Изодеятельность как фактор привлечения школьников к творческому труду в рамках реализации компетентностного подхода в образовании

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Обобщение опыта.

Слайд 1 (Ф.И.О.) - не задерживать надолго.

Уважаемые коллеги!

Слайд 2 (Тема опыта).

Я представляю Вашему вниманию опыт работы по теме “Изодеятельность как фактор привлечения школьников к творческому труду в рамках реализации компетентностного подхода в образовании”.

Слайд 3 (Условия возникновения опыта).

Почему я обратилась к этой теме? Она актуальна для меня по нескольким причинам:

Первая из них связана с направленностью Российского образования на формирование у школьников ключевых компетенций;

Во-вторых, с 2008 года наше образовательное учреждение в рамках экспериментальной площадки Астраханского института повышения квалификации и переподготовки приступило к работе над проблемой “Формирование социокультурной и социоэкономической компетентностей обучающихся как фактора их жизнестойкости”;

И, в-третьих. Больше выпускников стали выбирать специальности, связанные с применением знаний, умений, навыков по изодеятельности. А анализ рынка труда показал востребованность этих профессий.

А теперь мне бы хотелось более подробно рассмотреть каждое из условий.

В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” зафиксировано положение о том, что “…школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования”.

Это положение я понимаю как новую конкретную задачу, поставленную перед российским образованием, а следовательно, и передо мной. Реализуя компетентностный подход в образовании, мы, педагоги, должны сделать всё, чтобы воспитать выпускника:

  • самостоятельного, предприимчивого, ответственного, коммуникабельного, толерантного, способного видеть и решать проблемы автономно, а также в группах;
  • готового и способного постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте;
  • самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде.

Ведь в широком понимании слова, компетентность – это интегрированная целостность знаний, умений, навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовать на практике свою компетентность.

Ознакомившись с теорией компетентностного подхода, я поставила перед собой несколько вопросов:

  1. Что я, как учитель изобразительного искусства, могу сделать в рамках реализации компетентностного подхода в образовании?
  2. Что мне для этого нужно?
  3. Что практически я умею?
  4. Чему я могу научить детей?

Слайд 4 (Теоретическая и практическая база опыта)

Ответы на целый ряд вопросов я нашла в трудах всемирно известных педагогов. Идеи компетентностного подхода оказались созвучными личностно-ориентированному (развивающему) образованию:

  • о зонах “актуального и ближайшего развития” Л.С. Выготского;
  • о дедуктивной логике раскрытия изучаемого материала Г.П. Щедровицкого, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Ш.А. Амонашвили, Г.Н. Кудиной и др.). Теоретические разработки И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской, начавшиеся с 90-х годов ХХ века, получили реальное применение в практике современной школы.

Моя задача – адаптировать этот опыт для нашего образовательного учреждения.

Слайд 5 (Занятость детей)

Так удачно сложилось, что в последние годы у меня появилась хорошая возможность реализации опыта на базе нашего образовательного учреждения:

  1. Имеются кабинеты ИЗО и художественного творчества, завершается реконструкция выставочного зала. Приобретаются необходимые художественные материалы и оборудование.
  2. С 2007/2008 учебного года изобразительное искусство введёно в учебный план всех классов школы (за счёт школьного компонента).
  3. Большие возможности для развития творческих способностей детей и привлечения их к творческому труду предоставляет и работа воспитанников в двух творческих объединениях: “Спектр” (занятия графикой и живописью) и “От скуки бери дело в руки” (декоративно-прикладная направленность).
  4. Очень большую положительную роль играет и тот фактор, что дети находятся в школе круглосуточно и круглогодично. Это позволяет проводить занятия с воспитанниками, в том числе групповые и индивидуальные, в удобное дня них время, не прерывая их даже в летний период (все наши воспитанники с 2008 года в полном составе выезжают на отдых в летний оздоровительный лагерь). Эти внеклассные объединения позволяют привлечь к занятиям творческим трудом до 80 % воспитанников. Обратите внимание на график занятости детей. На нём чётко прослеживается тенденция к увеличению охвата детей изобразительной деятельностью на уроках – с 44% в 2000-2001 уч. году, до 100% в 2007-2008 уч. году. Во внеклассной деятельности – с 18 % в 2000-2001 уч. году до 80% - в 2007-2008 уч. году.
  5. И конечно же, главное. Как оказалось, среди наших воспитанников очень много творчески одарённых детей, для которых эти занятия – радость и условия самореализации.

