Урок истории "Россия в конце XVIII в.". 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • Охарактеризовать внутреннее и международное положение России, раскрыть причины ее отставания от передовых европейских держав.

Развивающие:

  • Совершенствовать умения учащихся выявлять причинно-следственные связи в процессе рассмотрения исторических событий.
  • Формировать умения и навыки в составлении обобщающих таблиц и схем; систему работы с контурными картами, атласами, историческими первоисточниками.
  • Продолжить формирование критического мышления учащихся в процессе определения роли личности в истории (на примере деятельности Петра I).

Воспитательные:

  • Формирование славянской ментальности и патриотизма учащихся в процессе изучения всемирной истории.

Основные термины и понятия:

  • Северная война,
  • Азовские походы,
  • Стрелецкий бунт,
  • Дворцовые перевороты,
  • Империя.

Тип урока: Комбинированный урок с элементами критического мышления учащихся в процессе самостоятельной работы с историческими источниками.

Ожидаемые результаты:

После этого урока учащиеся смогут:

  • Определить время правления Петра I, даты Северной войны, разделов Речи Посполитой, результаты внутренней политики Петра I, его реформ, а так же внешней политики.
  • Показать на карте территориальные изменения Российской империи в I половине XVII века.
  • Дать определения понятиям “Империя” и “Дворцовые перевороты”.
  • Высказывать суждения относительно характера внутренней и внешней политики Петра I.

Оборудование урока:

  • Классная доска, заранее оформленная к уроку.
  • Раздаточный материал для учащихся.
  • Печатный материал для урока.
  • Учебник по всемирной истории для 8 класса.
  • Карта “Россия в конце XVII – начале XVIII века.
  • Атласы по всемирной истории для 8 класса, контурные карты.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся (на основе проверки предыдущего домашнего задания).
  3. Изучение нового материала по следующему плану:
    План изучения нового материала:
    1. Общая характеристика Российского Государства в конце XVII века.
    2. Петр I и его реформы.
    3. Внешняя политика Петра I и образование Российской Империи.
    4. Дворцовые перевороты.
  4. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
  5. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся. Объяснение нового домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей.

Эпиграф урока:

“Историческая роль Петра I огромна и неоднозначна. Его провозглашали национальным гением, просветителем, спасителем России, революционером, “Наполеоном и Робеспьером” (А.С. Пушкин), называли антихристом, ненавистником всего русского, разрушителем и святотатцем. Легендарный царь-реформатор коoрдинально изменил ход русской истории.
Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует…”

Вопрос к учащимся:

На протяжении урока проанализируйте изображение и поразмышляйте над вопросом: “Как Вы считаете, что в деяниях Петра принесло пользу России как государству и российскому народу, а что из них пошло во вред?” (Смотри Приложение 1 и Приложение 8).

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

В качестве опережающего домашнего задания учащиеся должны были подготовить сообщения по следующим темам:

  1. Изобразительное искусство и архитектура Эпохи Просвещения.
  2. Творчество выдающихся писателей-просветителей.
  3. Развитие музыки в Эпоху Просвещения.

Заслушивая сообщения по заданным темам, учащиеся должны проанализировать их на основе предлагаемого алгоритма:

1. Тема сообщения.
2. Определение позитивности в сообщении по следующим критериям:

  • полнота раскрытия темы,
  • наличие тезиса,
  • наличие аргументов,
  • приведение примеров,
  • наличие вывода,
  • четкость изложения и культура речи ученика.

Подводя итоги этой части урока, учитель подчеркивает, что Просвещение – это цивилизационное культурное течение периода перехода от традиционного к индустриальному обществу. Его представители проповедовали утверждение “царства разума”, основанного на природном равноправии людей, политической свободе и гражданского равенства. Ставили целью просветить не только общество, но и монархов относительно содержания “истинного” человеческого общества, тем самым они хотели пошатнуть старую феодальную организацию общества, но необходимо отметить, что не во всех странах этот процесс происходил одновременно. Примером тому была Россия в конце XVII века.

