Пояснительная записка
Театр – искусство коллективное. Спектакль – результат творческих усилий коллектива. Занятия в школьном театре, где возраст участников 10-14 лет, могут и должны воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим.
Влияние любого вида искусства, в т.ч. и театрального, на личность ребенка неоспоримо. Формирование нравственных начал происходит через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это в свою очередь способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. Все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Цели программы – развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.
Задачи программы: развитие творческого мышления; развитие художественно-творческих способностей учащихся; воспитание любви и интереса к культуре Отечества и мировой культуре; создание условий, позволяющих детям найти свое место в творчестве; воспитание эстетической культуры учащихся; развитие навыков общения.
Основой занятий является программа, которая предусматривает систематическое и последовательное обучение, развитие и воспитание.
Данная программа является модифицированной. Она составлена на основе следующих источников: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. М. Просвещение, 1981; Программы общеобразовательных учреждений. Театр I-XI классы. М. Просвещение, 1995.
Отличие данной программы от типовых состоит в изменении структуры подачи материала, более глубокого изучения основ актерского мастерства и изменение режима временных параметров осуществления деятельности.
Данная программа предусматривает примерное усложнение работы от первого года обучения ко второму и т.д. Программа состоит из шести разделов.
Программа разделена на отдельные тематические разделы, но в связи со спецификой занятий в театральном коллективе границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться темы из разных разделов: Руководитель строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процессов, учитывая репетиционно-постановочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива.
Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий.
Занятия театрального коллектива включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждения спектаклей, фильмов, посещение выставок, концертов, подготовка афиш, программок, билетов, заблаговременная подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом (если он имеется) и т.д. Ежегодный показ нового спектакля или композиции – необходимый завершающий этап работы.
В школьный театр принимаются все желающие. Число участников каждой группы 12-13 человек. Группы занимаются по три академических часа, три раза в неделю. Занятия могут проводиться со всем составом, с подгруппой и индивидуально. Всего на год отводится 324 часа. Сюда включается и время, затрачиваемое на экскурсии, коллективное посещение театра.
Ход занятия предусматривает чередование различных обучающих приемов: беседы, упражнения, игры-этюды, прослушивание звукозаписей, просмотр видеоматериалов.
Ожидаемый конечный результат – участники детского объединения чувствуют себя раскованно, свободно. Грамотно применяют знания основ актерского мастерства, этапов работы актера над ролью. Знают законы сценического действия, владеют элементами актерской выразительности, умеют анализировать произведение. Ориентируются в этических вопросах, стремятся к знаниям, умеют ценить труд в коллективе.
Главным критерием в оценке деятельности участника театрального объединения является его творческое проявление в процессе воплощения на сцене конкретного задания: исполнения роли в спектакле, участие в литературно-поэтической композиции или выступление в качестве ведущего концертной программы.
Одной из форм контроля является участие в городских конкурсах. Высшая оценка для участника – получение призового места.
Программа
Учебно-тематический план 1-го года обучения
Беседы о театре
Теория 1. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр – искусство коллективное, спектакль – результат творческого труда многих людей различных профессий. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл); театр кукол; радио- и телетеатр. Уважение к их труду, культура поведения в театре.
2. Страницы истории театра. Театр Древней Греции. Народные истоки театрального искусства (обряды, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси. Кукольный скомороший театр о Петрушке. Рождение театра кукол. Зарубежные братья Петрушки. Виды кукольного театра. Знакомство с современным кукольным театром. Его художественные возможности. Особенности выразительного языка театра кукол.
3. Пьеса – основа спектакля. Пьеса – сказка. Сказки народные и литературные: волшебные, героические, романтические, сказки о животных. Сказки разных народов на сцене кукольного театра, музыкального, драматического. Превращение литературной сказки в сказку драматическую. Действие как главное выразительное средство актерского искусства.
4. Актер и сцена. Этические нормы поведения.
Практика.
1. Экскурсия в Дом культуры. Сцена,
одежда сцены.