Слайд 6 (Актуальность опыта)

Почему эта проблема стала актуальной? Одним из основных направлений деятельности нашего образовательного учреждения является социальная адаптация выпускника, его готовность самостоятельно жить в сложном изменяющемся мире.

Занятия изодеятельностью предоставляют для этого хорошие возможности. В наше время высоких технологий очень ценится ручной труд, авторские изделия. Наш выпускник может изготовить подарок другу или родственнику на праздник. Может украсить свою одежду дизайнерскими находками или украшениями, выполненными из бисера. Ну а в тяжёлую минуту качественно и интересно выполненное изделие можно реализовать и получить средства для существования. Всё это формирует у воспитанников умение экономить бюджет и умению зарабатывать деньги достойным способом.

Слайд 7 (Ведущая педагогическая идея опыта)

Исходя из актуальности проблемы, я сформулировала для себя ведущую педагогическую идею опыта, основанную на:

  • социализации выпускников через социализацию и самореализацию педагога. Педагог не должен быть сторонним наблюдателем. Он становится активным участником социальной адаптации воспитанников.
  • Кроме того, в основе педагогической идеи опыта – реализация творческих способностей детей и в итоге формирование у них ключевых компетенций

Слайд 8 (Новизна опыта).

В чём новизна моего опыта? Я предлагаю вашему вниманию новые технологии, довольно редко применяемые в образовании (граттаж, витраж, батик, работа с бросовым материалом).

Слайд 9, 10 (Визуальное подтверждение слайды, выставка).

Выставка.

Слайд 11 (Технология опыта).

Суть технологии заключается в том, что у детей существует идеальная возможность максимально реализоваться по различным направлениям не только во время уроков, но и во внеурочное время. В работе с учениками я использую “обучение в сотрудничестве”, метод проектов, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Обучение в сотрудничестве. Это работа в малых группах, где каждый заинтересован в высоком результате работы всей группы, т.е. в результате общего труда, а не только в своих собственных результатах.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

Слайды 14 (Проекты)

А это проект был создан группой воспитанников разного возраста. В феврале в школе состоялся педагогический совет по проблеме школьного самоуправления. На нём воспитанники защищали разработанные ими проекты. Дети работали с азартом и большим интересом, потому что тема проекта “Макет школьного двора” одинаково важна для всех - и для детей, и для взрослых. Сегодня весь коллектив готовится к реализации проекта на практике.

И, наконец, главное. Что является показателем актуальности, важности оригинальности опыта?

Безусловно – его результативность. Что я считаю главными показателями результативности?

Слайд 15.

Занятость детей. Об этом я уже говорила

Слайд 16 (успеваемость)

За годы работы наблюдается стабильно высокий коэффициенты обученности и качества обучающихся. Кроме того, фиксируется тенденция к их увеличению.

Слайд 17 (Поступления).

Анализ результатов поступления наших выпускников в профессиональные образовательные учреждения показал, что количество выпускников, выбирающих специальности, связанные с применением знаний, умений, навыков по изодеятельности, из года в год существенно увеличивается: от 2 в 2005 году до 18 в 2008.

Слайд 18 (Результативность).

На этой диаграмме наглядно видна следующая информация:

  • cправа – количество мероприятий, в которых приняли участие наши дети;
  • cлева - результат участия.

Посмотрите:

  • 2000 год – 7 мероприятий, и всего 45 % - получили дипломы, грамоты или ценные подарки
  • 2002 год – 8 мероприятий и результативность 57%;
  • 2007 год – значительное увеличение показателей: 13 и 84;
  • 2008 год – 23 и 87! Сравните с 2000 годом.

Слайд 19 (результативность)

Для себя я считаю показательным участие моих воспитанников в конкурсах и фестивалях.

Обратимся к диограмме: в 2000 году и 2002 годах наши ученики принимали участие в конкурсах и фестивалях только двух уровней: городского и областного.

В 2007 и 2008 годах наши дети получили признание на Всероссийском и международном уровнях.

За последние два года более десяти детей стали лауреатами всероссийских и международных конкурсов. (Папка с грамотами).

Слайд 19 (Каталоги). На сегодняшний день работы детей размещены в 8 каталогах, выпускаемых по окончании Всероссийских и международных конкурсов.