав какой-то вид спорта, обрекает себя на одностороннее развитие? Конечно, нет.

Занятия тем или иным видом спорта необходимо сочетать с занятиями, способствующими общему гармоническому физическому развитию. Каждый тренер должен сочетать специальную тренировку с общей - с гимнастическими упражнениями, с бегом и т. д. При этом надо руководствоваться следующим принципом: общеразвивающие занятия должны компенсировать те стороны физического развития, которые не охватываются данным видом спорта.

Наиболее полезными для подростков являются гимнастика, легкая атлетика, плавание, спортивные игры, лыжный спорт, туризм. Эти виды спорта не требуют чрезмерных физических нагрузок, содержат возможности развития всего организма. Однако это вовсе не означает, что другими видами спорта не следует заниматься. Каждый вид спорта полезен, если он сочетается с общеразвивающими упражнениями и не перегружает ребенка или подростка.

Культуризм и атлетизм

Очень часто подростки и юноши, стремясь стать сильными, «накачивают мышцы», причем стараются это сделать в короткий срок, используя методы «культуристов». Увлечение «культуризмом» часто приводит к диспропорции частей тела. Культуризм получил развитие в некоторых странах Западной Европы и Америки. Занимаясь по этой системе, ребята действительно приобретают большую силу, но в ущерб другим двигательным качествам. «Культуристы» имеют низкий уровень выносливости, быстроты, гибкости, ловкости и работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Широкое развитие получило направление, которое называется атлетизмом. В его основе лежит принцип всестороннего, гармонического развития организма. Атлеты занимаются бегом, прыжками, плаванием, играми и другими видами спорта, выполняют общеразвивающие упражнения. Они отличаются силой, выносливостью, гибкостью, ловкостью, имеют красивое тело. Все это родители должны объяснить детям.

Спорт и здоровье

Нередко приходится встречать подростков, которые совершенно равнодушны к спорту. Наряду с ними есть и такие, которые чрезмерно увлекаются спортом и в результате этого небрежно относятся к учебе, своим обязанностям по дому к т. д.

В первом случае подростков надо заинтересовать спортом, разъяснить его значение для развития организма и здоровья, во втором - с подростками надо проводить разъяснительную работу о необходимости разумно сочетать спорт, труд и учебу.

Некоторые родители, видя, что дети чрезмерно занимаются спортом в ущерб другим обязанностям, становятся на путь полного и категорического запрещения спортивных занятий. Этот путь неправилен, так как, изолируя детей от спорта, родители лишают их возможности нормального физического развития и совершенствования.

Спорт, рационально организованный, не только не отвлекает подростков от учебы и труда, а наоборот, способствует повышению их физической и умственной работоспособности. В семьях, где правильно организован режим, где проводится должная воспитательная работа, учеба, труд и спорт разумно сочетаются.

Таким образом, систематические занятия физическими упражнениями способствуют увеличению резервов детского организма.

Движение - это естественная потребность детей, обусловленная самой природой живого организма, для которого движение является формой существования. «Тело без движения подобно стоячей воде, которая портится, плесневеет и гниет» - писал ученый-медик XVIII века Н. Максимович-Амбодик.

Физическая активность и ее влияние на организм

В московском зоопарке был проведен опыт: молодых зайчат, тетерева и соловья лишили возможности двигаться - их содержали в маленьких клетках. Когда животные и птицы выросли, их выпустили на простор. Зайчата сделали несколько прыжков и упали замертво. Тетерев поднялся в воздух, пролетел полтора круга и тоже упал замертво. Соловей запел и тут же умер. Внутренние органы животных, лишенных движения, не были тренированы и поэтому не выдержали даже незначительной нагрузки. Зайчата и соловей умерли от разрыва сердца, а тетерев - от разрыва аорты.

Академик Н. М. Амосов пишет: «Цивилизация не должна привести к физическому ослаблению человека. Если отпадает необходимость в тяжелой физической работе, ее должен заменить спорт. Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в школе, семье. Активный двигательный режим - единственное средство, способное «нейтрализовать» последствия часов напряженной учебы».

Взрослых подчас раздражает детская безудержная подвижность, они стараются пресечь ее окриками, приказами, а иногда и шлепками. В некоторых семьях даже практикуется особого рода наказание для провинившихся детей - «ставить в угол». Ребенка заставляют определенное время стоять или сидеть неподвижно. Родители, применяющие этот метод, даже не представляют себе его жестокости. Ведь детский организм требует постоянного движения. Наказывать лишением движений - это все равно, что не дать провинившемуся ребенку еды.

Стремление к красоте тела

Дети глубоко и болезненно переживают недостатки и дефекты своего физического развития: косолапость, плоскостопие, неправильную осанку, ожирение, сутулость и др. Они становятся застенчивыми, малообщительными, неуверенными в себе. И здесь большую помощь могут оказать физкультура и спорт - надежные средства достижения физического совершенства и красоты тела.

Внешняя красота должна сочетаться со здоровьем, силой и выносливостью, высокой работоспособностью внутренних органов.

Физические упражнения и умственная деятельность

Занятия физическими упражнениями активизируют деятельность мозга. Известный философ античного мира Аристотель использовал движения как метод активизации процесса обучения. Он проводил уроки, прогуливаясь вместе с учениками. «Мысль становится живее, когда тело разогрето прогулкой»,- считал Аристотель. Это же признавал и Жан Жак Руссо: «Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться».

Многие великие ученые, деятели искусства, писатели неоднократно подчеркивали благотворное влияние физических упражнений на умственную работоспособность. Л. Н. Толстой, например, как-то признался: «При усидчивой умственной работе, без движения сущее горе. Не походи я, не поработай руками и ногами в течение хотя бы единого дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна».

Здесь уместно напомнить, что великий писатель в 65 лет научился ездить на велосипеде, в 75 лет хорошо катался на коньках, соревновался с молодежью и добивался побед. В возрасте 60 лет он за 6 дней прошел 200 км от Москвы до Тулы. В Ясной Поляне, где жил Л. Н. Толстой, до сих пор сохранился замечательный гимнастический городок, в котором писатель занимался до последних дней своей жизни.

Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал, что для повышения работоспособности нервной системы и улучшения памяти необходимы физические упражнения.

Физические упражнения заряжают энергией центры положительных эмоций, благодаря чему дети, занимающиеся физкультурой и спортом, отличаются оптимизмом, жизнерадостностью, повышенной работоспособностью, в том числе и умственной.

ВЫСТУПАЮЩИЕ:

  • Клюева Е.Н. «Приобщение к спорту в младшем звене» (Приложение 2)
  • Бакаев Ю.А. «Приобщение к спорту в старшем звене». (Приложение 3)
  • Косенко Н.В. «Приобщение к спорту в семье». (Приложение 4)

Источники:

  1. http://www.7ya.ru/
  2. http://www.solnet.ee/
  3. http://www.women-health.kiev.ua/3-5.php
  4. http://www.women-health.kiev.ua/3-5-1.php
  5. http://www.women-health.kiev.ua/3-5-1-2.php
  6. http://www.women-health.kiev.ua/1-1-4-1.php