2. Просмотр кукольного спектакля в театре
“Кулиска”
3. Просмотр спектакля-сказки в ДК “Дорожник”, ДК
“Октябрь”
4. Игра “Путешествие по театру”
Практическое знакомство со сценическим действием
Теория. Значение поведения в актерском искусстве. Сценическое внимание. Виды внимания. Органы внимания. Объекты внимания. Управление вниманием. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Бессловесные элементы действия. Актёрское взаимодействие.
Практика.
1. Простейшие упражнения и игры,
помогающие сосредоточить и организовать
активное, заинтересованное отношение к объектам
внимания.
2. Игры и упражнения, показывающие необходимость
подлинности и целенаправленности действий в
предлагаемых обстоятельствах.
3. Упражнения на практическое знакомство с
действием в условиях вымысла, т.е. в предлагаемых
обстоятельствах:
4. Практическое знакомство с элементами общения,
взаимодействия.
Основы практической работы над голосом
Теория. Рождение звука. Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Отделы речевого аппарата. Система дыхания. Гигиена речевого аппарата. Дыхание и голос. Дыхание и звук. Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Гласные звуки. Согласные звуки. Классификация согласных. Орфоэпия. Литературная норма произношения. Роль ударения в орфоэпии.
Практика. Упражнения на выработку умения управлять выдохом. Упражнения для тренировки мышц участвующих в дыхании. Упражнения артикуляционной гимнастики. Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными. Упражнения с текстами скороговорок, чистоговорок.
Работа со словарем. Проверка ударения. Произношение звукосочетаний в словах.
Подготовка творческой программы “Калейдоскоп талантов” - “Звучащий мир”
Основы художественного чтения
Теория. Вводная беседа. Живое слово и его значение. Идейно-тематический анализ произведения. Многообразие форм выступления. Логика речи.
Практика. 1. Идейно-тематический разбор произведения. Основные сведения об авторе произведения. Уяснение содержания произведения: основная мысль; художественные образы; последовательность развития сюжета; определение характеров взаимоотношений, мотивов поведения и намерений героев; представление в воображении описываемых автором картин природы, людей, окружающей их обстановки, фактов и событий; определение к ним своего отношения и их оценка; определение исполнительской задачи (сверхзадачи, обусловленной основной мыслью (идеей) произведения)
- Логика речи. Понятие о речевом звене. Логическое ударение. Логическая пауза. Логическое построение фразы. Выполнение исполнительских задач
- Многообразие форм выступления. Прослушивание записей выступлений профессиональных артистов.
- Конферанс. Значение конферанса в концерте. Принципы композиционного построения концерта
- Работа над произведениями. Подготовка к участию в городском конкурсе художественной декламации. Конкурс стихов.
Основы ритмики, хореографии и сценического движения
Теория. Вводное занятие. Основы классического танца. Художественные выразительные средства танца. Музыкальная грамота. Понятия: вступление, окончание музыкального произведения, музыкального отрывка. Азбука музыкального движения. Положение партнеров в паре. Знакомство с понятиями: точки зала (сцены) 1-8. Круг, колонна, линия (шеренга). Правый и левый повороты, движения по ходу танца, по ходу часовой стрелки, интервал. Темпы: быстро, медленно, умеренно. Правила техники безопасности при выполнении элементов акробатики и сценических трюков.
Практика.
1. Перестроение в указанные (геометрические) фигуры. Хлопки, ходьба, бег в заданном музыкальном ритме. Начало и окончание упражнения вместе с музыкальным сопровождением.
2. Элементы ритмической гимнастики. Повороты и наклоны головы. Поднятие и опускание плеч. Наклоны корпуса. Вращение кистей и рук. Перекат на полупальцах. Сочетание подъема на полупальцы с последующим приседанием по 6 позиции.
Партерный тренаж. Положение сидя. Наклоны вперед вытянув руки. Наклоны вперед соединив стопы. Наклоны в стороны на широкой растяжке.
Положение на спине, позвоночник всеми точками касается пола. Сокращение и вытягивание стопы по 6-й и 1-й позициям, лежа на спине, ноги вытянуты в коленях. Упражнения для развития мышц брюшного пресса и спины.