III. Изучение нового материала.

1. Общая характеристика Российского Государства в конце XVII века..

Вопросы для беседы: (изучается на основе эвристической беседы по ранее изученному материалу)

  1. Было ли в России в конце XVII века развито мануфактурное производство.
  2. Что стало основным последствием принятия “Соборного уложения 1649 года”.
  3. Какие социальные группы играли решающую роль в общественной жизни России XVII века.

Дополняя и обобщая ответы учащихся, учитель обращает внимание на то, что в отличие от передовых стран Европы (Нидерландов и Англии), где уже зарождались новые капиталистические отношения и формировались новые классы (буржуазия и наемные рабочие) и происходили буржуазные революции, Россия оставалась страной, где крепостничество не только сохранилось, а еще больше усилилось.

Рассказ учителя:

Отсталость России стало следствием тяжелых испытаний, которые выпали на ее долю. Монголо-татарское иго надолго сдержало ее развитие. Целые столетия Россия была оторвана от природных контактов с Европой, не было выхода к морям. К началу XVII века страна была разорена. О том, что Россия была такой страной, нам свидетельствуют следующие факты:

  • Господство феодально-крепостнического строя,
  • Незначительное количество мануфактур, где использовался труд крепостных,
  • Недостаточность добычи полезных ископаемых,
  • Слабое развитие международной торговли,
  • Пережитки феодальной раздробленности,
  • Отсутствие регулярной армии и флота,
  • Недостаточное развитие науки и отставание в области образования.

Однако изменения, назревавшие в XVII веке во всех сферах социально-экономической жизни страны переросли в I четверти XVIII века в качественный скачок. Уже в XVII веке в России возникли предпосылки преобразований, которые подготовили почву для проведения важнейших реформ.

Работа учащихся с учебником:

Прочтите текст учебника и определите предпосылки преобразований, которые дали возможность провести реформы.

Во время проверки выполнения задания учащиеся называют следующие предпосылки:

  • Рост городов, расширение внутренней торговли,
  • Создание первых мануфактур; постепенное формирование новых слоев общества (буржуазия и наемные рабочие),
  • Укрепление абсолютизма, в результате чего боярская знать утратила руководящую роль в государстве,
  • Утрата церковью своего прежнего могущества,
  • Урегулирование дипломатических отношений Московского государства со странами Европы и Азии.

Обобщая ответы учащихся, учитель подводит их к выводу: Изложенные факты свидетельствуют о том, что в Росси в конце XVII века сложились предпосылки для проведения реформ, реализация которых была связана с деятельность Петра I.

 

2. Петр I и его реформы.

На основе материала учебника и дополнительного раздаточного материала учащиеся должны составить план ответа на вопрос: “Петр I и его реформы” (смотри Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7).

Примерный план, составленный учащимися:

  1. Вступление Петра на престол в результате острой борьбы за власть.
  2. Преобразование потешных полков в регулярную армию.
  3. Начало создание российского флота (1693 год).
  4. Азовские походы Петра.
  5. “Великое посольство”: посещение зарубежных стран молодыми дворянами в главе с Петром (1697–1698 г.г.)
  6. Подавление Стрелецкого бунта (1698 г.)
  7. Реформы Петра: военная реформа, реформа промышленности, реформа государственного управления, реформа местного управления, налоговая реформа, церковная реформа.

3. Внешняя политика Петра I и образование Российской Империи (изучается при помощи эвристической беседы с учащимися по вопросам).

Вопросы для беседы:

  1. Почему России был необходим выход к Балтийскому морю?
  2. Кому принадлежало побережье Балтийского моря в XVIII веке?
  3. При каких обстоятельствах эти территории были захвачены Швецией?
  4. Какие меры принимались государством, чтобы вернуть России Балтийские берега? Чем закончились эти попытки?
  5. В чьих интересах велась борьба за выход к Балтийскому морю?