3. Элементы классического танца. Упражнения выполняются лицом к станку в стороны по 1-ой позиции. К концу учебного года – “крестом” Позиции ног 1-я - 3-я. Позиции рук 1-я – 3-я. Деми плие. Батман тандю. Батман тандю жете. Ронд де жамб пар терр. Батман релеве лент на 45гр. Гранд батман жете. Релеве лицом к станку. Па де бурре. Положение ноги сюр ле ку-де-пье (условно). Прыжки тамп соте по 1-ой позиции (условной). Шанжман де пье по 3-ей позиции (условно).
4. Танцевальные элементы. Поклон. Положение рук: опущены в низ, за платье, ладони на поясе, в кулачки, в общем круге, в парном танце.
Танцевальные шаги: простой (па марше), на высоких полупальцах, на пятках, с высоким подниманием колен, с подскоком, бег.
Танцевальные движения: боковой приставной шаг с выносом ноги на каблук, боковой галоп, притоп двойной, тройной, боковой шаг с ударом (“припляс”), “ножницы”, “маятник”, “ковырялочка”, “елочка”, “гармошка”, “вальсовая дорожка”.
5. Элементы сценической акробатики. Миксер. Пружина. Тележка. Гусиный шаг. Собачка. Кошка лезет под забор. Кувырок вперед. Кувырок назад. Кенгуру. Кузнечик. Лягушка.
Работа над спектаклем
Теория. Тематический анализ. Событийный ряд и действенный анализ. Предлагаемые обстоятельства. Линии действия персонажей.
Практика. 1. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведение руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.
Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновения героев. Распределение ролей. Чтение пьесы по ролям.
2. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов (в условиях примерной выгородки). Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонажа в данном эпизоде (что происходит, что делается, почему, с какой целью?).
Этюды – импровизации на событие пьесы (у каждого персонажа свои линии действия).
Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.
Повторное обращение к тексту пьесы.
3. Воспроизведение в действии целых картин. Уточнение и проверка на основе авторского текста намерений персонажей, мотивов их поведения, предлагаемых обстоятельств, действенных задач; создание у детей на основе текста пьесы конкретных образных представлений (видений). Практическое закрепление и проверка логики персонажей в живом действии и взаимодействии исполнителей. Работа над словом.
Репетиция с деталями декораций. Развитие у детей представления о выразительном значении отдельных компонентов спектакля (декорации, костюмы, музыка, свет).
4. Проигрывание пьесы целиком, с включением готового оформления, музыки и т.п. Хронометраж. Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия пьесы и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций всей пьесы.
Установление порядка перестановки деталей декорации, выделение ответственных за перестановку.
Показ спектакля зрителям: учащимся, родителям, учителям. Обсуждение итогов работы.
Список литературы для учащихся
- Барро Ж. Размышление о театре. М., 1963.
- Богуславская Н.Е., Кунина Н.А. Веселый этикет. Екатеринбург, 1997.
- Карпов Н.В. Уроки сценического движения. М., 1999.
- Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М., 1997.
- Смоленский Я.М. В союзе звуков чувств и дум. М., 1976.
- Устинова Т.А. Беречь красоту русского танца. М., 1959.
- Что такое театр. Книга для детей и их родителей. М., 1997.
Список литературы для педагогов
- Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Искусство, 1972.
- Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998.
- Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М.: Просвещение. 1978.
- Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. Статьи. М., 1982.
- Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1984.
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2000.
- Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1978.
- Немирович – Данченко В.И. Об искусстве актера и режиссера. Работа над спектаклем. Т. 1. М., 1952
- Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1 - 11кл. М.: Просвещение. 1995.
- Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Квитная О.В. Учите детей танцевать. М.: Владос. 2003.
- Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельности. М.: Просвещение. 1974.
- Саричева Е.Ф. Сценическое слово. М.: Просвещение. 1963.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. т 8. М., 1954.
- Станиславский К. С. Этика. М.: Искусство. 1962.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театральных занятий младших школьников. М.: Владос. 2003.