Используя карту, учитель обобщает ответы учащихся, указывая на то, что Швеция в начале XVIII века была сильным государством на Балтийском море. Она захватила восточные берега в Латвии и Эстонии, часть Германии (Памеранию) и земли, что принадлежали Дании. Под ее властью находилась и Финляндия, поэтому в те времена Балтийское море называли “Шведским озером”.

Рассказ учителя:

Международное положение в Европе в начале XVIII векам благоприятно сложилось для союза североевропейских государств против Швеции. В это время в Европе шло подготовка к войне за испанскую корону между Испанией и Францией с одной стороны, Англией и Голландией и Австрийской империей с другой стороны. Война продолжалась с 1701 по 1713 год, и, конечно же, ее участники не могли вмешиваться в противоречия России и Швеции. В этих условиях против Швеции сложился союз северных государств: Россия, Дания, Саксония и Речь Посполитая. Военные действия против Швеции начинает Дания, войска которой взяли в осаду крепость Штральзунд. Армия польского короля обложила Ригу, а Россия, получив известие о мире с Турцией, тут же вступила в войну со Швецией, что произошло 9 августа 1700 года.

Во время изучения событий Северной войны учащиеся начинают заполнять таблицу. (Смотри Приложение 1.)

Северная война 1700–1721 г.г.

Дата Основные военные действия Значение побед русской армии и флота
     

4. Дворцовые перевороты.

Работа с материалом учебника:

Учащимся предлагается ознакомиться с соответствующим пунктом параграфа и заполнить итоговую таблицу (смотри приложение 1)

Дворцовые перевороты XVIII века.

Кто возведен на престол? Период нахождения у власти Опора правителя
Екатерина I – жена Петра I 1725–1727 Гвардейские полки, Высший тайный совет, сподвижники Петра I.
Петр II – внук Петра I 1727–1730 Гвардейские полки, группировка князей Долгоруких, Высший тайный совет
Анна Иоанновна – герцогиня курляндская, дочь царя Ивана – брата Петра I 1730–1740 (“бироновщина”) Гвардейские полки, немецкое дворянство во главе с Бироном, тайная полиция
Иван Антонович (регентом был Бирон) 1740–1741 Немецкое дворянство
Елизавета – дочь Петра I 1741–1761 Гвардейские полки
Петр III – внук Петра I 1761–1762 Не имел никакой опоры
Екатерина II – жена Петра III 1762–1796 Гвардейские полки, российское дворянство

IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся (на основе тестирования). (Смотри приложение 1.)

Тест:

1. Московское государство в конце XVII века представляло собой:

А) Отсталую аграрную страну, конституционную монархию
Б) Страну, которая переходила от аграрного к индустриальному этапу развития, самодержавную монархию
В) Передовую индустриальную страну, абсолютную монархию
Г) Отсталую аграрную страну – республику
Д) Отсталую аграрную страну, самодержавную монархию.

2. Установите соответствие между датами и событиями:

А. 1698 г.
Б. 1696 г.
В. 1689 г.
1. Начало правления Петра I.
2. Взятие российскими войсками Азова.
3. Стрелецкий бунт.

А  
Б  
В  

3. Какое событие стало поворотным пунктом в Северной войне?

А) Битва под Нарвой.
Б) Основание Санкт-Петербурга.
В) Полтавская битва.

Проверка теста осуществляется путем взаимопроверки в парах с помощью учителя.

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся. Объяснение нового домашнего задания.

  • Отработать текст соответствующего параграфа учебника.
  • Завершить заполнение итоговых таблиц, если они не были заполнены на уроке.
  • На соответствующей контурной карте нанести основные битвы периода Северной войны.
  • Подготовить сообщения по следующим темам:
  1. Исторический портрет Петра I.
  2. Петр I – великий реформатор.
  3. Рождение Великой Российской Империи.
  4. Поэт, воспевший Петра.
  5. Современники Петра – европейские монархи.